Просмотр содержимого документа
«Путешествие в мир денег»
Игра-викторина в 4 классе.
Тема занятия: «Как появились деньги?»
Цель: формирование у обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности.
Задачи:
- Уточнить представления учащихся о функции обмена денег.
- Уточнить название денежных единиц разных стран.
Ход мероприятия.
- Ребята, каждый день вы слышите по радио или телевидению, а также дома и в школе слова: «деньги», «монета», «купюра». Знаете ли вы, что они обозначают?
А знаете ли вы, откуда берутся деньги?
Послушайте, какую историю рассказывают американские родители своим детям, будущим подрастающим бизнесменам и подумайте, чему эта история нас с вами учит?
«Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что бы он ни попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому что был еще маленьким. И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10 долларов. «Тебе уже шестнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сам». Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к маме. Она дала ему 10 долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и сказал: «Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов сгорели мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. «Ты не заработал эти деньги. Ты обманул меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не получишь ни цента». На этот раз сын разозлился. Он пошел на бензоколонку и договорился, что будет помогать заправлять машины, пока не заработает 100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять пришел к отцу. Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил их в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли, чтобы спасти деньги. «Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты готов полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам».
Итак, ответьте на вопрос, чему же учит нас данная история?
(Эта история учит тому, что деньги не так просто даются и чтобы их заработать, нужно приложить много усилий).
Вам необходимо ответить на вопросы.
Какова для тебя цена денег?
Как можно, применив свои способности и талант, сделать деньги?
Какие полезные навыки ты мог бы приобрести, продавая газеты, подрабатывая мытьем машин?
- тогда напрашивается вопрос, что такое деньги и откуда они появились? И зачем вообще возникла в них необходимость?
-Давным-давно, когда люди, чтобы выжить, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины, у них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Те, у кого было много овец, меняли их на одежду. Охотники меняли мясо на зерно. Рыбаки, наловившие много рыбы, меняли её на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар.
-: Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки, то животные (например, коровы). На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами.
- что обозначает слово «монета». Монета - это имя (точнее прозвище) древнеримской богини Юноны. (Моneta – по латыни «советчица»). Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени «хозяйки» храма они стали называться монетами.
-: А слово «деньги» (в древнерусском языке употреблялось и единственное число – деньга) известно с конца XIV века. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками.
-В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны, ногаты и куны. Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр. Ногата и куна – это часть гривны.
- Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. От слова «рубить» (древнее – рубь – край, грань) и произошло название. При Иване Грозном в XVI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их «копейными деньгами» или копейками.
- проверим, на сколько вы были внимательны-.
1. Игра «Брейн-ринг»
2. Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)
3. Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)
4. Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)
5. Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)
6. Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)
7. Что такое «евро»? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)
- Каждый из вас не единожды ходил в магазин и совершал всевозможные покупки. Как вы рассчитывались с продавцом на кассе? Какие деньги использовали?
Сейчас я предлагаю тоже сходить в магазин.
2. Игра: (решение финансовой задачи).
Цель: решить задачу, направленную на выбор максимально выгодной покупки в магазине.
- Максим решил порадовать любимую маму и испечь ей торт ко дню рождения. Для этого ему не хватало нескольких продуктов: 200 граммов сахара, 180 граммов масла, 3 яйца, 1 стакана молока. У Максима были собственные средства в размере 300 рублей, которые он сэкономил от карманных денег. В шаговой доступности от дома находятся несколько магазинов. Из средств массовой информации Максим узнал, что в магазине «Десяточка» проводится «Акция!». Взяв у родителей деньги на проезд, он отправился в магазин.
а) Покупка в каком магазине окажется наиболее выгодной для семейного бюджета?
б) В какой магазин должен отправиться Максим, если учесть, что от всей массы продуктов, ему нужно было использовать лишь часть, а остальное осталось бы на дальнейшее потребление в семье?
Общая стоимость покупок
Путь до магазина
Карусель
От 42.90 цена за 1 кг
От 127.90
180 грамм
От 48.90
цена за 10 яиц
От 69,90
за 1 литр
289,60
Проехать 1 остановку на автобусе
Магнит
От 49.00 цена за 1 кг
От 132.00
180 грамм
От 56.90
цена за 10 яиц
От 71,50
за 1 литр
309,40
По дороге домой из школы
Десяточка
«АКЦИЯ!»
От 45.00 цена за 1 кг
От 111.00
180 грамм
От 39.90
цена за 10 яиц
От 69,90
за 1 литр
271,80
в 4 остановках от дома
*проезд в транспорте - 20 рублей
Ответы и критерии: а) Максиму надо воспользоваться магазином «Магнит», так как он находится в шаговой доступности. И, хотя в нем продукты дороже, мальчик экономит на проезде в транспорте -
Например: 309,40-300=9,40 - количество недостающих денег на покупку в «Магните» или Маским взял на проезд у родителей 110 рублей, хотя на покупки в «Магните» ему недоставало всего 9,40.
110 - 9,40=100,60 - количество сэкономленных средств в семейном бюджете, если бы мальчик отправился в «Магнит», а не в «Десяточку».
Ответ: б) в магазин «Магнит» -
Следующее задание, которое предстоит выполнить юным финансистам, это… вспомнить старые добрые сказки, которое вы так любите смотреть, ну или когда-то смотрели. Вы, наверно, заметили, что и в некоторых мультфильмах тоже присутствуют денежные отношения.
3. Конкурс «Мульти-пульти».
1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков? (заклинание «Крекс –фекс –пекс»)
2. На чѐм разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)
3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать
выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)
4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
5. Как назывались лунные деньги в книге Николая Носова «Незнайка на Луне»?
(Фантинги и сантики);
6. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора? (нашел клад)
6. Творческое задние «Деньги будущего»
Как, по вашему мнению, будут выглядеть деньги в далёком будущем? Нарисуйте, пожалуйста, российскую денежную единицу, которой будут пользоваться наши правнуки в далеком будущем.
- Ребята, какую полезную для себя информацию вы получили на нашем занятии?
- вот и закончилось наше путешествие в таинственный денежный мир! -