Цель: познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями, многообразием и жизнедеятельностью птиц; показать огромное значение птиц в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы; воспитывать у детей чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
Ход занятия:
1.Вступление.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна.
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)
Слайд 1.
Дети читают стихи:
1.Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Цветам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
2.Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
3.Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.
Песня «Шошо толын»
Учитель:
- Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.
Сегодняшнее занятие мы посвятим нашим друзьям - птицам.
Считают 1апреля - Международным Днём птиц.
Птицы – вестники весны
- Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идёт в строгом порядке. Каждая птица прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.
Учитель:
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огородом, полю – врач.
Глянцевитый, черный … (Грач ). Слайд 5.
- Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами.
- Кто следует за грачами? Послушайте загадку:
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец) Слайд 6.
Скворец: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
- Издавна любят скворцов в народе не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели.
- Видели ли вы скворечники? (Показ скворечника) Слайд 7.
- А кто делал сам с помощью взрослых?
- Почему надо делать скворечники?
Песня «Шырчык толын»
Порой почти одновременно со скворцами прилетают голосистые жаворонки.
- На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам , молодая,
Я здесь пою приход весны…
Послушайте грамзапись песни жаворонка.
Польза птиц неоценима: Чтобы выкормить своих птенцов:
-Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток:
-А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
Сценка “Кукушка и пеночка”
- Ты, чего, кукушка, головой трясешь, будто волоском подавилась?
Ведущий. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить в день 400 червей, вредителей растений.
Слайд 8.
Веселые уроки
- А теперь мы проведем необычные уроки, которые будут посвящены, конечно же птицам.
Слайд 9.
Урок пернатых.
- О каких птицах идёт речь?
1. Эта птица не высиживает своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда.
(Кукушка)
2. У этой птицы много прозвищ: белобока, стрекотуха и даже воровка. (Сорока)
1. Кто такой лесной петух? (Глухарь)
- А вы знаете, что глухарь, подсчитано, за весь год (!)
глохнет всего на час или два, когда токует, а всю жизнь зовут глухарем.
2. Какая птица может ходить под водой? (Оляпка)
а зимует она в пустотах подо льдом, куда попадает через прорубь.
3. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)
Это самые маленькие птицы, которых известно около 400 видов – самые маленькие – размером со шмеля, а сердце у колибри сокращается более 1000 раз в минуту.
4. Самая маленькая птица нашей страны. (Королек)
- Внимание, дополнительный вопрос: Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?
- череп сверхкрепкий
- голова на амортизаторах
- крохотный мозг
Сценка “Птичья просьба”.
/Вбегает иволга. Она летает вокруг./
Учитель: Ой, иволга! Что случилось? Расскажи, почему ты такая встревоженная?
Иволга: Фиу, фиу, тиу, тиу!
- Человек шёл мимо моего гнезда и разорил его. Он убил не появившихся на свет птенцов. Как же мне теперь жить без них?
/Влетает жаворонок/.
Жаворонок:
- Люди подожгли сухую траву, а в ней сгорело моё гнездо.
Зачем вы нас, люди, не любите? Зачем же вы нас губите?
Иволга:
- Люди, смилуйтесь над нами, над живыми существами.
Жаворонок:
- Ведь мы вам не приносим вред, а лишь спасаем вас от бед.
Иволга:
- Мы, птицы, просим доброты,
Мы, птицы, просим малости.
Жаворонок:
- Избавьте нас от суеты,
Имейте каплю жалости.
Иволга:
- Дерево, трава, цветок и птицы -
Не всегда умеют защититься.
Жаворонок:
- Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни.
Иволга:
- Своему, зная цену величью.
Будьте в ответе за каждую песенку птичью.
Песня «Раненная птица»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Птицы - наши друзья!" »
Праздник птиц: «Птицы – наши друзья!»
Цель: познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями, многообразием и жизнедеятельностью птиц; показать огромное значение птиц в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы; воспитывать у детей чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
Оборудование: презентация; костюмы иволги и жаворонка для сценки; русские народные костюмы для детей, которые разыгрывают заклички весны; птички - жаворонки на палочках.
Ход занятия:
1.Вступление.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна.
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)
Слайд 1.
Дети читают стихи:
1.Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Цветам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
2.Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
3.Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.
Песня «Шошо толын»
Учитель:
- Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.
Сегодняшнее занятие мы посвятим нашим друзьям - птицам.
- Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
- Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
- Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
- Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!
Считают 1апреля - Международным Днём птиц.
Птицы – вестники весны
- Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идёт в строгом порядке. Каждая птица прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.
Дети читают стихи:
1.Что влечет наших северных птиц, Пропуская сквозь легкие воздух, Возвращаясь от южных границ, В неказистые старые гнезда?
2.Пусть дорога длинна и трудна, Ночь ружейными смотрит стволами - Возвращаются птицы туда, Где впервые взмахнули крылами.
Учитель:
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огородом, полю – врач.
Глянцевитый, черный … (Грач ). Слайд 5.
- Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами.
- Кто следует за грачами? Послушайте загадку:
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец) Слайд 6.
Скворец: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня… (скворец)
- Издавна любят скворцов в народе не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели.
- Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Прилетели они к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает.
- Чем мы можем порадовать пернатого друга?
- Видели ли вы скворечники? (Показ скворечника) Слайд 7.
- А кто делал сам с помощью взрослых?
- Почему надо делать скворечники?
Песня «Шырчык толын»
Порой почти одновременно со скворцами прилетают голосистые жаворонки.
- На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам , молодая,
Я здесь пою приход весны…
Послушайте грамзапись песни жаворонка.
Польза птиц неоценима: Чтобы выкормить своих птенцов:
-Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток:
-А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
Сценка “Кукушка и пеночка”
- Ты, чего, кукушка, головой трясешь, будто волоском подавилась?
- Каким там волоском! Целая волосатая гусеница в горло попала.
- Ах, ты бедная! Как не повезло-то тебе!
Это почему же не повезло? Я их волосатых-то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая.
Ведущий. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить в день 400 червей, вредителей растений.
Сценка “Грачонок и жук”
- Ну, Жук, прощайся с белым светом - сейчас я тебя съем! Скажи на прощанье, как хоть зовут-то тебя бедолагу?
- Зовут меня, галчонок, Жук-могильщик!
- Фу, гадость какая! От одного названия подавиться можно. А ну проваливай с глаз долой, не омрачай своей фамилией ясный день и мое веселое настроение.
Дети читают стихи:
1.Дети, хлопайте в ладоши –
Прилетели к нам грачи!
Май зелёный, май хороший
Сеет по земле лучи.
2.Нет в полях ни горстки снега-
Все снега унёс апрель.
На заре и в полдень с неба
Льётся жаворонка трель.
3. Мы построили скворечник
Для пернатого жильца.
Дрозд, весёлый пересмешник,
Дразнит вечером скворца.
4.Дети, хлопайте в ладоши-
Зеленеет вся земля!
Май весёлый, май хороший
Подарил нам журавля.
Слайд 8.
Веселые уроки
- А теперь мы проведем необычные уроки, которые будут посвящены, конечно же птицам.
Слайд 9.
Урок пернатых.
- О каких птицах идёт речь?
1. Эта птица не высиживает своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда.
(Кукушка)
2. У этой птицы много прозвищ: белобока, стрекотуха и даже воровка. (Сорока)
1. Кто такой лесной петух? (Глухарь)
- А вы знаете, что глухарь, подсчитано, за весь год (!)
глохнет всего на час или два, когда токует, а всю жизнь зовут глухарем.
2. Какая птица может ходить под водой? (Оляпка)
а зимует она в пустотах подо льдом, куда попадает через прорубь.
3. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)
Это самые маленькие птицы, которых известно около 400 видов – самые маленькие – размером со шмеля, а сердце у колибри сокращается более 1000 раз в минуту.
4. Самая маленькая птица нашей страны. (Королек)
5. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)
Кстати, зачем страус голову в песок прячет?
- от страха
-ищет добычу
- освобождается от паразитов
6. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
- Внимание, дополнительный вопрос: Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?
- череп сверхкрепкий
- голова на амортизаторах
- крохотный мозг
IV. Игра «Птицы»
Я хочу поиграть с вами в игру «Птицы». Но я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появились не только птицы, а что-то другое, дайте мне знать: вы можете хлопать, крикнуть: Нет! и др.
Итак, слушайте внимательно:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (дети хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают)
- Что, неправильно?
-А мухи это кто? (насекомые)
И еще раз:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки, (дети хлопают)
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
7. Далее вопросы викторины:
- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
известно ли вам, что стриж в клетке жить не может. Нет на свете такого знатока, чтобы смог приучить эту птицу к неволе. Главное не в том, что стриж питается исключительно мелкими мошками, которых ловит на лету. Ему невыносимо безделье. (Он даже пьет, ловя дождинки на ходу или проносясь над озером). В погоне за мошками стриж набирает за день до тысячи километров. А скорость полета может достигать 100-150 км/ч.
8. Какая птица выше всех летает? (Орел)
Это, как правило, но мы знаем, что в каждом правиле бывают исключения: летчики встречали грифов на высоте 6,5 км, а диких гусей даже в 9 км от земли. И не пугает их ни разряженная атмосфера, которую человеческий организм не в состоянии выдержать даже в течение нескольких минут, ни холод, царящий на этой высоте.
9. Внимание! Дополнительный вопрос: Орел – птица сильная, с острым клювом и острыми когтями, символ могущества и власти. Какие же государства поместили орла на свои гербы? (Россия, Польша, США).
10. Каких птиц можно увидеть на звездном небе? Назовите эти созвездия.
(Созвездия Райской птицы, Павлина, Феникса и Журавля, которые мы не можем увидеть, т.к. расположены на Южном полушарии. Но зато на нашем родном небе Северного полушария парят созвездия Лебедя и Орла, они хорошо видны погожими летними ночами.
11. Последний вопрос нашей викторины: Кто из птиц лучший танцор?
- павлин
- гусь
- журавль.
Песня «Шиште»
Сценка “Птичья просьба”.
/Вбегает иволга. Она летает вокруг./
Учитель: Ой, иволга! Что случилось? Расскажи, почему ты такая встревоженная?
Иволга: Фиу, фиу, тиу, тиу!
- Человек шёл мимо моего гнезда и разорил его. Он убил не появившихся на свет птенцов. Как же мне теперь жить без них?
/Влетает жаворонок/.
Жаворонок:
- Люди подожгли сухую траву, а в ней сгорело моё гнездо.
Зачем вы нас, люди, не любите? Зачем же вы нас губите?
Иволга:
- Люди, смилуйтесь над нами, над живыми существами.
Жаворонок:
- Ведь мы вам не приносим вред, а лишь спасаем вас от бед.