ГБС(к)ОУ « Трубчевская школа – интернат IV вида»
Внеклассное занятие на тему:
Птицы - наши друзья и помощники
Воспитатель:
Бабунова Л. В
Цели:
· Обучающие: познакомить детей с различными видами птиц, их повадками, закрепить знания детей о птицах, повторение и закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности.
· Развивающие: выработка умений чётко, ясно и конкретно излагать свою точку зрения, отвечать на вопросы, развитие наглядно-действенного мышления, произвольной и долговременной памяти, воображения, активного внимания.
· Воспитатывающие: привить детям любовь и заботу о братьях меньших.
Оборудование:
ноутбук, проектор, экран; стенды и картины с изображением птиц.
Ход занятия
Организационный момент.
-Сегодня мы с вами проведём не обычное занятие. Я хочу, что бы вы все приняли в нём участие. Будьте внимательны и активны. Отвечайте на вопросы.
Вос – ль - Ребята, у вас есть Животные – друзья?
Уч. - Есть…(собаки, кошки, ёж, хомяк и т.д)
Вос – ль - А почему вы считаете их своими друзьями?
Уч. (с ними весело, они рады, когда видят меня, они приносят пользу и т.д)
Вос – ль - А вот кто ещё может быть другом и помощником, и о ком мы сегодня поговорим, вы узнаете разгодав кросворд.
1.
2.
3.
4.
5.
- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля)
- Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный
По дереву стучу, обследовать хочу. (Дятел)
- Чернокрылый, красногрудый не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)
- Как в лесу похолодает,
Птичка в город прилетает.
Грудкой жёлтой всем знакома,
Ищет сало на балконах. (Синица)
- Все блестящие вещицы
Очень любят эти птицы!
И они вам всем знакамы.
Кар да кар кричат у дома. (Вороны)
Вос – ль - Какое слово получилось в выделенной графе?
Уч. - Птицы.
Вос – ль - Мы поговорим сегодня о птицах. А почему мы их считаем и друзьями и помощниками?
Уч. - Они являются помощниками в борьбе с вредыми насекомыми, приносят нам радость своим пением, а некоторые работают в цирке и на почте.
Вос – ль - Скажите ребята, каких птиц вы знаете?
Уч. - Галки, вороны, соловьи и т.д.
Вос – ль - Акаких птиц вы встречаете в наших краях зимой?
Уч. - Ворону, синицу, голубя, клеста, воробья, снегиря и т.д.
Вос – ль - Да эти птицы с наступлением холодов не улетают от нас. Почему?
Уч. - Они находят себе достаточно корма, чтобы прокормиться. Питаются плодами, семенами, почками, некоторые делают себе запасы на зиму (синицы).
Вос – ль - Правильно, молодцы! Но этого корма не много, поэтому птицы часто голодают. Особенно трудно птицам во-время метелей, снегопадов. Вот послушайте стихотворение «Покормите птиц» (1 уч).
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо!
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Вос – ль - К чему призывает нас это стихотворение?
Уч. - Чтобы подкармливали птиц зимой.
Вос – ль - Как вы помогаете птицам? Поднимите руки у кого есть кормушка? Из чего еще можно сделать кормушку, какая она должна быть?
Уч. - Ответы детей
Вос – ль - А теперь ребята посмотрите внимательно на доску. Назовите птиц, которых видите. К каким 2-м группам можно отнести птиц. Я вам немного помоу. Мы говорим, что эти птицы не улетают от нас на зиму, а зимуют у нас, значит какие это птицы?
Уч. - Зимующие (синица, ворона, воробей, глубь).
Вос – ль - А эти птицы осенью улетают в теплые края, значит, мы их назовем?
Уч. - Перелетные (ласточки, грачи, скворцы).
Вос – ль - А сейчас нам (уч 2) прочитает стихотворение о наступлении весны
Полюбуйся: веса наступает,
Журавли караваном летят
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе собирутся
Сколько гнезд понавьют посмотри
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
Вос – ль - Кто знает, какие из этих птиц прилетают к нам первыми?
Уч. - Грачи, скворцы, жаворонки.
Вос – ль - Правильно грачи прилетают первыми. В народе говорят, что с прилетом грачей наступает весна (14 марта). Вслед за грачами прилетают скворцы и жаворонки.
Уч. - (уч 3) стихотворение «Скворец» (уч 4) «Жаворонок».
Я выстепаю перед вами
Как молодой весны гонец
Я рад увидеться с друзьями
Ну, а зовут меня скворец.
* * *
На солнце темный лес зордел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая
Весна пришла к нам молодая
Я здесь пою приход весны.
(Жуковский)
Вос – ль - Немного позже, когда появляется много насекомых, прилетают ласточки, кукушки, стрижи.
Вос – ль - А теперь давайте поиграем в игру «летает-не летает». (Соловей, кукушка, страус, сова, орел, пингвин, киви, аист, воробей, синица).
Вос – ль - А что за птичка, у которой гнездо под крышей? Правильно ласточка (уч 5) прочтет стихотворение об этой замечательной птичке.
Ласточка примчалась
Из-за бела моря
Села и запела
Как февраль ни злися как ты март не хмурься
Пусть хоть снег, хоть дождик
Все весною пахнет.
(Майков)
Вос – ль - Ласточки прилетают в конце апреля. Ребята а кто знает какую пользу приносят нам птицы ( доклад уч 6 о пользе птиц таких как синица, ласточка, грач, сова) (доклад уч 7 санитары вороны, галки, сороки, дятлы)
Так с зимы и осталась лохматой.
А уж в воздухе - вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны.
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки.
Это все у вороны - игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!.
Вос – ль - Тицы очень хорошо пою и своей красотой радуют глаз.(слайды птиц) Давайте представим, что мы находимся в весеннем лесу, вспомним правила поведения в нём. Ответы детей…. А сейчас закройте глаза и насладитесь этой волшебной музыкой. (Голоса птиц)
Вос – ль - Если вы случайно найдете гнездо птицы что нужно делать? Что вы скажете ребятам, которые сбивают птичье гнезда, сбивают их из рогаток?
Уч. Нужно им обьяснить пользу наших пернатых друзей.
Вос- ль -Могут ли птички жить в неволе, мы узнаем из сценки «Пойманная птичка» А.А.Пчельникова.
А, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.
Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю:
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю.
Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке!
О! не бойтесь: в теплый край
Улечу зимою;
А в неволе — светлый рай
Будет мне тюрьмою.
Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить:
Все б тебя ласкали.
Верю, детки: но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Правда, правда, птичка! ты
Не снесешь неволи.
Ну, так бог с тобой — лети
И живи на воле!
Пчельникова Августа, "ПОЙМАННАЯ ПТИЧКА" 1859г
Вос – ль - в конце занятия давайте сделаем вывод. Так кем являются птицы для человека?
Уч. - друзьями и помошниками.
Вос – ль - За что мы их так называем? Как люди должны относиться к птицам?
На этом наши занятие окончено я надеюсь, что вы станите настоящими друзьями птиц. Всем спасибо за активную работу.