Праздник птиц: «Птицы – наши друзья!»
Цель: познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями, многообразием и жизнедеятельностью птиц; показать огромное значение птиц в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы; воспитывать у детей чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
Оборудование: презентация; костюмы иволги и жаворонка для сценки; русские народные костюмы для детей, которые разыгрывают заклички весны; птички - жаворонки на палочках.
Ход занятия:
1.Вступление.
Дети читают стихи:
1.Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Цветам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
2.Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
3.Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.
Учитель:
- Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна – самое прекрасное время года.
- А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?
( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, t0 становится выше, начал таять снег, лед).
- А какие изменения произошли в живой природе?
( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)
2.Работа по теме.
Учитель:- Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.
Сегодняшнее занятие мы посвятим нашим друзьям - птицам.
Из истории:
- Есть у весны народные праздники, которые предвещают приход весны.
Один из них 22 Марта - Сороки.
На Сороки день равен ночи.
На Сороки зима кончается, весна начинается.
- На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. Заранее домашние хозяйки выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз – изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали: « Жаворонки прилетели, на голову детям сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала «жаворонков » к шесту и, раскачивая самодельных птиц, распевала:
(Разыгрывается закличка весны.
Дети в русских народных костюмах с птичками в руках.)
Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам.
Принесите нам Весну – красну,
Зима надоела,
Хлеб весь поела.
- И с этого дня (22 марта) начинается месяц птиц, и длится он до конца апреля.
Вот и считают 1апреля - Международным Днём птиц.
Птицы – вестники весны
- Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идёт в строгом порядке. Каждая птица прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.
Дети читают стихи:
1.Что влечет наших северных птиц,
Пропуская сквозь легкие воздух,
Возвращаясь от южных границ,
В неказистые старые гнезда?
2.Пусть дорога длинна и трудна,
Ночь ружейными смотрит стволами -
Возвращаются птицы туда,
Где впервые взмахнули крылами.
Учитель:
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огородом, полю – врач.
Глянцевитый, черный … (Грач ).
Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами.
- Кто следует за грачами? Послушайте загадку:
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
- Издавна любят скворцов в народе не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели.
- Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Прилетели они к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает.
- Чем мы можем порадовать пернатого друга?
- Видели ли вы скворечники? (Показ скворечника)
- А кто делал сам с помощью взрослых?
- Почему надо делать скворечники?
- Какие ещё птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?
( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)
Дети читают стихи:
1.Дети, хлопайте в ладоши –
Прилетели к нам грачи!
Май зелёный, май хороший
Сеет по земле лучи.
2.Нет в полях ни горстки снега-
Все снега унёс апрель.
На заре и в полдень с неба
Льётся жаворонка трель.
3. Мы построили скворечник
Для пернатого жильца.
Дрозд, весёлый пересмешник,
Дразнит вечером скворца.
4.Дети, хлопайте в ладоши-
Зеленеет вся земля!
Май весёлый, май хороший
Подарил нам журавля. ( М. Лифшиц)
Веселые уроки
- А теперь мы проведем необычные уроки, которые будут посвящены, конечно же птицам.
Урок пернатых.
- О каких птицах идёт речь?
1. Эта птица не высиживает своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда. (Кукушка)
2. У этой птицы много прозвищ: белобока, стрекотуха и даже воровка. (Сорока)
3. Какая птица прилетает к нам с наступлением первых заморозков и улетает весной? (Снегирь)
Урок музыки.
- Угадайте голоса птиц.
Урок физкультуры.
- Вы все слышали про пингвинов. Кто из вас знает, вьют ли пингвины гнезда?
(Нет, они носят яйца и птенцов на ногах.)
Птичья эстафета: Между коленками зажимается воздушный шарик, и участник проходит дистанцию.
- Молодцы! Видно, что вы интересуетесь птицами, значит, и бережно к ним относитесь. Но, к сожалению, бывают и такие случаи, когда люди уничтожают птиц.
Экологическая проблема
Сценка “Птичья просьба”.
/Вбегает иволга. Она летает вокруг./
Учитель: Ой, иволга! Что случилось? Расскажи, почему ты такая встревоженная?
Иволга: Фиу, фиу, тиу, тиу!
- Человек шёл мимо моего гнезда и разорил его. Он убил не появившихся на свет птенцов. Как же мне теперь жить без них?
/Влетает жаворонок/.
Жаворонок:
- Люди подожгли сухую траву, а в ней сгорело моё гнездо.
Зачем вы нас, люди, не любите? Зачем же вы нас губите?
Иволга:
- Люди, смилуйтесь над нами, над живыми существами.
Жаворонок:
- Ведь мы вам не приносим вред, а лишь спасаем вас от бед.
Иволга:
- Мы, птицы, просим доброты,
Мы, птицы, просим малости.
Жаворонок:
- Избавьте нас от суеты,
Имейте каплю жалости.
Иволга:
- Дерево, трава, цветок и птицы -
Не всегда умеют защититься.
Жаворонок:
- Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни.
Иволга:
- Своему, зная цену величью.
Будьте в ответе за каждую песенку птичью.
Учитель:
- Ребята, чем же мы с вами можем помочь этим беззащитным птицам?
- Человек в ответе за природу, за пернатых друзей. Мы с вами должны помнить главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Дети читают стихи:
1.Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг летают,
Крылья их при ярком свете
Словно радуга сверкают.
2.Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Ведь певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
3.И в работе очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек.
4.И сады, и нивы наши
Нам они оберегают.
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!
3. Заключение.
Учитель:
- Ребята, вам понравился наш праздник? Будем с вами беречь и охранять птиц?
- Вот вам от них подарки!
(Дети получают конфеты «Птичье молоко».)