Мы расскажем вам о том, Как земля идет кругом: Как веной ручьи текут, как зимой снега метут, летом как живёт природа и как осенью погода. Семью из четырёх сестёр Давно мы знаем с вами. О них сегодня разговор Мы поведём стихами. Многие писатели и поэты описывают родную природу в своих произведениях. Очень хорошо описал Г. Скребицкий все времена года в своем рассказе “Четыре художника”. Сошлись как-то вместе 4 волшебника живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Тихо, тихо рядом сядем – Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде: Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг. Плещут волны речки пенной, Четко дремлют лес и луг. Вдаль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой. Это музыка торопит И зовет нас за собой. Ветер чуть слышно поет, Липа вздыхает у сада. Чуткая музыка всюду живет- В шелесте трав, В шуме дубрав – Только прислушаться надо. Звонко струится ручей, Падает гром с небосвода. Это мелодией вечной своей Мир пополняет природа!
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ. РАЗБИВАЕМ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ ПО 6-7 ЧЕЛОВЕК. Каждой группе ватман, маркеры, фломастеры. Мы разделились на группы по временам года: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ. -КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ЛУЧШЕ? -Зима. Помните спор сестер? Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Побелила поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина! А как хорош пушистый снег, Летящий с высоты! Он повисает на ветвях, Как белые цветы. Звенят сосульки в тишине – Осколки хрусталя. Уснули реки подо льдом. Под снегом спят поля. Рисует поутру мороз Узоры на окне. Друзья, хорошая зима У нас в родной стране. Попробуем отгадать “зимние загадки” Кто угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки, Над миром пушинки. (Зима.) Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль.)
А нам кажется, что весна лучше. Слова в стихах о весне как ручьи звенят. Весна нарисовала первые проталинки, первые цветы на полянках. Природа просыпается от зимнего сна. С.Маршак “Снег теперь уже не тот”. Снег теперь уже не тот, – Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на ветках серебром Светятся сережки. Вот и подошла пора очередь “весенних” загадок. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает. Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март.) Шагает красавица, Легко земли касается. Идет на поле, на реку И по снежку, и по цвету. (Весна.) А стихи о лете интереснее. Приступило к работе жаркое лето. В лесу, под деревьями, под кустами рассадило лето много-много разных грибов, ягод разбросало. Заглянуло лето на луга и затеяло там веселый сенокос. Вот и лето подоспело- Земляника подоспела. Повернётся к солнцу боком- вся нальется алым соком. В поле красная гвоздика, Красный клевер…погляди-ка- И лесной шиповник летом Весь осыпан красным цветом. Видно, люди не напрасно Называют лето красным. Ф.Тютчев “Неохотно и несмело”. Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля, И в сиянье потонула Вся смятенная земля. И опять подошло время загадок, но теперь уже “летних”. Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, “Купайтесь!”– приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я …(лето). Без крыльев летят, Без ног спешат, Без паруса летят. (Облака.) Нет, ребята, все-таки стихи про ОСЕНЬ лучше. Для своей работы ОСЕНЬ взяла самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучего богатыря в медную кованую броню одела. Все деревья , и даже кусты разукрасила по-своему, по-осеннему. Отправилась осень из леса в поля, в луга. Убрала все на свои места. А.Плещеев “Осень наступила”. Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах. Только зеленеет Озимь на полях. Тучка небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит. Воды зашумели Быстрого ручья. Птички улетели В теплые края. А сейчас “осенние” загадки. Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень.) Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь.) Рыжий Егорка Упал на озерко, Сам не утонул И воды не всколыхнул. (Лист.) Смотрит Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождем поля и леса. Ждут, не дождутся, голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в белый пушистый убор. А художник этот уже недалеко. Уже наступает черед зиме новую картину писать. Ребята, мы постараемся при помощи схем, рисунков, условных обозначений изобразить наши мысли по тем направлениям, которые вы выбрали. Рисунок-ассоциация «Проблема нашего проекта» | Выделение проблем в этом направлении. Составление списка проблем.2мин. | «Партнёры и противники нашего проекта» 3мин. | Оцените все положительные и отрицательные моменты. Постарайтесь рассмотреть проблему не односторонне. | Цель (идея) нашего проекта. 2 мин. | Над чем мы будем работать. | «Дело, деятельность, делаем». Механизм реализации. | Самый творческий этап. Рисуем наш проект.5 минут Просмотреть свое произведение искусства, осмыслить и оценить. Дать название проекту.(название проекта должно быть броским, кратким, выражающим основную мысль, идею, может быть дана расшифровка названия). Каким способом можно работать в этом направлении? Подумать самостоятельно. Прочитать книги, проанализировать, Найти информацию в сети Интернет, Спросить у других людей. | Итог деятельности проекта» 3мин. | От чего зависит секрет успешного проекта? Не ограничивать собственные исследования, Внимательно анализировать факт и не делать поспешных выводов. Быть смелым, чтобы принять решение. Сосредоточиться, и вложить в исследование свою энергию. Действовать, не боясь совершить ошибку. Прийти к выводу, что все времена года хороши по-своему. Но каждый в душе какое-то из них любит немного больше. | Так и трудятся по очереди 4 волшебника – живописца: зима, весна, лето и осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень Лета или желтые, золотистые краски Осени? А может быть, все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу и полюбуемся… Давайте ответим на самый главный вопрос: Зачем мы изучаем, читаем стихи о временах года? (улучшение своих читательских навыков, усовершенствование литературных познаний, повышение уровня общей культуры, увлечь чтением и других людей, например, почитать стихи дошкольникам., ходить совместно в библиотеку. Ребята, все, что вы записали, нарисовали, теперь нужно будет грамотно записать и красиво оформить. Руководители и летописцы каждой группы будут внимательно следить за вашей работой, помогать. И тогда вы нам представите свои работы. Сегодня мы вспомнили стихи поэтов о временах года. Подумайте, можно ли ещё как-то изучать времена года? В литературе (В рассказах, пословицах, поговорках, загадках). Проба пера. Стихи, рассказы. Фотографии профессионалов. Самостоятельное фото. Музыка. Картины художников. Самим рисовать. Изучать явления природы в разные времена года.(окружающий мир) Обратить внимание детей на картины художников, на выставку рисунков, фотографий, вспомнить музыку, которая звучала во время работы(Вивальди и Чайковский «Времена года».Мы можем продолжить свою работу по этим направлениям. Песня «Времена года».
|