kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность в начальной школе как возможность творческого развития личности ребенка в современных условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

          В ходе пропедевтики проектной деятельности для развития активности учащихся образовательный процесс строится в форме диалога взрослых с детьми, как совместное решение познавательных и практических задач.

         Непосредственно перед выбором тем первых проектов предшествует кропотливая теоретическая работа с младшими школьниками. В достижении этой задачи в начальной школе введен курс «Учусь создавать проект», который помогает ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

          Предлагаем  познакомиться с одной такой проектной работой  обучающего 2-го класса  нашей начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе как возможность творческого развития личности ребенка в современных условиях»

Гусева Татьяна Геннадиевна

учитель начальных классов



Проектная деятельность в начальной школе как возможность творческого развития личности ребенка в современных условиях

(Методические рекомендации)

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования. Это важно потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – ответственная и серьезная работа, требующая от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Проектирование – это одно из средств развития активной жизненной позиции. Основной эффект, который даёт проектная деятельность ребёнку – это становление и развитие способностей самостоятельно принимать решения, вырабатывать своё отношение к самым разным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в современной жизни.

Вот почему в нашей начальной школе уже несколько лет успешно ведётся работа по «Пропедевтике проектной деятельности учащихся»

Пропедевтика – это подготовка детей к проектной деятельности, освоение её средств и способов.

Какие способности развиваются у детей в ходе такой работы:

  1. Личностные: активность, самостоятельность, творчество.

  2. Интеллектуальные: умение видеть проблему и применить для её решения имеющиеся знания, а также – оригинальность, гибкость мышления и воображения.

  3. Коммуникативные: устанавливать связи и отношения с партнёрами по работе, отстаивать свою точку зрения, согласовывать позиции.

  4. Организационно-деятельностные: планировать свою деятельность, находить средства и способы её реализации, осуществлять и контролировать свою деятельность.

  5. Рефлексивные: умение проанализировать и оценить свою работу, её результат и самого себя.

В ходе пропедевтики проектной деятельности для развития активности учащихся образовательный процесс строится в форме диалога взрослых с детьми, как совместное решение познавательных и практических задач.

Непосредственно перед выбором тем первых проектов предшествует кропотливая теоретическая работа с младшими школьниками. В достижении этой задачи в начальной школе введен курс «Учусь создавать проект», который помогает ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Предлагаем познакомиться с одной такой проектной работой обучающего 2-го класса нашей начальной школы.

Тема проекта: «Конструктор «LEGO»: от детского элемента творчества к профессиональной трудовой деятельности».

Собирать конструктор LEGO – одно из самых любимых хобби с раннего возраста каждого ребёнка. Как правило, сначала дошкольники собирают модели из небольшого количества деталей. С возрастом дети могут даже без помощи взрослых сконструировать модель из очень большого количества деталей.

Так как модели из конструктора LEGO собираются не только по инструкции, но и произвольно (т.е. возможно придумывать различные модели самому), можно говорить о творческом развитии ребенка. Очень часто к сборке моделей из конструктора к детям присоединяются родители или старшее поколение, и тогда начинается самая интересная игра, что очень полезно для сплочения семьи.

Как правило, современные родители стараются постоянно отслеживать новинки из разных серий, но большее предпочтение отдаётся серии LEGO BOOST, потому что эту серию можно не только конструировать, но и программировать.

С взрослением детей взрослеют и их интересы. На смену играм с конструктором LEGO может прийти работа с конструктором модульных станков серии «UNIMAT 1-BASIC» (производство Австрия). Впервые наборы таких конструкторов появились в школах г.Москвы в 2010 году.

Конструктор модульных станков серии «UNIMAT 1-BASIC» фирмы «The cool tool» позволяет создать настоящую настольную столярную мастерскую. Используя различные детали этого конструктора можно научиться работать по дереву на токарном станке, шлифовальном станке, электролобзике, ручной сверлильной и шлифовальной машинках. Миниатюрные модульные станки, специально разработанные для начальной школы, может собирать учащийся 3-4 классов самостоятельно.





Виды модульных станков «UNIMAT 1-BASIC»





Токарный станок Лобзик Шлифовальный станок Мини-дрель

по дереву



В процессе обучения учащиеся начальной школы с интересом могут научиться приёмам сборки станков и электроинструментов из деталей модульного конструктора. А затем младшие школьники 3-4 классов смогут сами изготавливать на них разнообразные изделия (игрушечную мебель, разделочные доски, наглядный счётный материал, подсвечники, игрушечные авиамодели и т.д.).

Кроме того, для художественного оформления изделий мастерскую можно дополнить аппаратами для выжигания по дереву и набором акварельных (или гуашевых) красок с лаком-закрепителем.

Изделия, изготовленные в процессе работы на модульных станках «UNIMAT 1-BASIC», представлены в моей презентации.

На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что детский конструктор «LEGO» и модульные станки серии «UNIMAT 1-BASIC» для учеников старших классов начальной школы имеют много общего, а именно:

­- плавный переход от детской фантазии и хобби к профессиональным творческим навыкам;

- обучение по принципу «от простого к сложному»;

- обучающийся доволен результатами своей трудовой деятельности, а её продуктом может быть как игрушечное изделие (кукольная мебель), так и настоящее изделие (разделочная доска, подсвечник).

Мне как учителю начальных классов захотелось больше узнать об этом конструкторе, ведь с его помощью можно научить ребёнка изготавливать не только игрушечные изделия (кукольная мебель, счетный материал, различные фигурки), но и настоящие изделия (разделочная доска, подсвечник). И еще: работа с таким конструктором скорее напоминает серьезное, взрослое занятие, чем просто игру. Проблему перехода от детского творчества к освоению профессионального конструктора модульных станков можно представить как индивидуальный или коллективный проект для младших школьников.

С данным проектом выступал перед одноклассниками один из учеников 2 класса. Продукт его проекта (кукольная мебель) заинтересовал ребят. Тем более, что конструктор модульных станков серии «UNIMAT 1-BASIC» разработан специально для учащихся 3-4 классов. Значит, в скором будущем мы сможем начать осваивать этот конструктор.

В этой части работы над проектом наблюдается выбор темы проекта (связь хобби с профессиональными навыками), даётся характеристика модульных станков и проговаривается результат, продукт будущего проекта.

На завершающем этапе работы над проектом  надо представить оформленную в соответствии с ФГОС работу. В ней, кроме уже перечисленных выше материалов, должно быть основное – действующий прототип или уже готовый продукт, а также четко выстроенный научно-исследовательский аппарат.

Полученный результат и поставленная цель должны соответствовать друг другу.





Тема нашего проекта: «Конструктор «LEGO»: от детского элемента творчества к профессиональной трудовой деятельности»

Актуальность темы заключается в ее оригинальности и связи от детской игры, хобби к будущей профессиональной (трудовой) деятельности.

Проблема: найти общие составляющие в детском конструкторе «LEGO» и модульных станках серии «UNIMAT 1-BASIC».

Гипотеза: мы предположили, что детский конструктор «LEGO» есть начальная ступень к овладению профессиональными навыками для работы на модульных станках серии «UNIMAT 1-BASIC» для учеников старших классов начальной школы.

Цель проекта: доказать, что детский конструктор «LEGO» есть начальная ступень к овладению профессиональными навыками для работы на модульных станках серии «UNIMAT 1-BASIC» для учеников старших классов начальной школы.

Задача проекта: выявить сходство двух видов конструкторов в школьной мастерской.

Продукт проекта: предоставить факты того, что детский конструктор «LEGO» и модульные станки серии «UNIMAT 1-BASIC» для учеников старших классов начальной школы имеют много общего, а именно:

­- плавный переход от детской фантазии и хобби к профессиональным творческим навыкам;

- обучение по принципу «от простого к сложному»;

- обучающийся доволен результатами своей трудовой деятельности, а её продуктом может быть как игрушечное изделие (кукольная мебель), так и настоящее изделие (разделочная доска, подсвечник).

Представляемая на школьный конкурс проектная работа должна быть оформлена в папку и содержать следующие обязательные разделы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • аннотация;

  • введение;

  • обзор литературы;

  • план работы над проектом;

  • ресурсное обеспечение проекта;

  • описание проектного решения;

  • оценка полученного результата;

  • выводы;

  • список литературы;

  • приложения.







Список литературы



1. Использование конструктора модульных станков в учебном процессе. Методическое пособие. Под общей ред. Трактуевой С.А. –М.: ИНТ,2010 – 136с.

2. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса / Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. – М.: Издательство РОСТ. ­ – 119 стр.

3. Интернет ресурсы:

https:// www.int-edu.ru

https:// www. rezone.ru/1727-unimat-1-basic.html

https:// www.cooltool.ru/page.php?act=product&s=into&id=22
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гусева Татьяна Геннадиевна

Дата: 29.04.2020

Номер свидетельства: 548404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "учителем начальных классо я работаю 35 лет "
    ["seo_title"] => string(50) "uchitieliem-nachal-nykh-klasso-ia-rabotaiu-35-liet"
    ["file_id"] => string(6) "223445"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437670679"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная деятельность младших школьников"
    ["seo_title"] => string(45) "proektnaia_deiatelnost_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "582863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623128758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Формирование исследовательской деятельности в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440596828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства