Применение диалогового обучения на уроках познания мира.
Применение диалогового обучения на уроках познания мира.
Учитель первой категории высшего уровня квалификации
Сыдыкова Ильмира Садирдиновна
КГУ ОШ№ 85
«Только в коллективе индивид
получает средства,
дающие ему возможность
всестороннего развития
своих задатков».
(К. Маркс, Ф. Энгельс)
Образование в начальной школе является основной базой или фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижению данной цели и задач способствует целенаправленная организация образовательного процесса в начальной школе на основе технологий проблемного обучения и обучения в диалоге.
Моей целью является создание необходимых условий для того, чтобы заложить прочный фундамент. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Так как диалогическое обучение способствует развитию критического мышления.
По мнению Л. Выгодского, ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя.
В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение диалогового обучения на уроках познания мира. »
Применение диалогового обучения на уроках познания мира.
Учитель первой категории высшего уровня квалификации
Сыдыкова Ильмира Садирдиновна
КГУ ОШ№ 85
«Только в коллективе индивид
получает средства,
дающие ему возможность
всестороннего развития
своих задатков».
(К. Маркс, Ф. Энгельс)
Образование в начальной школе является основной базой или фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижению данной цели и задач способствует целенаправленная организация образовательного процесса в начальной школе на основе технологий проблемного обучения и обучения в диалоге.
Моей целью является создание необходимых условий для того, чтобы заложить прочный фундамент. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Так как диалогическое обучение способствует развитию критического мышления.
По мнению Л. Выгодского, ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя.
В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик.
Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью этой технологии, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему.
Используемые мною диалогические методы, такие как кумулятивная беседа, исследовательская беседа, показали, что дети более активно включаются в процесс обучения через обсуждение изучаемой информации, через высказывания своих идей, через принятие решений, а кроме этого учатся работать в группе.
Я разрабатываю уроки так, чтобы вовлечь детей в диалог, чтобы дать каждому ученику возможность вступить в диалог. Для этого на уроках организовываю парную и групповую работу.
Групповую работу провожу на каждом уроке. Задания для групповой работы предлагаю разные: создание постера, отгадывание и составление кроссвордов, заполнение таблиц, оформление страниц Красной книги, составление кластеров, инсценирование, составление плана, сочинение.
Для изучения темы «Что такое полезные ископаемые?» для выявления имеющихся знаний учащихся по данной теме, предложила учащимся изобразить на постере все, что они знают о полезных ископаемых. В процессе исследовательской беседы дети предлагали свои идеи и обсуждали план защиты постера. Происходит диалог «ученик-ученик», который позволяет находить совместные решения. Во время диалога ученики больше думают, чаще говорят, что способствует развитию мышления и речи. В результате дети открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике
Например, для изучения темы «Уголь. Нефть. Газ» при работе в группах я обратилась к изучению учебника. Каждая группа взяла для примера одно полезное ископаемое и составила по нему таблицу с использованием материалов учебника – название, свойства, применение и как добывают. Таблица позволяет систематизировать информацию и выделить главные вопросы. Я наблюдала за тем, как все учащиеся были вовлечены в учебный процесс. Хочется отметить, что учащиеся свободно и легко работали друг с другом.
На уроках часто использую прием «Ты мне, я тебе», где учащиеся сами составляют вопросы и задают друг другу. Ученикам нравится выступать в роли учителя, поэтому они с удовольствием готовят вопросы, даже ученики с низкой мотивацией к обучению.
Также на уроках использую создание проблемной ситуации, которая способствует диалогу между учениками, определению темы урока.
Так, на уроке познания мира при изучении темы «Рудные полезные ископаемые», была создана проблемная ситуация:
- Пролетая над определенной местностью на самолете, летчик заметил, что стрелки компаса начали бешено вращаться. Почему это произошло?
В ходе обсуждения этой ситуации в парах, учащиеся определили тему урока.
Диалог помогает мне узнавать, насколько мои ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения. При организации диалогового обучения все учащиеся вовлечены в учебный процесс. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, у них формируется мышление и речь. В результате дети открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике.
На протяжении всех уроков я наблюдаю за учащимися и вижу изменения в их поведении и их отношении к обучению. Дети ведут себя по-другому, могут, не стесняясь задавать вопросы друг другу, просить помощи друг у друга. Усвоение материала стало более эффективным, осознанным.