Эффективный урок – это такой урок, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый ученик находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам урока показывают хорошие знания. Конечно, после такого урока я получаю большую радость и стимул к дальнейшей такой же плодотворной деятельности, а детям, несомненно, захочется ещё раз побывать на таких уроках, появится стимул к учению.
Конечно, эффективность урока во многом зависит от субъективного отношения учащегося к изучаемому материалу, его волевых усилий, помогающих преодолеть трудности. Поэтому немаловажное значение имеет повышение мотивации учащихся к изучению предмета, которое достигается, прежде всего, путем осознания значимости предмета в повседневной жизни и учебной деятельности.
Волшебный якорь урока Восемь правил эффективного урока по слайдам За последнее время мир очень сильно изменился, мы живем в потоке быстро изменяющейся информации, стремительно развивающееся экономики. Востребованными становятся навыки 21 века, предполагающие не просто обладание знаниями, а умение эти знания применить на практике, умение найти свое место в жизни и приносить пользу обществу и государству. Для формирования навыков 21 века необходимо существенно изменить практику преподавания и обучения. Я не являюсь простым наблюдателем за происходящими переменами, я хочу идти в ногу со временем и стараюсь научить этому своих учеников. Во время обучения изменилось мое эмоциональное состояние, в связи с тем, что для себя я нашла ответы на многие вопросы использования новых подходов в обучение: обучение тому, как обучаться, диалоговое обучение, критическое мышление, обучение в сотрудничестве. Для меня открылись новые пути решения моих проблем, такие как тесное сотрудничество с педагогами школы прошедшими курсы, сетевое взаимодействие, доступность материалов содержащих лучший опыт. Эффективный урок – это такой урок, на котором полностью решены все поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Одной из своих задач как учителя вижу в том, чтобы мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого планирую каждый урок, чтобы в нём были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью. Для себя я твердо решила, что при возвращении на работу, я изменю свой стиль преподавания. Это необходимо сделать, так как время не ждет. Детей надо обучать востребованным навыкам: критического мышления, решения проблем, ведению диалога, применения знаний и социального опыта в различных жизненных ситуаций. Я буду это делать путем построения уроков на основе конструктивистского преподавания, детального изучения процесса обучения детей, вовлечение их в обсуждение, оценку и рефлексию.Хотя возможно не все было правильно, я до сих испытываю затруднения при составлении среднесрочного планирования, приходится много обдумывать, обращаться к дополнительной литературе, но мне удалось пересилить себя и заставить делать это. Такое подробное разложение каждого этапа урока в среднесрочном планировании, помогло мне увидеть интеграцию семи модулей программы, в проведении рефлексии деятельности учащихся, своих действий по улучшению процесса обучения. Все это является доказательством того, что у меня уже произошло переосмысление и я готова к внесению изменений в практику преподавания. Работа в таком формате достаточно тяжкий труд, но без этого нельзя совершенствовать свою практику.
- В настоящий момент
- Ученики являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия
- Обучение и преподавание на основе диалога помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление
- Процесс метапознания согласуется с вопросами того, как детям можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно
- Взаимосвязь развития критического мышления учеников и учителей. Критическое мышление; у учащихся представлено способностью, синтезировать информацию и идеи, умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнения идеи других; у учителя способность критически оценивать свою практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов
- Мои ученики и я знаем сущность оценивания для обучения и оценивание обучения для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении
- Развитие компетентности в цифровых технологиях и способности использования ИКТ в преподавании
- Содействие обогащенному обучению всех учеников и выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся
- Учет возрастных особенностей при планировании и выборе заданий
- Развитие лидерства на уроке
Наблюдения за учениками в ходе урока, показывает, что в процессе беседы, учащиеся учатся формулировать вопросы высокого порядка, демонстрировать понимание темы урока, конструировать проблемные вопросы, осознавать, что у людей есть другие мнения, объяснять, аргументировать свои идеи. При работе в парах на уроке «Здоровая и нездоровая еда» учащиеся аргументировали свой выбор КМ. Сначала дети распределились исходя из личных симпатий, потом я распределила их «сильный ученик – слабый ученик», с целью оказания помощи слабым учащимся.
Наиболее эффективной и сложной была организация и проведение исследовательской беседы. Беседа проводилась по заранее данному алгоритму, так как у детей нет навыка проведения таких бесед. Ребята указали на то, что им сложно формулировать гипотезу, для этого я им дала шаблон, в который необходимо вставить пропущенные слова.
Наблюдения за исследовательской беседой на уроке показали, что каждый предлагает информацию, но эта информация тщательно не оценивается, участники задают вопросы только низкого порядка, участники спрашивают, но не обосновывают то, что сказано, участники группы стремятся достичь согласия, прийти к общим выводам В процессе наблюдения за групповой работой на уроках можно выявлять одаренных детей. Такие дети отличаются оригинальностью мышления, предлагают нестандартные решения, проявляют глубину в познании материала, очень быстро выделяют ключевые идеи, могут предлагать стратегии при выполнении заданий. Моим упущением на проведенных уроках было, то, что я только предлагала таким ученикам помогать и обучать своих одноклассников в процессе работы. На последующих уроках я планирую продумывать систему дифференцированных заданий, для того, чтобы помочь им совершенствовать свои способности.
Важными на уроке, безусловно, являются различные формы оценивания. Раньше я использовала в качестве оценивания похвалу за проделанную работу, комментировала и определяла для ученика направления, в котором ему необходимо совершенствоваться и объясняла, как это можно сделать. Но не знала, что такой вид оценивания называется формативным. Сейчас я не представляю урока без использования формативного оценивания, так как оно является хорошим стимулом для ученика в совершенствовании своего обучения. Оценивание по критериям никогда не использовались мною. Внедряя критериальное оценивание, я увидела, все его преимущества. Ценность данной формы оценивания в том, что оно помогает определить направления, в котором ученику следует развиваться и вовлекает учащихся в процесс оценивания. Традиционное суммативное оценивание также присутствовало на моих уроках, с целью определения уровня усвоения знаний. Достаточно сложным оказалось самооценивание. Спросила у ребят: «Почему?». Ответили: «Стыдно поставить высокую оценку и не хочется плохую». Для этого необходима разъяснительная беседа по поводу того, что самооценивание важно для анализа своей работы, определения дальнейших действий Рефлексия очень важный этап урока, на котором учащиеся соотносят «новую информацию» со «старой», используя полученные знания. Производят отбор информации, наиболее важной для понимания сути изучаемой темы. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, т.е учатся интерпретировать. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию, для этого я использовала прием «рефлексивные вопросы», который заключается в наборе вопросов, задаваемых в конце занятия на этапе рефлексии. Например,
Что показалось вам сегодня трудным? Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе? Что, в изученном сегодня, для вас самое главное? Какие мысли прозвучавшие сегодня созвучны с ваш
Планирование дальнейшего развития практики
- Сосредоточиться на обучении учеников, прислушиваться к
- мнению учащихся
- Среднесрочное планирование уроков
- Подбор эффективных стратегий, методов и приемов работы
- на уроке
- Использование критериев для выявления одаренных детей
- Сотрудничество с коллегами
- Составление плана внесения изменений в практику обучения и преподавания
Подводя итоги всего вышесказанного, хочется сказать, что результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма и творчества учителя. И от нас с вами зависит, каким быть уроку, и будет ли этот урок стимулом к успеху. Как для ученика, так и для Учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Урок можно считать современным, если прослеживается 3 момента: исторический аспект информации, связь с настоящим, опора на современность и выход в будущее на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным. Итак, целеполагание – оптимальный объём урока – интенсивность – разнообразие – рефлексия – вот главные составляющие эффективного урок А главными составляющими эффективного урока конечно же являются целеполагание – оптимальный объём урока – интенсивность – разнообразие и рефлексия.