Просмотр содержимого документа
«Познавательная викторина "Люби и знай свой край"»
Познавательная викторина
«Люби и знай свой край!»
Цель
Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае, о растительном и животном мире родного края, водоемах, воспитывать чувство гордости за свой родной край.
Оборудование: Проектор, раздаточный материал.
Ход занятия
Дети заходят в класс и звучит музыка
(Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения на фоне музыке)
Девочка Алтайский Край, ты – родина моя, Любимая земля, необычайная… Твоей красою заворожен я, А, может, награждён случайно?
МальчикИскрится ль снег на солнышке зимой, Свистит ли в поле ветер озорной, Кипит ль вода в водоворотах по весне – И это всё волнует сердце мне! Девочка И это сохраню на весь свой век, Который мне отпущен был судьбой… Растает лед, не вечен человек, А ты, мой край, всё так же молодой! И стариться не хочешь ты ничуть…
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
(Об Алтайском крае)
Учитель: Алтайский край – уникальная земля, находящаяся в центре Азии. Первозданность и нетронутость природы, прозрачные спокойные озёра, содержащие лечебные грязи, уникальные по своему содержанию источники минеральных вод, бурные реки и горные луга, а также изумительные по красоте ландшафты. Во всём мире нигде больше на относительно большой территории не встретить столько чудес, столько красот и столько возможностей.
Учитель: Прежде чем мы начнём нашу викторину. Вам нужно разделиться на две команды. (Детей можно заранее разделить).
Учитель: Правила игры: За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не ответила, то возможность другой команде дать ответ.
1 тур. Придумать название и девиз команде связанный с Алтайским краем.
(В этом туре каждой команде можно дать по одному баллу)
2 тур. Расшифруйте название нашей с вами викторины
На доске записана тема викторины, но буквы слов перемешались. Чтобы правильно прочитать их, нужно расставить буквы в нужном порядке.
Задание: Билю и айзн свой айкр ! (Люби и знай свой край!)
Учитель: Просторам Алтая конца нет и края, Привольны леса и поля... В заснеженной сини стоит средь России Родная деревня моя.
Здесь всё мне родное и всё дорогое: Весенней черёмухи цвет, Берёзки и ивы, и гроздья рябины, И ласковый нежный рассвет.
Народ твой красивый, в делах терпеливый Не знает пусть горя и бед... Под ласковым небом с цветами и хлебом Живи и трудись сотни лет!
3 тур. Найдите герб Алтайского края
(На экране 7 гербов других регионов Росси и среди них герб Алтайского края. Дети должны узнать где герб Алтайского края)
Учитель: Герб Алтайского края представляет собой щит французской геральдической формы, основание которого равно восьми девятым высоты, с выступающим в середине нижней части щита остриём. Нижние углы щита закруглены. Щит разделен горизонтальной полосой на 2 равные части: в верхней половине щита на лазоревом фоне, символизирующим величие, изображена дымящаяся доменная печь XVIII века, — как отражение исторического прошлого Алтайского края. В нижней части щита на красном (червлёном) фоне, символизирующим достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз» (яшма с преобладанием зелёного цвета), хранящейся в Государственном Эрмитаже. Щит обрамлен венком из золотых колосьев, олицетворяющих сельское хозяйство как ведущую отрасль экономики Алтайского края. Венок перевит лазоревой лентой.
Физкультурная пауза:
Дружно за руки взялись!
Руки вверх, руки вниз!
Руки быстро в кулачок,
Положили на бочок.
Вправо-влево покачались ,
Назад-вперёд, назад-вперёд.
Ну-ка, кто там отстаёт?
4 тур Нарисовать флаг Алтайского края
Ребята скажите какие символы Алтайского края вы ещё знаете?
(флаг .)
Я вам предлагаю изобразить флаг нашего края
Учитель: Флаг Алтайского края представляет собой прямоугольное полотнище с довольно редким соотношением сторон – 1:2. Большая его часть имеет красный оттенок. У древка расположена вертикальная полоса синего цвета, занимающая 1/6 часть от общей длины флага. На ней изображен желтый колос пшеницы – символ развитого зернового хозяйства региона. В центре красного поля флага помещен в точном и неизмененном виде герб Алтайского края. Также присутствует и венок из колосьев, обрамляющий геральдический щит герба.
5тур. Загадок
Учитель: Послушайте загадки и отгадайте, о каких лесных обитателях идёт речь.
Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь)
Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. (ёж) Кто с высоких тёмных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк Промелькнул, как огонёк? (Белка)
Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса)
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось)
Говорят, что я трусливый,
В сказках якобы хвастливый.
Всё не так, мои друзья,
Просто осторожный я!
(Заяц)
(На слайде отгадки с картинками животных)
Учитель: Скажите, что объединяет этих животных? (Все эти животные живут на территории Алтайского края). А каких животных Алтайского края вы ещё знаете?
(Выступление за ранее подготовленных учеников о животных занесённых в красную книгу)
1Ученик:Рысь Сильные лапы этого красивого животного имеют межпальцевые перепонки. Потому рысь легко передвигается даже по большим снежным сугробам. В алтайский горах хищник питается копытными и мелкими млекопитающими. Активны они, как правило, в сумерках и ночью. Детеныши рыси почти весь первый год не отходят от мамы. Мех рыси очень ценный, имеет весьма привлекательный внешний вид и сохраняет тепло. Потому на это животное охотятся ни одно десятилетие.
2 ученик: Эта птица попала в Красную книгу Алтая из-за того, что охотники давно заприметили отличные вкусовые качества ее мяса. Дрофа крупная, сравнить ее можно с индейкой. Вес птицы достигает 15 килограммов. Мощные ноги птицы позволяют ей активно передвигаться по земле. Если на Алтае популяцию пока удается сохранить, то, к примеру, в Шотландии и Франции эту пернатую полностью истребили. ( На слайде представлены животные)
Учитель: Территорию Алтайского края заселили более четырехсот видов животных и птиц. Четверть из них млекопитающие. Пернатых в регионе еще больше, 320 видов. Кроме того, 7 видов пресмыкающихся, 6 видов беспозвоночных животных и 7 видов земноводных. А в многочисленных реках и озерах водится 35 видов рыб. В красную книгу Алтая занесены исчезающие виды животных этого региона. Таких насчитывается 164. Т.е., чуть меньше трети всего животного мира края. Половина из тех, кого охраняет закон Алтайского края о животных – птицы. Среди млекопитающих 17 видов на грани исчезновения. В российское издание Красной книги включены сразу 10 обитателей Алтая.
6тур. Буквы потерялись
Ребята вам нужно в слова вставить гласные и узнать какие реки и озёра спрятались в словах.
(Обь, Бия, Катунь, Яровое, Телецкое, Кулундинское)
Учитель:Алтайский край характеризуется большим количеством рек. Их общая численность составляет более 20 тысяч. Если соединить все реки Алтая в одну, то ее длины хватить обогнуть земной шар по экватору полтора раза. Главной рекой Алтайского края является Обь.
Самые известные озёра Телецкое и Кулундинское.
7 тур. Соедини точки по порядку
Учитель: Соедините цифры по порядку. Узнайте и назовите растения.
Ребята скажите, а какие растения Алтайского края вы знаете?
(Растения: василёк, ландыш, одуванчик, ромашка, подснежник и т.д.)
В виде поощрения рисунки раздаются домой, для того чтобы их раскрасить.
Подведение итогов и награждение команд.
Учитель: Вот и закончилось наше знакомство с краем. Спасибо всем ребятам! И пожелаем друг другу новых знакомств с нашей малой Родиной.