Цели: развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.
Подготовительная работа: плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово человека, что дождь в засуху»; «Не одежда красит человека, а его добрые дела»; «Человек живет век, а доброе дело — два», «Спешите делать добро»; чашечные весы, таблички с надписями Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь и «капельки»-игрушки — добрые дела учащихся; лист ватмана, из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ. »
ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ.
Цели: развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.
Подготовительная работа: плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово человека, что дождь в засуху»; «Не одежда красит человека, а его добрые дела»; «Человек живет век, а доброе дело — два», «Спешите делать добро»; чашечные весы, таблички с надписями Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь и «капельки»-игрушки — добрые дела учащихся; лист ватмана, из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Ход классного часа
I. Вводная беседа
Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель... (дети продолжают).
Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье... (дети продолжают).
Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (Ответы детей).
1-й ученик. Достается не дешево
Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?
2-й ученик. Этой мерой измеряться
Все земные труды...
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
3-й ученик. Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Полезным мирным трудом?
4-й ученик. Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее -Хорошеть самому.
II. Путешествие на Планету Добра
Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра.
Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)
— А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить Желанье другого -Одно удовольствие, Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он... О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестренка Скучает в сторонке? Волшебное что-нибудь Сделай сестренке! И ты обернулся Ретивым конем-Галопом сестренка Помчится на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо —
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
- Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
- Какого же человека можно назвать добрым? (Добрый чело век — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережет природу.)
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла —
Тот людям вовеки
Не делает зла. (Р. Сеф)
-Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им вы жить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
III. Беседа по содержанию стихотворения «Любочка»
- Давайте послушаем стихотворение Агнии Львовны Бар- то «Любочка». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.
Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все. Девочки на празднике Соберутся в круг. Как танцует Любочка! Лучше всех подруг. Кружится и юбочка, И ленточка в косе. Все гладят на Любочку, Радуются все. Но если к этой Любочке Вы придете в дом, Там вы эту девочку Узнаете с трудом. Она кричит еще с порога, Объявляет на ходу: - У меня уроков много, Я за хлебом не пойду! Едет Любочка в трамвае — Она билета не берет. Всех локтями раздвигая, Продвигается вперед. Говорит она толкаясь:
Фу, какая теснота! — Говорит она старушке:
Это детские места! Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Вот какая Любочка Во всей ее красе.
Какая же Любочка на самом то деле? (Ответы детей.)
IV. Беседа «Значение добрых слов»
Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.)
- Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова еще называют «волшебными словами». Почему? (Ответы детей.)
А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)
Какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей.)
Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро»:
Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т.д.) В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)
- А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как «Дать добро» и «Получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?
Дать добро — дать согласие, разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
Получить добро — получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, со греть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произно сит человек, можно судить о том, добрый он или нет?!
Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет»:
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем И скажите нам ответ. (Ответы детей.)
Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.) Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.) Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка — добрая душа».
Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета.
- А теперь вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте:
Будь добрым с тем, кто от тебя зависит. Доброта — язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать. Доброта лучше красоты.
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым. Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы. У. Игра «Сказочный герой - добрый или злой?»
Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей.)
Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко — доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
VI.Добро и зло на чашах весов
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
Учитель показывает самодельные чашечные весы.
На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки — в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.
Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)
Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)
VII.Подведение итогов
— Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро — это здорово.