1. Организационный момент.
(Слайд № 1)
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
- Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
(Звучит песня в исполнении воспитанников «Улыбка»).
2. Сообщение темы занятия.
«Поговорим о доброте и вежливости».
–Думаю, что и общение наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.
-Мы сегодня научимся самому главному — дарить людям радость, быть приветливыми, общительными, внимательными и чуткими друг к другу.
(Слайд № 2)
(Чтение русской народной пословицы)
- Жизнь дана на добрые дела.
Дети, как вы думаете, о чем говорится в этой пословице?
(Обсуждение с детьми предлагаемых вариантов).
(Чтение стихотворения слайда).
(Слайд №3)
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим…
Вежливость – совокупность правил приличия.
- Дети, скажите, пожалуйста, как вы думаете, можно быть добрым, но не вежливым?
(Обсуждение высказываний детей).
- А можно быть вежливым, но не добрым?
(Обсуждение вариантов высказываний детей).
- А какими бы вы хотели быть: вежливыми или добрыми?
(Обсуждение высказываний детей).
(Слайд № 4)
Чтение стихотворения «Доброта».
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Вывод. – В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
- Первые слова, которыми мы начинаем день, – это «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, веселым, добрым.
Солнышко ясное встало.
– Доброе утро! – сказало.
– Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, все равно.
Придумано мудро:
– Доброе утро!
- Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Доброе утро!» – и сразу станет теплее, радостнее.
- А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить: «Доброе утро!», нахмурясь, недовольным голосом? Почему?
- Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «здравствуйте».
– Зачем мы его произносим?
- Это очень старое слово, связано оно со словом «здоровье». Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Все вежливые слова хороши, когда человек искренне, от души желает человеку добра, здоровья.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь – повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повторить с утра.
3. Обсуждение проблемной ситуации.
-Давайте рассмотрим ситуацию на этом слайде. Что можно рассказать об увиденном вами? Как проанализировать поведение мальчика? Как вы поступили бы на месте мальчика? А если бы вы увидели такую ситуацию, что бы вы сделали?
(Слайд № 5).
(Слайд № 6)
-А что происходит на этом слайде? (Ответы детей).
- Иногда бывает так, что дети думают, что они могут помогать и заботится только о родителях. Но это неправильно. Потому что бабушки и дедушки очень любят вас. Но они старше ваших родителей и им иногда требуется больше внимания, заботы, и вашего доброго отношения к ним. Приятно смотреть на эту девочку? Какие чувства вы испытываете при этом?
(Слайд № 7)
- Как вы думаете, где происходит это действие? Что могло произойти? Расскажите, что вы видите и дайте оценку поведения мальчика в этой ситуации? А как вы бы поступили, если бы в вашу группу пришла новенькая девочка или мальчик?
(Слайд № 8)
(Чтение стихотворения слайда)
4. Дидактическая игра «Покажи, какой это герой!»
- Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.
(Слайд №9).
(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, гуси – лебеди, водяной, Баба – Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей.)
- Раз вы так хорошо знаете, что значит быть добрым, давайте поиграем.
5. Игра «Что значит быть добрым?»
ети стоят возле своих стульев и слушают высказывания воспитателя. Если они согласны с его словами, то присаживаются на свой стул, если нет, стоят возле него.
«Добрый человек всем приходит на помощь в трудную минуту, заботится о близких и родных, всегда со всеми делится, обижает друзей, всегда благодарит за подарок или услугу, никогда не обманывает, грубит маме и бабушке, извинится, даже если сделал что-то плохое нечаянно, считает себя самым добрым».
6. Работа с чашечными весами.
(Слайд № 10)
- Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
Появляются чашечные весы.
- На одну чашу весов я положу «зло» — «зависть», «жадность», «грубость», «предательство», «война», «ложь»). Это будет большой тяжелый камень.
(Воспитатель кладет на одну чашу весов камень).
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно доброе дело.
(Слайд № 11)
7. Коллективная работа детей (аппликация).
(На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)
- Как мы назовём эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ( Делать добро очень приятно и радостно.)
8. Подведение итогов.
- Наша встреча подошла к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу(аплодисменты) и скажем все вместе друг другу (спасибо).