Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Приёмы педагогической техники"»
Умение учителя оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на учащихся во многом зависит от овладения им педагогической техникой и в то же время говорит о его педагогическом мастерстве. Каково же соотношение педагогической техники и педагогического мастерства?
Рассмотрим вначале более известное – педагогическое мастерство. Какого учителя назовем мы мастером? Какой смысл вкладываем в слова «педагогическое мастерство»?
Актуальность темы «Приёмы педагогической техники».
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы одной из главных целей ставит «формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны».
Для осуществления качественного образования учителям начальных классов следует использовать эффективные педагогические технологии. Они выявляют систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на учащихся, предлагают способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.
Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя.
При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.
Следовательно,
Цель: отбор педагогических технологий и приёмов педагогической техники, приемлемых для осуществления качественного обучения в начальной школе.
Задачи:
Дать определение понятиям «педагогическая технология», «педагогическая техника».
Составить перечень эффективных педагогических технологий для использования в начальной школе.
Раскрыть принципы и приёмы педагогической техники по А.А. Гину.
Создать научную статью - памятку для молодых специалистов, творчески работающих учителей.
Сегодня нам представят свою работу, используя педагогические техники:
Послушаем выступление Петровой Н.А о том, что такое педагогическая техника и какими они бывают.
“Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.
Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество.
Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми”. Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.
^ II. Цели и задачи педагогического совета. Основная цель педсовета: Раскрыть сущность понятия «педагогическая техника» и его практическое применение в учебном процессе. Задачи педсовета: Познакомить с теоретическими положениями понятия –
«педагогическая техника» на основе анализа научно- методической литературы. Представить лучший опыт учителей школы по использованию
педагогических техник. Формирование творческо-поисковой деятельности педагогов
школы.
Цель: Содействовать формированию у педагогов потребности использовать в своей работе разнообразные приемы педагогической деятельности.
Задачи:
Проанализировать состояние использования учителями школы приемов педагогической техники на основе посещения уроков.
Познакомиться с разными приемами педагогической техники через посещение уроков и устные выступления по темам самообразования.
Приобщить учителей к самоанализу и самооценке психолого-педагогических знаний.
Педагогическая техника, таким образом, - это те умения, которые помогают учителю через то, что видят и слушают воспитанники, донести до них мысли и душу.
Овладение педагогической техникой лишь одна из ступенек к мастерству. Оно невозможно без осознания педагогом истинных причин, мотивов и целей каждого его педагогического действия, без ответа на вопрос: каким меня видят дети? С ответа на этот вопрос и начинается формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности, начинаетсятворческое поведение учителя.
Сегодня мы остановимся на самых распространённых приёмах педтехники - знакомых и незнакомых и постараемся сконструировать урок, или другими словами результатом нашей с вами работы должен стать конструктор урока.
(деление на группы)
В конструктор урока мы не можем поместить такие приёмы как эмоциональная атмосфера, настрой урока, настроение учителя, учеников, одним словом, оценивание детей во время урока.(Ивлева Е.В.)
Я думаю, что сегодня каждый из нас пополнил свою педагогическую копилку, и все названные приёмы найдут своего учителя и ученика.
Творчество в повседневной работе, в отношениях, с людьми, сегодня насущная потребность, всего общества, необходимое свойство каждого человека. Для учителя – это профессионально необходимое свойство. Педагог, не способный к творчеству, прямолинеен, упрям, и предсказуем. Его привычки, пристрастия, симпатия и антипатия, даже слова и жесты известны ученикам. Он как прочитанная малоинтересная книга – кто же по доброй воле станет её перечитывать?!
Да только ребёнок, как крепостной крестьянин, которому некуда податься от произвола и пристрастности помещика, вынужден изо дня в день общаться с нелюбимым учителем, зависеть от него.
В основе осознания особенностей своего взаимодействия с другими людьми два замечательных явления нашей психической жизни: рефлексия и эмпатия. В кратком психологическом словаре сказано, что эмпатия- это понимание и осознание эмоциональных состояний другого человека. У учителя она выражается в умении по мельчайшим особенностям облика или поведения воспитанника понять его чувства и переживания, истинные мотивы поступков и реакций.
Рефлексию психологи определяют как осознание человеком своих психических актов и состояний, а также того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими людьми.
Низкий уровень эмпатии и рефлексии – одна из главных причин непродуктивной стандартизации поведения учителей, лежащая внутри личности.
Привести чистые примеры в доказательство этих рассуждений довольно трудно. Но всё же попробуем это сделать, понимая однако, всю ограниченность такого эмпирического доказательства.
Умение учителя оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на учащихся во многом зависит от овладения им педагогической техникой и в то же время говорит о его педагогическом мастерстве. Каково же соотношение педагогической техники и педагогического мастерства?
Рассмотрим вначале более известное – педагогическое мастерство. Какого учителя назовем мы мастером? Какой смысл вкладываем в слова «педагогическое мастерство»?
Если собрать вместе все книги, написанные о мастерстве педагога, получится, наверное, огромная библиотека. Освоение ее сокровищ – увлекательнейшее и, безусловно, полезное занятие. Однако научится ли играть на рояле тот, кто лишь наблюдает, как это делают другие? Достигнет ли мастерства педагог, знающий всё о достижениях науки и поисках коллег, даже старательно перенося это «всё» в собственную работу? Так же как музыкант, исполняя хорошо известное нам произведение, все-таки создает, творит эту музыку здесь и сейчас, а не просто извлекает звуки из рояля, так и педагог творит ежечасно педагогическую действительность, руководствуясь законами науки, добра и красоты. И как важно нам понять, что не столько о самих всеобщих объективных законах идет в данном случае речь, сколько об их преломлении в сознании привычках, склонностях, вообще в отношении к миру конкретного человека – учителя.
Много раз пытались исследователи решить вопрос: что называть педагогическим мастерством? Определяли качества личности учителей-мастеров, составляли списки умений, которыми они владеют, считали виды работ, которые они выполняют. И распадался целостный образ педагога-мастера на эти списки и количества и что-то важное ускользало, и начинало казаться, что ни один обычный живой человек не может, не в состоянии обладать всеми этими качествами, умениями, выполнять все эти работы...
Из всего многообразия определений педагогического мастерства, представленных в научно-педагогической литературе, время заставляет выбрать одно и именно то, в котором мастерство учителя оценивается по конечному результату его труда – по степени подготовленности его воспитанников к продолжению образования, творческому труду, активному участию в жизни общества.
Только тогда мы можем сказать, что педагог-мастер – это тот учитель, который, глубоко осознавая свою ответственность перед обществом, добивается в профессиональной деятельности высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности, наиболее полно реализует в ней свой творческий потенциал.
От чего зависят успешность педагогической деятельности, ее результаты? По-видимому, в первую очередь речь должна идти о личности самого педагога. Известно, что педагоги-мастера – это убежденные, высоконравственные, широко образованные, духовно богатые люди. Однако мастерами они становятся не только в силу своих личных качеств. Эти качества должны сочетаться с необходимыми профессиональными знаниями, умениями, скажет читатель, и будет прав. Что должен уметь современный учитель? Задача его непроста – уметь активно влиять на формирование личности растущего человека.
Педагогика и психология отвечают на этот вопрос: главные пути формирования личности – деятельность и общение. А значит, и все главные умения педагога должны быть направлены на организацию деятельности детей, их общения между собой и с педагогом.
Таким образом, в практической учительской работе общение играет едва ли не ведущую роль, в то время как подготовка учителя в вузе к профессиональному общению влачит жалкое существование нелюбимой падчерицы. Небольшое количество спецкурсов и спецсеминаров по педагогическому общению, используемых в разных педагогических вузах страны, не меняют общей картины – выпускник вуза к общению с детьми, их родителями; своими коллегами сегодня не подготовлен. В результате он испытывает трудности в работе.
Отметим одну, но чрезвычайно важную, на наш взгляд, особенность общения в педагогической деятельности.
Мы видим эту особенность в том, что если для учителя общение – это вид профессиональной деятельности, то для ученика – это вид жизнедеятельности. Отсюда и очевидная разница позиций педагога и ребенка в общении. Ребенок живет, как ему живется, и общение с педагогами, родителями, сверстниками – часть его жизни. Учитель, общаясь с детьми, работает, и это значит, что он всегда должен отдавать себе отчет в том, что происходит между ним и его учениками. Участвуя в общении, учитель всегда должен быть как бы и вне его: наблюдать, анализировать, принимать решения, находить оптимальные способы его осуществления.
Оптимальные – значит дающие максимальные результаты при минимально затраченных средствах. В педагогическом общении этими средствами являются слово, интонация, взгляд, жест, улыбка, голос, чувства и переживания учителя. Умеем ли мы рачительно распорядиться этими средствами? Всегда ли точно выражаем свои мысли и чувства, всегда ли ум и сердце воспитанника отзываются нам так, как бы хотелось, как мы рассчитывали? Всегда ли мы точно знаем, какую мысль и какое чувство вызвали наше слово, взгляд, жест в каждом из наших учеников?
Мы спрашивали многих учителей: знаете ли вы, как выглядит ваше лицо в минуту радости, гнева, разочарования, удивления, скуки, огорчения? И почти никогда не получали утвердительного ответа. Причины просты: в вузе об этом не было речи, а работа так «закручивает», что об этих мелочах думать некогда. Но ведь это совсем не мелочи! В деле воспитания вообще нет мелочей, а уж владение главными средствами воздействия на ученика и вовсе не может рассматриваться как нечто, не заслуживающее внимания.
Умение говорить правильно и выразительно, умение жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, умение управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяют успешность педагогического общения. Эти умения мы и объединим в понятие «педагогическая техника учителя». Почему именно эти – станет ясно из дальнейшего. А пока отметим только, что отсутствие или наличие этих умений проявляется в поведении педагога при взаимодействии с детьми. Именно их имел в виду А. С. Макаренко, когда писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым... себя вести так, чтобы каждое его движение воспитывало».
Педагогическая техника и есть тот комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в воспитательной работе. Недооценивать эти умения нельзя. Если они наличествуют в деятельности, то учитель сумеет во взаимодействии с воспитанниками наиболее полно раскрыть, выразить все богатство своей личности, в той мере, конечно, в какой он этим богатством обладает. Если же педагог не владеет этими умениями, то лучшее, профессионально значимое в личности учителя может быть скрытым от воспитанников, не оказать влияния на них. Сам учитель в этом случае не станет активным участником педагогического процесса, а неким внешним по отношению к нему субъектом. В таком случае он не способен ни увлечь интересным делом, ни убедить в своей правоте, ни воздействовать личным примером. Он лишь более или менее сознательно и умело манипулирует учениками, отношениями, мелом, техническими средствами, школьной документацией.
Педагогическая техника, таким образом, – это те умения, которые помогают учителю через то, что «видят и слушают» воспитанники, донести до них свои «мысли и душу».
Что же видит и слышит сегодня наш воспитанник? Гораздо чаще, чем нам бы хотелось думать, внешний облик учителя не может удовлетворить самый непритязательный вкус, не говоря уже о достижении воспитательных целей: плохая осанка, некрасивая походка, невыразительный взгляд, нелепые жесты. То же и в речи: плохая дикция, монотонность, однообразие интонаций, шаблонность замечаний, то глухой и еле слышный, то громкий и пронзительный голос. К сожалению, вряд ли будет большим преувеличением охарактеризовать современное состояние педагогической техники учительства словами А. С. Макаренко: «Если бы мы захотели подвергнуть критике существующую педагогическую технику, мы не в состоянии этого сделать просто за отсутствием объекта».
Причину такого положения А. С. Макаренко видел в том, что педагогическая «теория ограничилась декларированием принципов и общих положений, а переход к технике был предоставлен творчеству и находчивости отдельных педагогов».
Ситуация, по существу, начала меняться лишь в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Возродившийся интерес к проблеме дал импульс целому ряду исследований по отдельным направлениям педагогической техники и привел, в частности, к выводу о том, что под педагогической техникой понимается комплекс умений учителя, способствующих его оптимальному и творческому поведению и эффективному взаимодействию с детьми в любых педагогических ситуациях.
Надо заметить, что с течением времени и по мере развития теории и методики обучения и воспитания содержание педагогической техники менялось. Однако при любом подходе сохраняется некое устойчивое ядро элементов педагогической техники, которое включает:
умения педагогического общения;
технику и культуру речи учителя (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонационная окраска и т. д.);
выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, вообще внешний облик учителя);
профессиональную саморегуляцию педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т. п.).
В целом это и составляет содержание педагогической техники учителя, которая наряду с интуицией образует фундамент педагогического творчества.
Отчет по движению и успеваемости за 1 четверть 2016-2017 учебного года
КГУ «Средняя школа №2»
наименование школы
кол-во
уч-ся на конец 1 четверти
из них дев.
отличников
из них дев.
хорошистов
из них дев.
неуспевающих
из них дев
% успеваемости
% качества знаний
1
классы
КГУ «Средняя школа №2»
81
43
2 классы
КГУ «Средняя школа №2»
65
38
11
9
29
17
0
0
100
61,5
3 классы
КГУ «Средняя школа №2»
74
36
5
3
39
21
0
0
100
59,4
4 классы
КГУ «Средняя школа №2»
55
26
7
5
26
16
0
0
100
60
1-4 классы
КГУ «Средняя школа №2»
275
143
23
17
94
54
0
0
100
60,3
Литературное чтение
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
1 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
55
194
"5"
21
20
18
59
"4"
30
48
26
104
"3"
14
6
11
31
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
78,4
91,8
80
84
Русский язык
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
1 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
55
194
"5"
11
12
7
30
"4"
33
35
28
96
"3"
21
27
20
68
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
67,6
63,5
63,6
64,9
Математика
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
1 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
55
194
"5"
15
12
10
37
"4"
37
44
33
114
"3"
13
18
12
43
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
80
75,6
78,1
77,8
Отчет по движению и успеваемости за 2 четверть 2016-2017 учебного года
КГУ «Средняя школа № 2»
наименование школы
кол-во уч-ся на начало года
из них дев
кол-во
уч-ся на конец 2 четверти
из них дев.
отличников
из них дев.
хорошистов
из них дев.
неуспевающих
из них дев
% успеваемости
% качества знаний
1
классы
КГУ «Средняя школа №2»
82
43
82
44
2 классы
КГУ «Средняя школа №2»
65
38
65
38
7
5
32
19
0
0
100
60
3 классы
КГУ «Средняя школа №2»
75
36
74
36
4
3
41
23
0
0
100
60,8
4 классы
КГУ «Средняя школа №2»
54
25
56
26
5
4
26
17
0
0
100
53,3
1-4 классы
КГУ «Средняя школа №2»
276
142
277
144
16
12
99
59
0
0
100
58,9
Литературное чтение
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
2 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
56
195
"5"
20
23
20
63
"4"
34
42
30
106
"3"
11
9
6
26
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
83
87,8
89,3
86,6
Русский язык
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
2 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
56
195
"5"
8
9
7
24
"4"
38
40
29
107
"3"
19
25
20
64
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
70,8
66,2
64,2
67,2
Математика
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
2 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
56
195
"5"
13
15
12
40
"4"
36
46
28
110
"3"
16
13
16
45
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
75,4
82,4
71,4
76,9
Информационная справка по результатам
рефлексии с педагогического совета «Приемы педагогической техники,
как инструментарий мастерства учителя»
Цель: оценить работу педагогического совета, изучить полезность полученной информации для педагогов и определить степень новизны в приемах пед. технологий, рассмотренных в ходе методической недели.
В ходе исследования были получены следующие данные:
№
Вопрос
Оценочная школа
0
1
2
3
4
5
1
Степень новизны в приемах пед. технологий для Вас
-
3%
3%
20%
42%
31%
2
Полезность полученной информации
-
-
-
6%
37%
60%
3
Уровень подачи информации
-
-
-
14%
37%
37%
Заключение: в ходе рефлексии отмечается позитивный настрой педагогов в строке пожелания педагогическому коллективу были следующие высказывания:
• Продолжить эту работу спасибо всем кто принял участие в творческой неделе.
• Дерзать! Быть более активными!!!
• Активно использовать эти приемы на рабочих уроках.
• Полнее использовать свои творческие способности.
• Стремится к духовному единству с учениками.
• Доброжелательный настрой, почаще улыбок, внимательного отношения друг к другу.
• Совершенствовать свое творчество, щедро делится опытом, так как он безусловно интересен.
• Обобщение и распространение опыта через создание электронного банка «Новые технологии, дидактические приемы на уроках учителей школы».
• Удачи, успехов во всем и любви!
• Здоровья, терпения, творчества и любви.
• Удачи, новых открытий, обобщения опыта работы отдельных учителей и творчества!
• Быть более творческими ответственными при подготовке урока, использовать информационные технологии
• Энтузиазма, удовлетворения от работы, удачи!
РЕФЛЕКСИЯ.
Ваши ожидания от урока?_________________________________________________________________________________________
В чем Вы видите положительные стороны такой технологии?___________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем, на Ваш взгляд, сложности применения?__________________________________________________________________________________________________________________________________
Будете ли Вы использовать элементы данной технологии на своих уроках?________________________________________________________________________________________
О проведении педсовета объявлено заранее, предложен список литературы по обсуждаемой проблеме. Делается это для того, чтобы не было равнодушных, всегда готовых отмолчаться, чтобы заранее сориентировать учителей, помочь им проанализировать свои знания, работу, подготовиться к выступлению. Так, к данному педагогическому совету были предложены следующие вопросы:
1. Каково Ваше мнение о необходимости применения педагогических технологий в образовательном процессе?
2. Расскажите о педагогических технологиях, которые Вы применяете в своей практике.
3. Какие трудности и при использовании каких технологий возникают у Вас в процессе работы?
4. Какую роль Вы отводите педагогическим технологиям на уроке и во внеклассных занятиях?
5. Как Вы продумываете и планируете оборудование урока?
6. Активизирует ли применение педагогических технологий познавательную деятельность учащихся?
Одним из важных приёмов педагогической техники, без которой не осуществить ни один из вышеназванных приёмов является искусство общения с детьми. (выступление психолога)
Определяя собственную программу овладения педагогической техникой, кто-то выберет для себя лишь некоторые упражнения, а кто-то захочет освоить предлагаемый курс полностью. Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного», приёма. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный эффект». Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику - схватиться за всё сразу. Каждый новый приём отрабатывайте до автоматизма. Приёмы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе совершенствуется. Использование приёмов педагогической техники формирует способность учащихся к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Последнее слово
Если оркестр играет вразнобой, дирижёр смешон. Когда оркестр сыгран, дирижёр кажется волшебником. То же и в школе. Если класс сыгран, то урок – как музыка.
Идеальная дидактика –это её отсутствие .Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может
ему помешать .Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.(Анатолий Гин)
В конструктор урока мы не можем поместить такие приёмы как эмоциональная атмосфера, настрой урока, настроение учителя, учеников, одним словом, оценивание детей во время урока.(Ивлева Е.В.)
Я думаю, что сегодня каждый из нас пополнил свою педагогическую копилку, и все названные приёмы найдут своего учителя и ученика.
Творчество в повседневной работе, в отношениях, с людьми, сегодня насущная потребность, всего общества, необходимое свойство каждого человека. Для учителя – это профессионально необходимое свойство. Педагог, не способный к творчеству, прямолинеен, упрям, и предсказуем. Его привычки, пристрастия, симпатия и антипатия, даже слова и жесты известны ученикам. Он как прочитанная малоинтересная книга – кто же по доброй воле станет её перечитывать?!
Да только ребёнок, как крепостной крестьянин, которому некуда податься от произвола и пристрастности помещика, вынужден изо дня в день общаться с нелюбимым учителем, зависеть от него.
В основе осознания особенностей своего взаимодействия с другими людьми два замечательных явления нашей психической жизни: рефлексия и эмпатия. В кратком психологическом словаре сказано, что эмпатия- это понимание и осознание эмоциональных состояний другого человека. У учителя она выражается в умении по мельчайшим особенностям облика или поведения воспитанника понять его чувства и переживания, истинные мотивы поступков и реакций.
Рефлексию психологи определяют как осознание человеком своих психических актов и состояний, а также того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими людьми.
Низкий уровень эмпатии и рефлексии – одна из главных причин непродуктивной стандартизации поведения учителей, лежащая внутри личности.
Привести чистые примеры в доказательство этих рассуждений довольно трудно. Но всё же попробуем это сделать, понимая однако, всю ограниченность такого эмпирического доказательства. (Эпизод с молодой учительницей)
Одним из важных приёмов педагогической техники, без которой не осуществить ни один из вышеназванных приёмов является искусство общения с детьми. (выступление психолога)
Определяя собственную программу овладения педагогической техникой, кто-то выберет для себя лишь некоторые упражнения, а кто-то захочет освоить предлагаемый курс полностью. Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного», приёма. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный эффект». Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику - схватиться за всё сразу. Каждый новый приём отрабатывайте до автоматизма. Приёмы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе совершенствуется.
Последнее словоЕсли оркестр играет вразнобой, дирижёр смешон. Когда оркестр сыгран, дирижёр кажется волшебником. То же и в школе. Если класс сыгран, то урок – как музыка.
Немаловажным результатом использования описанных приемов в условиях реализации ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих младшим школьникам умение учиться способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники представлено в таблице.
Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.
Умение учителя оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на учащихся во многом зависит от овладения им педагогической техникой и в то же время говорит о его педагогическом мастерстве. Каково же соотношение педагогической техники и педагогического мастерства?
Рассмотрим вначале более известное – педагогическое мастерство. Какого учителя назовем мы мастером? Какой смысл вкладываем в слова «педагогическое мастерство»?
Актуальность темы «Приёмы педагогической техники».
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы одной из главных целей ставит «формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны».
Для осуществления качественного образования учителям начальных классов следует использовать эффективные педагогические технологии. Они выявляют систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на учащихся, предлагают способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.
Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя.
При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.
Следовательно,
Цель: отбор педагогических технологий и приёмов педагогической техники, приемлемых для осуществления качественного обучения в начальной школе.
Задачи:
Дать определение понятиям «педагогическая технология», «педагогическая техника».
Составить перечень эффективных педагогических технологий для использования в начальной школе.
Раскрыть принципы и приёмы педагогической техники по А.А. Гину.
Создать научную статью - памятку для молодых специалистов, творчески работающих учителей.
Сегодня нам представят свою работу, используя педагогические техники:
Послушаем выступление Петровой Н.А о том, что такое педагогическая техника и какими они бывают.
“Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.
Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество.
Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми”. Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.
^ II. Цели и задачи педагогического совета. Основная цель педсовета: Раскрыть сущность понятия «педагогическая техника» и его практическое применение в учебном процессе. Задачи педсовета: Познакомить с теоретическими положениями понятия –
«педагогическая техника» на основе анализа научно- методической литературы. Представить лучший опыт учителей школы по использованию
педагогических техник. Формирование творческо-поисковой деятельности педагогов
школы.
Цель: Содействовать формированию у педагогов потребности использовать в своей работе разнообразные приемы педагогической деятельности.
Задачи:
Проанализировать состояние использования учителями школы приемов педагогической техники на основе посещения уроков.
Познакомиться с разными приемами педагогической техники через посещение уроков и устные выступления по темам самообразования.
Приобщить учителей к самоанализу и самооценке психолого-педагогических знаний.
Педагогическая техника, таким образом, - это те умения, которые помогают учителю через то, что видят и слушают воспитанники, донести до них мысли и душу.
Овладение педагогической техникой лишь одна из ступенек к мастерству. Оно невозможно без осознания педагогом истинных причин, мотивов и целей каждого его педагогического действия, без ответа на вопрос: каким меня видят дети? С ответа на этот вопрос и начинается формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности, начинаетсятворческое поведение учителя.
Сегодня мы остановимся на самых распространённых приёмах педтехники - знакомых и незнакомых и постараемся сконструировать урок, или другими словами результатом нашей с вами работы должен стать конструктор урока.
(деление на группы)
В конструктор урока мы не можем поместить такие приёмы как эмоциональная атмосфера, настрой урока, настроение учителя, учеников, одним словом, оценивание детей во время урока.(Ивлева Е.В.)
Я думаю, что сегодня каждый из нас пополнил свою педагогическую копилку, и все названные приёмы найдут своего учителя и ученика.
Творчество в повседневной работе, в отношениях, с людьми, сегодня насущная потребность, всего общества, необходимое свойство каждого человека. Для учителя – это профессионально необходимое свойство. Педагог, не способный к творчеству, прямолинеен, упрям, и предсказуем. Его привычки, пристрастия, симпатия и антипатия, даже слова и жесты известны ученикам. Он как прочитанная малоинтересная книга – кто же по доброй воле станет её перечитывать?!
Да только ребёнок, как крепостной крестьянин, которому некуда податься от произвола и пристрастности помещика, вынужден изо дня в день общаться с нелюбимым учителем, зависеть от него.
В основе осознания особенностей своего взаимодействия с другими людьми два замечательных явления нашей психической жизни: рефлексия и эмпатия. В кратком психологическом словаре сказано, что эмпатия- это понимание и осознание эмоциональных состояний другого человека. У учителя она выражается в умении по мельчайшим особенностям облика или поведения воспитанника понять его чувства и переживания, истинные мотивы поступков и реакций.
Рефлексию психологи определяют как осознание человеком своих психических актов и состояний, а также того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими людьми.
Низкий уровень эмпатии и рефлексии – одна из главных причин непродуктивной стандартизации поведения учителей, лежащая внутри личности.
Привести чистые примеры в доказательство этих рассуждений довольно трудно. Но всё же попробуем это сделать, понимая однако, всю ограниченность такого эмпирического доказательства.
Умение учителя оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на учащихся во многом зависит от овладения им педагогической техникой и в то же время говорит о его педагогическом мастерстве. Каково же соотношение педагогической техники и педагогического мастерства?
Рассмотрим вначале более известное – педагогическое мастерство. Какого учителя назовем мы мастером? Какой смысл вкладываем в слова «педагогическое мастерство»?
Если собрать вместе все книги, написанные о мастерстве педагога, получится, наверное, огромная библиотека. Освоение ее сокровищ – увлекательнейшее и, безусловно, полезное занятие. Однако научится ли играть на рояле тот, кто лишь наблюдает, как это делают другие? Достигнет ли мастерства педагог, знающий всё о достижениях науки и поисках коллег, даже старательно перенося это «всё» в собственную работу? Так же как музыкант, исполняя хорошо известное нам произведение, все-таки создает, творит эту музыку здесь и сейчас, а не просто извлекает звуки из рояля, так и педагог творит ежечасно педагогическую действительность, руководствуясь законами науки, добра и красоты. И как важно нам понять, что не столько о самих всеобщих объективных законах идет в данном случае речь, сколько об их преломлении в сознании привычках, склонностях, вообще в отношении к миру конкретного человека – учителя.
Много раз пытались исследователи решить вопрос: что называть педагогическим мастерством? Определяли качества личности учителей-мастеров, составляли списки умений, которыми они владеют, считали виды работ, которые они выполняют. И распадался целостный образ педагога-мастера на эти списки и количества и что-то важное ускользало, и начинало казаться, что ни один обычный живой человек не может, не в состоянии обладать всеми этими качествами, умениями, выполнять все эти работы...
Из всего многообразия определений педагогического мастерства, представленных в научно-педагогической литературе, время заставляет выбрать одно и именно то, в котором мастерство учителя оценивается по конечному результату его труда – по степени подготовленности его воспитанников к продолжению образования, творческому труду, активному участию в жизни общества.
Только тогда мы можем сказать, что педагог-мастер – это тот учитель, который, глубоко осознавая свою ответственность перед обществом, добивается в профессиональной деятельности высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности, наиболее полно реализует в ней свой творческий потенциал.
От чего зависят успешность педагогической деятельности, ее результаты? По-видимому, в первую очередь речь должна идти о личности самого педагога. Известно, что педагоги-мастера – это убежденные, высоконравственные, широко образованные, духовно богатые люди. Однако мастерами они становятся не только в силу своих личных качеств. Эти качества должны сочетаться с необходимыми профессиональными знаниями, умениями, скажет читатель, и будет прав. Что должен уметь современный учитель? Задача его непроста – уметь активно влиять на формирование личности растущего человека.
Педагогика и психология отвечают на этот вопрос: главные пути формирования личности – деятельность и общение. А значит, и все главные умения педагога должны быть направлены на организацию деятельности детей, их общения между собой и с педагогом.
Таким образом, в практической учительской работе общение играет едва ли не ведущую роль, в то время как подготовка учителя в вузе к профессиональному общению влачит жалкое существование нелюбимой падчерицы. Небольшое количество спецкурсов и спецсеминаров по педагогическому общению, используемых в разных педагогических вузах страны, не меняют общей картины – выпускник вуза к общению с детьми, их родителями; своими коллегами сегодня не подготовлен. В результате он испытывает трудности в работе.
Отметим одну, но чрезвычайно важную, на наш взгляд, особенность общения в педагогической деятельности.
Мы видим эту особенность в том, что если для учителя общение – это вид профессиональной деятельности, то для ученика – это вид жизнедеятельности. Отсюда и очевидная разница позиций педагога и ребенка в общении. Ребенок живет, как ему живется, и общение с педагогами, родителями, сверстниками – часть его жизни. Учитель, общаясь с детьми, работает, и это значит, что он всегда должен отдавать себе отчет в том, что происходит между ним и его учениками. Участвуя в общении, учитель всегда должен быть как бы и вне его: наблюдать, анализировать, принимать решения, находить оптимальные способы его осуществления.
Оптимальные – значит дающие максимальные результаты при минимально затраченных средствах. В педагогическом общении этими средствами являются слово, интонация, взгляд, жест, улыбка, голос, чувства и переживания учителя. Умеем ли мы рачительно распорядиться этими средствами? Всегда ли точно выражаем свои мысли и чувства, всегда ли ум и сердце воспитанника отзываются нам так, как бы хотелось, как мы рассчитывали? Всегда ли мы точно знаем, какую мысль и какое чувство вызвали наше слово, взгляд, жест в каждом из наших учеников?
Мы спрашивали многих учителей: знаете ли вы, как выглядит ваше лицо в минуту радости, гнева, разочарования, удивления, скуки, огорчения? И почти никогда не получали утвердительного ответа. Причины просты: в вузе об этом не было речи, а работа так «закручивает», что об этих мелочах думать некогда. Но ведь это совсем не мелочи! В деле воспитания вообще нет мелочей, а уж владение главными средствами воздействия на ученика и вовсе не может рассматриваться как нечто, не заслуживающее внимания.
Умение говорить правильно и выразительно, умение жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, умение управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяют успешность педагогического общения. Эти умения мы и объединим в понятие «педагогическая техника учителя». Почему именно эти – станет ясно из дальнейшего. А пока отметим только, что отсутствие или наличие этих умений проявляется в поведении педагога при взаимодействии с детьми. Именно их имел в виду А. С. Макаренко, когда писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым... себя вести так, чтобы каждое его движение воспитывало».
Педагогическая техника и есть тот комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в воспитательной работе. Недооценивать эти умения нельзя. Если они наличествуют в деятельности, то учитель сумеет во взаимодействии с воспитанниками наиболее полно раскрыть, выразить все богатство своей личности, в той мере, конечно, в какой он этим богатством обладает. Если же педагог не владеет этими умениями, то лучшее, профессионально значимое в личности учителя может быть скрытым от воспитанников, не оказать влияния на них. Сам учитель в этом случае не станет активным участником педагогического процесса, а неким внешним по отношению к нему субъектом. В таком случае он не способен ни увлечь интересным делом, ни убедить в своей правоте, ни воздействовать личным примером. Он лишь более или менее сознательно и умело манипулирует учениками, отношениями, мелом, техническими средствами, школьной документацией.
Педагогическая техника, таким образом, – это те умения, которые помогают учителю через то, что «видят и слушают» воспитанники, донести до них свои «мысли и душу».
Что же видит и слышит сегодня наш воспитанник? Гораздо чаще, чем нам бы хотелось думать, внешний облик учителя не может удовлетворить самый непритязательный вкус, не говоря уже о достижении воспитательных целей: плохая осанка, некрасивая походка, невыразительный взгляд, нелепые жесты. То же и в речи: плохая дикция, монотонность, однообразие интонаций, шаблонность замечаний, то глухой и еле слышный, то громкий и пронзительный голос. К сожалению, вряд ли будет большим преувеличением охарактеризовать современное состояние педагогической техники учительства словами А. С. Макаренко: «Если бы мы захотели подвергнуть критике существующую педагогическую технику, мы не в состоянии этого сделать просто за отсутствием объекта».
Причину такого положения А. С. Макаренко видел в том, что педагогическая «теория ограничилась декларированием принципов и общих положений, а переход к технике был предоставлен творчеству и находчивости отдельных педагогов».
Ситуация, по существу, начала меняться лишь в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Возродившийся интерес к проблеме дал импульс целому ряду исследований по отдельным направлениям педагогической техники и привел, в частности, к выводу о том, что под педагогической техникой понимается комплекс умений учителя, способствующих его оптимальному и творческому поведению и эффективному взаимодействию с детьми в любых педагогических ситуациях.
Надо заметить, что с течением времени и по мере развития теории и методики обучения и воспитания содержание педагогической техники менялось. Однако при любом подходе сохраняется некое устойчивое ядро элементов педагогической техники, которое включает:
умения педагогического общения;
технику и культуру речи учителя (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонационная окраска и т. д.);
выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, вообще внешний облик учителя);
профессиональную саморегуляцию педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т. п.).
В целом это и составляет содержание педагогической техники учителя, которая наряду с интуицией образует фундамент педагогического творчества.
Отчет по движению и успеваемости за 1 четверть 2016-2017 учебного года
КГУ «Средняя школа №2»
наименование школы
кол-во
уч-ся на конец 1 четверти
из них дев.
отличников
из них дев.
хорошистов
из них дев.
неуспевающих
из них дев
% успеваемости
% качества знаний
1
классы
КГУ «Средняя школа №2»
81
43
2 классы
КГУ «Средняя школа №2»
65
38
11
9
29
17
0
0
100
61,5
3 классы
КГУ «Средняя школа №2»
74
36
5
3
39
21
0
0
100
59,4
4 классы
КГУ «Средняя школа №2»
55
26
7
5
26
16
0
0
100
60
1-4 классы
КГУ «Средняя школа №2»
275
143
23
17
94
54
0
0
100
60,3
Литературное чтение
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
1 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
55
194
"5"
21
20
18
59
"4"
30
48
26
104
"3"
14
6
11
31
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
78,4
91,8
80
84
Русский язык
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
1 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
55
194
"5"
11
12
7
30
"4"
33
35
28
96
"3"
21
27
20
68
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
67,6
63,5
63,6
64,9
Математика
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
1 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
55
194
"5"
15
12
10
37
"4"
37
44
33
114
"3"
13
18
12
43
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
80
75,6
78,1
77,8
Отчет по движению и успеваемости за 2 четверть 2016-2017 учебного года
КГУ «Средняя школа № 2»
наименование школы
кол-во уч-ся на начало года
из них дев
кол-во
уч-ся на конец 2 четверти
из них дев.
отличников
из них дев.
хорошистов
из них дев.
неуспевающих
из них дев
% успеваемости
% качества знаний
1
классы
КГУ «Средняя школа №2»
82
43
82
44
2 классы
КГУ «Средняя школа №2»
65
38
65
38
7
5
32
19
0
0
100
60
3 классы
КГУ «Средняя школа №2»
75
36
74
36
4
3
41
23
0
0
100
60,8
4 классы
КГУ «Средняя школа №2»
54
25
56
26
5
4
26
17
0
0
100
53,3
1-4 классы
КГУ «Средняя школа №2»
276
142
277
144
16
12
99
59
0
0
100
58,9
Литературное чтение
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
2 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
56
195
"5"
20
23
20
63
"4"
34
42
30
106
"3"
11
9
6
26
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
83
87,8
89,3
86,6
Русский язык
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
2 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
56
195
"5"
8
9
7
24
"4"
38
40
29
107
"3"
19
25
20
64
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
70,8
66,2
64,2
67,2
Математика
Оқушылардың білім сапасының көрсеткіштері
Сыныптар
1
2
3
4
Барлығы
2 тоқсан
Оқушылар саны
65
74
56
195
"5"
13
15
12
40
"4"
36
46
28
110
"3"
16
13
16
45
"2"
Үлгерімі (%)
100
100
100
100
Сапасы (%)
75,4
82,4
71,4
76,9
Информационная справка по результатам
рефлексии с педагогического совета «Приемы педагогической техники,
как инструментарий мастерства учителя»
Цель: оценить работу педагогического совета, изучить полезность полученной информации для педагогов и определить степень новизны в приемах пед. технологий, рассмотренных в ходе методической недели.
В ходе исследования были получены следующие данные:
№
Вопрос
Оценочная школа
0
1
2
3
4
5
1
Степень новизны в приемах пед. технологий для Вас
-
3%
3%
20%
42%
31%
2
Полезность полученной информации
-
-
-
6%
37%
60%
3
Уровень подачи информации
-
-
-
14%
37%
37%
Заключение: в ходе рефлексии отмечается позитивный настрой педагогов в строке пожелания педагогическому коллективу были следующие высказывания:
• Продолжить эту работу спасибо всем кто принял участие в творческой неделе.
• Дерзать! Быть более активными!!!
• Активно использовать эти приемы на рабочих уроках.
• Полнее использовать свои творческие способности.
• Стремится к духовному единству с учениками.
• Доброжелательный настрой, почаще улыбок, внимательного отношения друг к другу.
• Совершенствовать свое творчество, щедро делится опытом, так как он безусловно интересен.
• Обобщение и распространение опыта через создание электронного банка «Новые технологии, дидактические приемы на уроках учителей школы».
• Удачи, успехов во всем и любви!
• Здоровья, терпения, творчества и любви.
• Удачи, новых открытий, обобщения опыта работы отдельных учителей и творчества!
• Быть более творческими ответственными при подготовке урока, использовать информационные технологии
• Энтузиазма, удовлетворения от работы, удачи!
РЕФЛЕКСИЯ.
Ваши ожидания от урока?_________________________________________________________________________________________
В чем Вы видите положительные стороны такой технологии?___________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем, на Ваш взгляд, сложности применения?__________________________________________________________________________________________________________________________________
Будете ли Вы использовать элементы данной технологии на своих уроках?________________________________________________________________________________________
О проведении педсовета объявлено заранее, предложен список литературы по обсуждаемой проблеме. Делается это для того, чтобы не было равнодушных, всегда готовых отмолчаться, чтобы заранее сориентировать учителей, помочь им проанализировать свои знания, работу, подготовиться к выступлению. Так, к данному педагогическому совету были предложены следующие вопросы:
1. Каково Ваше мнение о необходимости применения педагогических технологий в образовательном процессе?
2. Расскажите о педагогических технологиях, которые Вы применяете в своей практике.
3. Какие трудности и при использовании каких технологий возникают у Вас в процессе работы?
4. Какую роль Вы отводите педагогическим технологиям на уроке и во внеклассных занятиях?
5. Как Вы продумываете и планируете оборудование урока?
6. Активизирует ли применение педагогических технологий познавательную деятельность учащихся?
Одним из важных приёмов педагогической техники, без которой не осуществить ни один из вышеназванных приёмов является искусство общения с детьми. (выступление психолога)
Определяя собственную программу овладения педагогической техникой, кто-то выберет для себя лишь некоторые упражнения, а кто-то захочет освоить предлагаемый курс полностью. Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного», приёма. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный эффект». Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику - схватиться за всё сразу. Каждый новый приём отрабатывайте до автоматизма. Приёмы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе совершенствуется. Использование приёмов педагогической техники формирует способность учащихся к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Последнее слово
Если оркестр играет вразнобой, дирижёр смешон. Когда оркестр сыгран, дирижёр кажется волшебником. То же и в школе. Если класс сыгран, то урок – как музыка.
Идеальная дидактика –это её отсутствие .Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может
ему помешать .Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.(Анатолий Гин)
В конструктор урока мы не можем поместить такие приёмы как эмоциональная атмосфера, настрой урока, настроение учителя, учеников, одним словом, оценивание детей во время урока.(Ивлева Е.В.)
Я думаю, что сегодня каждый из нас пополнил свою педагогическую копилку, и все названные приёмы найдут своего учителя и ученика.
Творчество в повседневной работе, в отношениях, с людьми, сегодня насущная потребность, всего общества, необходимое свойство каждого человека. Для учителя – это профессионально необходимое свойство. Педагог, не способный к творчеству, прямолинеен, упрям, и предсказуем. Его привычки, пристрастия, симпатия и антипатия, даже слова и жесты известны ученикам. Он как прочитанная малоинтересная книга – кто же по доброй воле станет её перечитывать?!
Да только ребёнок, как крепостной крестьянин, которому некуда податься от произвола и пристрастности помещика, вынужден изо дня в день общаться с нелюбимым учителем, зависеть от него.
В основе осознания особенностей своего взаимодействия с другими людьми два замечательных явления нашей психической жизни: рефлексия и эмпатия. В кратком психологическом словаре сказано, что эмпатия- это понимание и осознание эмоциональных состояний другого человека. У учителя она выражается в умении по мельчайшим особенностям облика или поведения воспитанника понять его чувства и переживания, истинные мотивы поступков и реакций.
Рефлексию психологи определяют как осознание человеком своих психических актов и состояний, а также того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими людьми.
Низкий уровень эмпатии и рефлексии – одна из главных причин непродуктивной стандартизации поведения учителей, лежащая внутри личности.
Привести чистые примеры в доказательство этих рассуждений довольно трудно. Но всё же попробуем это сделать, понимая однако, всю ограниченность такого эмпирического доказательства. (Эпизод с молодой учительницей)
Одним из важных приёмов педагогической техники, без которой не осуществить ни один из вышеназванных приёмов является искусство общения с детьми. (выступление психолога)
Определяя собственную программу овладения педагогической техникой, кто-то выберет для себя лишь некоторые упражнения, а кто-то захочет освоить предлагаемый курс полностью. Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного», приёма. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный эффект». Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику - схватиться за всё сразу. Каждый новый приём отрабатывайте до автоматизма. Приёмы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе совершенствуется.
Последнее словоЕсли оркестр играет вразнобой, дирижёр смешон. Когда оркестр сыгран, дирижёр кажется волшебником. То же и в школе. Если класс сыгран, то урок – как музыка.
Немаловажным результатом использования описанных приемов в условиях реализации ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих младшим школьникам умение учиться способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники представлено в таблице.
Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(238) "Конспект итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме: «Мы с тобой весенним днем на прогулку в лес пойдем» "
["seo_title"] => string(146) "konspiekt-itoghovogho-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-vo-vtoroi-mladshiei-ghruppie-po-tiemie-my-s-toboi-viesiennim-dniem-na-proghulku-v-lies-poidiem"
["file_id"] => string(6) "237593"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444332502"
}
}