Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Подходы к сохранению здоровья школьников"»
ель педсовета: разработать комплексные меры, направленные на сохранение здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса
Задачи педсовета:
1. Создать условия для обеспечения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (укрепление материально-технической базы учреждения, повышение педагогического потенциала, привлечение родительских ресурсов).
2. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.
3. Сформировать знания о безопасном поведении и оказании помощи в опасной ситуации.
4. Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
5. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
6. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
Главное для вашего здоровья – чтобы в числе его врагов не оказались вы сами. Б. Тойшибеков.
Современная эпоха — эпоха реформирования образования, школы, личности педагога и ребенка, отношений к жизни и деятельности, друг к другу, к своему здоровью, формирование новых педагогических идей, нового типа мышления, нового взгляда на самого себя.
Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, что связано прежде всего с идеями целостности, гуманизации, личностно ориентированного подхода, современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Все чаще отмечается тот факт, что современная школа ухудшает здоровье учащихся.
Специалисты считают, что этому способствует сложившаяся здоровьезатратная система образования, то есть освоение знаний в условиях массовой современной школы дается учащимся слишком дорогой ценой - ценой своего здоровья.
Поэтому целью образовательного процесса является не только новое качество обучения, но и сохранение здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Одна из главных задач - нахождение таких способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического, социального и нравственного развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок детей.
Основополагающее значение это имеет еще и потому, что в нашем образовательном учреждении обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние их здоровья.
Для эффективности организации образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья учащихся, устранения имеющихся перегрузок в школе предусматриваются и осуществляются:
- медико -психологический мониторинг;
- наблюдение за функциональным состоянием детей, состоянием их здоровья,
- изучение Школьной инфраструктуры;
- организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки;
- работа по физической культуре и оздоровлению;
- мероприятия по охране и укреплению здоровья (использование здоровьес6ерегающих технологий в образовании);
- создание условий для организации и проведения занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Эти мероприятия проводится с помощью администрации, учителей, врачей (медицинской сестры) и родителей учащихся.
Включение родителей в эту деятельность, с одной стороны, повышает их информированность и заинтересованность, а с другой, помогает получить объективные данные об организации внешкольных занятий и состоянии здоровья школьников.
Состояние здоровья школьников сегодня внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Каждый четвертый ребенок рождается с отклонениями в здоровье. Поэтому нам необходимо накопить определенный опыт в изучении данного вопроса и выработать системный подход к сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Обратите внимание на слайд, вашему вниманию представлена материально – техническая база оздоровления школьников.
Итак, что же входит в материально – техническую базу оздоровления школьников?
Материально – техническая база оздоровления школьников
Спортивная площадка;
Столовая;
Спортивный зал
Рассмотрим каждую базу поподробней.
Анализ учебного процесса и режима учебной нагрузки.
Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильная организация учебного процесса, рациональное распределение учебной нагрузки, соблюдение режима, правильное составление расписания в соответствии с санитарными правилами и нормативами, учет индивидуальных особенностей детей.
Доказано, что из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни семьи и микросреды образовательного учреждения наиболее управляемым «звеном» является организация здоровьесберегающего педагогического процесса.
Следовательно, потребность в гигиенической регламентации учебной деятельности о6учающихся приобретает еще большую актуальность.
Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели - важный фактор профилактики утомляемости и повышения работоспособности учащихся.
Расписание занятий определяет эффективность работы образовательного учреждения. Однако перед зам.директора по УВР стоит весьмасложная задача; не только расписать уроки, но и учесть санитарно-гигиенические требования.
Рациональная организация труда и отдыха обучающихся и педагогов
Между тем, как показывает практика, большинство гигиенических регламентов обеспечивают не оптимальные, а лишь минимальные здоровьесберегагощие условия о6учения ребенка.
На сегодняшний день основным документом по о6суждаемой проблеме являются санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», соблюдение которых является обязательным для педагогов и обслуживающегося персонала.
Воздушно – тепловой режим.
В помещениях длительного пребывания детей воздух загрязняется продуктами жизнедеятельности организма в виде кишечных газов, выделений с поверхности кожи; химических загрязнений при неправильном использовании отделочных полимерных материалов, дезинфицирующих средств, отсутствии или неисправности вытяжных устройств. Следствием этого является изменение функционального состояния центральной нервной системы, ухудшается работоспособность, самочувствие детей – появляются головная боль, ощущение разбитости, вялости.
Повышение внешней температуры, тем более в сочетании с высокой влажностью и малыми скоростями движения воздуха, ухудшает отдачу тепла организмом, что может привести к перегреву. У детей учащается пульс, дыхание, то есть организм прилагает усилия на полезную работу (усвоение учебного материала), а на борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды. Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обусловливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. Нормы микроклимата дифференцированы в зависимости от функциональногоназначения помещений.
Температура воздуха, согласно СанПиН, в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях 18-20 °С;
– в мастерских 15-17 °С;
в актовом зале 18-20 °С;
а кабинетах информатики 19-21 °С;
– в спортзале 15-17 °С;
в библиотеке 17-21 °С;
– в вестибюле и гардеробе 16-19 °С;
– в рекреациях 16-18 °С.
Световой режим.
Благоприятный световой режим в школе способствует сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройству зрения, в частности, формированию близорукости. Света должно быть много, причем максимально естественного. Нередко препятствует широкому проникновению естественного света затемнение окон цветами, шторами и другими предметами.
Для максимального использования дневного света и равномерногоосвещения учебных помещений рекомендуется не закрашивать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон; при размещении их на стенах –не выше 2 м от пола; очистку и мыты стёкол проводить не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Что касается искусственного освещения, то в учебных помещениях рекомендуется отдавать предпочтение люминесцентному освещению, норма освещенности 90-100 %.
Следует обратить внимание на обязательное дополнительное освещение над классной доской.
Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.
Данные о состоянии здоровья учащихся, зрения, слуха, осанки, рекомендации медика относительно посадки учащихся за партами заносятся в классный журнал («Лист здоровья»). При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояний между предметами оборудования:
- между рядами двухместных столов - не менее 60 см;
- между рядом столов и стеной - Не менее 50-70 см;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90 см.
Здоровье намного больше зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. Д. Леббок.
Положительное влияние на здоровье оказывает ежедневная влажная уборка кабинетов. Один раз в месяц генеральная уборка. Все работники должны сохранять учебное помещение обучать этому своих воспитанников.
Все работники должны проходить медосмотры при поступлении на работу и впоследствии 1 раз в год с внесением результатов в медицинскую книжку. В противном случае работники не допускаются на свои рабочие места.
А сейчас, вашему вниманию, я хочу представить анкету, которая называется: «В здоровом теле – Здоровый дух!»
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить!
Первая станция у нас называется «Разминка».
Вам необходимо закончить пословицы, которые я вам буду говорить.
В здоровом теле … ( здоровый дух ).
Здоровье всему … ( голова ).
Кто спортом занимается … ( тот силы набирается ).
Береги платье снову … ( а здоровье смолоду ).
Болен лечись, а здоров … ( берегись ).
Отлично, вы хорошо справились с заданием!
Следующая станция называется «Цитаты о здоровье».
Предлагаю вам вспомнить и предложить высказывания известных людей о здоровье.
Свобода и здоровье имеют одно общее: по-настоящему ценишь их только тогда, когда их не хватает. ( Анри Бек ).
Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне.
( Генри Торо ).
Здоровье — это когда каждый день лучший. ( Франклин Адамс ).
Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.
( Ювенал ).
Здоровье — это вопрос номер один. Если у вас слабое здоровье, что толку говорить о хорошей работе, хорошей защите прав, хорошем образовании!
( Сара Макклендон ).
Отлично, вы хорошо справились и с этим заданием, но наша игра подошла к концу, как вы думайте, какой вывод мы можем сделать?
Мы можем сделать вывод о том, что здоровье играет большую роль в нашей жизни.
Верно, здоровье играет очень большую роль в жизни человека, и конечно в жизни младшего школьника, поэтому, мы с вами должны обеспечить то, чтобы наши дети всегда были здоровы!
У Вас на столах, лежат рекомендации, ознакомьтесь с ними пожалуйста.
1. Наличие у детей желания заботиться о своем здоровье (заинтересованное отношение к собственному здоровью).
2. Наличие установки на здоровое питание и обеспечение здорового питания детей в школе.
3. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных способностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
4. Применение рекомендуемого врачами режима дня.
5. Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены и наличие эффективного взаимодействия педагогов и медицинских работников по проблемам здоровья детей.
На важность поддержания благоприятной среды обучения указывает тот факт, что только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в ОУ достигается улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10 %.
При прохождении производственной практики, я пришла к выводу, что учителя в школе тщательно подходили к сохранению здоровья школьников и уделяли этому особое внимание.
В своей дальнейшей деятельности я тоже буду уделять этому очень большое внимание, потому что здоровье является очень важным фактором в жизни человека, а особенно младших школьников.
Таким образом, необходимо формирование активной позиции педагогов, родителей и детей по сохранению и восстановлению здоровья на основе эффективных мер профилактики, особенно её первичного звена и в том числе, оптимизации условий обучения современных школьников.
А наш с Вами педагогический совет мне бы хотелось закончить словами С. Смайлс: «Счастье – это продукт здоровья, поэтому каждый человек должен стараться, чтобы физические расстройства были лишь исключительными явлениями». Спасибо за внимание!