«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность».
«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность».
Театр для ребенка – это всегда п\раздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность».»
«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность».
Учитель: Таловикова О.Г.
МАОУ «ООШ №19»
Театр для ребенка – это всегда п\раздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.
В работе данного направления ставлю перед собой цель: формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.
Задачи:
вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;
формировать:
- потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки) ;
- побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
- формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.
Данный опыт работы основывается на принципах:
• от простого к сложному.
• возрастная адресованность (доступность).
• наглядность.
• поощрение.
В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности:
• Пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.
• Ежедневно вводятся в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни, игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используется при этом фольклорный материал.
• Ежемесячно планируется демонстрация сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности.
• Формируется, посредством театрализованной деятельности, опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу.
Пальчиковый театр.
Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.
Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем).
Использую самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т. к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на «вопросы» кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.
Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Перчаточные и другие театральные куклы используются в НОД и в повседневном общении.
В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, с пассивного участие в импровизациях; разыгрывания народных песенок, потешек, небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театра кукол, пальчикового и перчаточного театра, знакомство с простейшими режиссерскими играми на материале сказок. Произведения малых фольклорных форм в каждой своей строчке несут и особое настроение, и законченный сюжет. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты вызывают у малышей радость, эмоциональный душевный отклик. Знакомство детей с разными видами театров я начала в младшей группе, заметив, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу.
Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки (“Курочка Ряба”, “Три поросенка”, “Репка”). С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому создаю в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.
Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций но, и, формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку увидеть прекрасное в окружающем мире, приобщают его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры-разминки («Кто кричит? », «Птички в саду», упражнения («Как воет ветер? », этюды («Зайцы», «Котята», игры-импровизации («Дружок», «Снежинки», пальчиковую гимнастику («Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют», инсценировки («3а рулем», «Куклы собираются на прогулку»).
Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности я работаю (по этой проблеме) учитываю возрастные и психофизические особенности детей.
Можно выделить 3 этапа.
1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.). Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…
3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т. о., проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
К 4 годам мои воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Усатый-полосатый», С. Я. Маршака) .
Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Сказки из фетра в раннем возрасте
«Курочка ряба»
Игрушки из фетра для сказки “Курочка Ряба» помогут вам организовать домашний театр, развивать речь ребенка в игровой форме.
Простой текст и сюжет сказки позволяют играть даже с самыми маленькими. Все герои хорошо знакомы малышам: бабушка, дедушка, курочка и мышка. Если малыш пока не говорит, он сможет подражать героям простыми звуками: пипи, коко, бух!
Играть можно как с игрушками на пальчиках, так и с самостоятельными плоскими игрушками. Яичко можно прятать в курочку. Книжка-избушка поможет разыграть сюжет. Детям понравится открывать дверь, заглядывать в окошко, звонить в колокольчик. Книжка послужит отличной декорацией для сказки, и игр на бытовые темы из жизни русской деревни.
Пальчиковый театр «Курочка Ряба” и книжка-избушка служат не только развитию речи ребенка, но и мелкой моторики: расстегиваем и застегиваем пуговку на двери, завязываем и развязываем бантик, надеваем игрушки на пальчики, показываем движения по тексту сказки.
«Два веселых гуся»
Цели: Продолжать знакомить детей с художественной литературой, веселой песенкой, развивать подвижность пальчиков, двигаться в такт с музыкой, подпевать, выполнять действия с фетровыми игрушками, самостоятельно одевать на пальчики.
«Три поросенка»
Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить детей драматизировать знакомые произведения, обогащать словарь детей, развивать память, внимание, восприятие, развивать мелкую моторику рук, развивать подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словами.
Материал: ширма, цветик-семицветик, атрибуты для пальчикового театра (3 поросенка, волк, 3 домика, деревья, музыка, игрушки для танца, массажеры, игрушка колобок.