«Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»
Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Синтетическое по своей природе, оно объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерство режиссеров и актеров, направляя весь этот сплав на ребенка - зрителя. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид деятельности открывает перед малышами мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Родство театра с сущностью детской игры – основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра. Эта близость кукольного театра к детской игре и лежит в основе одной из теорий их возникновения.
Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, яркостью художественных образов, ожившими куклами, камерностью и непродолжительностью действия.
Во второй младшей группе на занятиях широко используется настольный театр игрушек, картинок; театр на фланелеграфе.
Воспитатель начинает свою работу с составления плана. Определяет основные направления деятельности: развитие речи детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.
Ставятся следующие задачи:
§ развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
§ обогащать и активизировать словарь детей;
§ воспитывать правильное звукопроизношение;
§ учить детей диалогу;
§ стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).
Во второй младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Веселый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т.д.
Сказки приходят к детям с театром Петрушки, куклами бибабо, настольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыки.
Чтобы обучение шло успешно, мы стараемся предусматривать следующие моменты:
· положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях;
· непосредственно-чувственное ознакомление с предметами и материалами;
· активность детей на занятиях, которая в младшем возрасте становится более целеустремленной и избирательной;
· эмоциональность общения взрослого с ребенком, рост понимания речи и активное использование ребенком собственной речи.
Сначала исполнителем всех ролей становится сама воспитатель. Голос воспитателя, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводит детей в сказку. Характер персонажей воспитатель выражает голосом, походкой.
Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.
Используются следующие игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались ... и услышали ...»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и лягушку-ребенка и др.); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.).
Если на первых занятиях дети только слушают и выполняют действия, задания, то на четвертом занятии дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, дети начинают вступать активно в речевое взаимодействие не только со взрослым, но и со сверстниками. «Я обращаюсь только к большим лягушкам: как они квакают? А мамам вторят лягушата. Как они квакают? Сейчас квакают только лягушата (2 раза). Итак, кто так громко квакает: ква-ква-ква? Кто тихонечко квакает: ква-ква-ква?»
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимают занятия с удовольствием, активно участвуют в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Воспитатель сопереживает вместе с детьми, повторяет движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая взрослому, закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы.
Принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делают игру эмоциональней и искренней.
Использование на занятиях театрализованной деятельности, как основной формы развития речевых умений у детей младшего дошкольного возраста, несомненно увеличивает эффективность развития речи детей.