Просмотр содержимого документа
«Оценка метапредметных результатов (инструментарий).»
Оценка метапредметных результатов (инструментарий)
Общеизвестно, что невозможно научиться и научить без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, постигать суть явлений, взаимоотношений. Организация обучения с изменением позиций учащихся станет средством сближения обучения и самообразования. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы.
Анализ результатов «Мониторинга образовательных достижений» позволяет определить показатели не только познавательной сферы, но и изменения в индивидуально-личностных особенностях ребенка, которые влияют на уровень образовательных достижений учащихся, на желание ребенка в дальнейшем обучении, повышении мотивации и самооценке, эмоциональном отношении к школьной жизни. Задача педагога сохранить эти показатели на высоком уровне.
Анализируя показатели профиля «Самооценка» и «Мотивация», было отмечено снижение результатов у детей, демонстрирующих повышенный и высокий уровни подготовки по основным предметам начальной школы.
Снижение мотивации – тревожный знак даже при хороших учебных результатах, так как свидетельствует о том, что учебная деятельность не воспринимается ребенком как интересное и лично для него важное дело, а учится «для родителей или чтобы учитель не ругал» и т.д.
У педагогов возникли затруднения, за счёт каких именно универсальных видов детской активности возможно достижение метапредметных результатов, не хватает средств и способов для их оценки. Не многие педагоги готовы к самостоятельной разработке инструментов и процедур оценки предметных и метапредметных результатов.
Для того чтобы развивать и поддерживать интерес к обучению у учащихся с высокими показателями достижений желательно предлагать им индивидуальные формы организации обучения с новыми для них позициями. Основной целью данной работы стала разработка ивнедрение инструмента оценки метапредметных результатов «Карта развития индивидуально-личностных особенностей ребенка с высокими показателями. Базовыми компетенциями, способствующими развитию интереса к обучению, были определены такие как: информационная, коммуникативная, самоорганизации, самообразования. Последовательность внедрения работы с картой такова:
анкетирование учащихся с целью выявления желающих изменить позицию;
знакомство с «Картой индивидуальных достижений»;
выбор позиций;
сотрудничество учащегося и педагогов по определению новых видов ученической деятельности;
наблюдение, фиксация результатов, тьюторская поддержка учащихся педагогами, родителями, другими учащимися;
создание «Банка новых идей»;
корректировка индивидуальных планов работы;
представление «Карт индивидуальных достижений» по итогам полугодия, презентация опыта.
Для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также постепенной передачи контрольно – оценочных механизмов от учителя к ребёнку были разработаны новые позиции ученика.
Тьютор – помощник для других учащихся в моменты затруднений. Тьютор объясняет тему, помогает понять способы решения учебных задач другим учащимся. Например – проведение игры, соревнования по сравнению площадей фигур на уроке в 3 классе, тема: «Единицы площади».
Автор РДЗ – автор разноуровневых, творческих домашних заданий. Создаёт серию разноуровневых карточек для закрепления темы, составляет инструкцию по выполнению задания, является автором опорных схем, таблиц, задач. Например разработка опорной схемы «Формулы периметра и площади фигур».
Контролёр – при выполнении тематических самостоятельных работ проверяет знания других учащихся. Например – проверяет знание единиц измерения площади у одноклассников, знание формул площади и периметра фигур.
Проектировщик - является автором идеи проекта, организатором по его воплощению, планирует, распределяет работу по выполнению этапов проекта, непосредственно выполняет проектный замысел. Например – автор учебного проекта «Площадь школьной парты, школьных принадлежностей (тетради, учебника).
Участник Олимпиад, конкурсов, фестивалей – является активным участником олимпиадного движения, участвует сам и привлекает других учащихся, сам выбирает конкурсы и Олимпиады.
Созданные педагогические условия обеспечивают получение следующих показателей результативности:
активное поведение при ориентировании в новых условиях;
стремление ученика делать выбор;
повышение интереса к предмету;
проявление инициативы при выборе и решении дополнительных необязательных задач, стремление перейти к более сложным упражнениям;
улучшение качества выполнения домашней работы ;
способность учащегося сравнивать задания по степени сложности, оценивать себя;
способность учащегося быть тьютором, контролёром, проектировщиком, участником олимпиадного движения;
положительное восприятие помощи взрослого (родителя, педагога).
Внедрение «Карты индивидуальных достижений» позволит формировать личностные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия. Этот инструмент помогает отследить формирование учебной деятельности учащихся, их личностное развитие, даёт учащимся возможность в управлении своим процессом учения.
Используемая литература:
Методические рекомендации по преодолению затруднений учащихся по итогам мониторинга оценки образовательных достижений учащихся вторых и третьих классов в соответствии с ФГОС НОО в 2015 году. – Салехард: ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2015. -35с.
Составитель: Плеханова Е.В., методист кафедры управления развитием общего образования ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»
Методические рекомендации «О преодолении затруднений педагогов при обучении учащихся начальнойшколы в рамках ФГОС на основании результатов мониторинга готовностипервоклассников к обучению в школе»- Салехард: ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»
Ученик отмечает значком * свой выбор. Учитель на обратной стороне «Карты индивидуальных достижений учащегося» фиксирует тему, название серии карточек, проекта, Олимпиады.