Выступлением на МО педагогов-психологов "Оценка личностных результатов"
Выступлением на МО педагогов-психологов "Оценка личностных результатов"
В работу психолога входит создание системы оценки метапредметных и личностных результатов освоения ООП НОО (Основной Образовательной Программы Начального Общего 0бразования). В этом году больший акцент был сделан на личностные результаты.
Конечно, можно много говорить о теории личностных результатов, но мы – практики, и для нас большую роль играет непосредственно практический материал, то, что мы можем взять и использовать в работе. Сегодня Вашему вниманию я представлю свои пробные шаги по оценке личностных результатов.
Цель оценки личностных результатов - установить эффективность воспитательно-образовательной деятельности школы в направлении реализации целей личностного развития ученика.
Объект оценки – личностные особенности школьника.
Условия эффективности системы оценивания:
- целенаправленность (конкретизация общих положений стандарта применительно к целевой группе и особенностям ОУ),
Главной проблемой, которую я должна была решить, является подбор инструментария для диагностики личностных результатов развития и сама процедура оценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступлением на МО педагогов-психологов "Оценка личностных результатов"»
Оценка личностных результатов
В работу психолога входит создание системы оценки метапредметных и личностных результатов освоения ООП НОО (Основной Образовательной Программы Начального Общего 0бразования). В этом году больший акцент был сделан на личностные результаты.
Конечно, можно много говорить о теории личностных результатов, но мы – практики, и для нас большую роль играет непосредственно практический материал, то, что мы можем взять и использовать в работе. Сегодня Вашему вниманию я представлю свои пробные шаги по оценке личностных результатов.
Цель оценки личностных результатов - установить эффективность воспитательно-образовательной деятельности школы в направлении реализации целей личностного развития ученика.
Объект оценки – личностные особенности школьника.
Условия эффективности системы оценивания:
- целенаправленность (конкретизация общих положений стандарта применительно к целевой группе и особенностям ОУ),
Главной проблемой, которую я должна была решить, является подбор инструментария для диагностики личностных результатов развития и сама процедура оценки.
Все выбранные методики и таблицы наблюдения за проявлением социальных качеств позволяют вести мониторинг личностного развития и на его основе проводить коррекционную и развивающую работу.
Материалы диагностики и ее результаты хранятся в отдельных папках по каждому классу. Результаты диагностики сводятся в таблицы, прорабатываются и рекомендации даются учителям – предметникам, классным руководителям на педагогических консилиумах. В процессе подготовки к урокам данные материалы используются педагогами, что способствует личностному росту ребенка и формированию траектории его индивидуального развития.
Анализ оценки личностных результатов также происходит и на родительском собрании, и в индивидуальной беседе с учащимися.
Вашему вниманию представляю таблицу наблюдения за проявлением социальных качеств и методики, которые использую в своей работе. Они соответствуют возрасту детей, прошли апробацию и считаются валидными в психологии.
Методики, направленные на изучение результатов личностного развития
Таблица
Не секрет, что в современных условиях информатизации уменьшается значение для жизни человека приобретения знаний «впрок». Более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Поэтому отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время. Я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, использовать в работе пакет диагностик, отслеживающих личностные результаты, составленный на основе методических рекомендаций А.Г. Асмолова.
Французский писатель и учитель Жозеф Жубе́р, живший в 18 веке, сказал: «Обучать - значит вдвойне учиться». И это, как никогда, подходит к современному образованию.
Дата _____________ Класс __________ Учитель________________________
Протокол наблюдения за проявлением личностных (социальных) свойств учащихся
№
Фамилия
Имя
Умение оценивать
Способность принимать ответствен-
ность
Способность приспосабли-
ваться к выполнению различных ролей при работе в группе
Способность разрешать конфликты
Умение участвовать в выработке совместного решения
Умение сотрудничать
Способность уважать мнение других
1
1*
2**
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого
* – I полугодие ** – II полугодие
Методики, направленные на изучение результатов личности
№
УУД
Компоненты
Критерии оценивания
Методики
1.
Личностные
Самоопределение
Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия
Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан, вариант для младшей школы)
2
Способность адекватно судить
о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием
Диагностика психоэмоционального состояния (проективный тест «Несуществующее
животное»)
4
Смыслообразование
Структура мотивационно-
смысловой сферы школьников, изучение временной перспективы будущего
Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена
5
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
- Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников
М.Р. Гинзбург.
- Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов Лусканова Н. Г.
- Диагностика эмоционального
компонента учебной деятельности (групповая
- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Тест Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой)
6
Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу
действия; сформированность
социальных мотивов, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов;
стремление к самоизменению -
приобретению новых знаний и
умений; установление связей
между учением и будущей
профессиональной деятельностью
Методика изучения мотивации обучения (адапт.М.В.Лукьяновой, Н.В.Калининой)
7
Нравственно
этическое
оценивание
Уровень развития моральных
суждений; адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/ соблюдения моральной нормы
Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л.Колберга)
8
Степень дифференциации
конвенциональных и моральных норм
Анкета «Оцени поступок» (Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А Кургановой и О.А. Карабановой, 2004г.)
9
Знание основных моральных
норм
Диагностика «Уровень воспитанности»
10
Ориентация в нравственном
содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих людей
коммуникативных УУД в соответствии с особенностями ВНД и типа темперамента)
Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н.Айзенка в модификации Т.В.Матолиной).
13
Общение как
взаимодействие
Эмоциональная окраска отношения к процессу сотрудничества в контексте общения «учитель-ученик»
Диагностика уровня школьной тревожности учащихся (тест Филипса)
14
Общение как
взаимодействие,
коммуникация
как кооперация
Эмоциональная окраска от-
ношения к процессу общения
и сотрудничества, владение
определенными вербальными
и невербальными средствами
общения; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта
Методика «КРОКОДИЛЫ»
Методика «Несуществующее животное» М.З. Друзкевич
Агрессивность (модификация теста Розенцвейга)
Графическая методика «Кактус»
15
Коммуникация как
интеракция
Анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению, учёт позиций собеседника (коммуникативная рефлексия)
Модифицированная методика
«Кто прав?» Г. Цукерман
16
Коммуникация как условие интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, передачи информации другим людям, способствуют
осознанию и усвоению содержания)
Рефлексия своих действий как
достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности
Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
17
Познавательные
Регулятивные
Общеучебные,
логические.
Волевая саморегуляция. Структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение. Способность к
мобилизации сил и энергии
Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н. Семаго, М. Семаго. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
18
Логические
Синтез, сериация, установление причинно-следственной связи
Исследование способностей воспринимать абстрактные формы (прогрессивные матрицы Дж. Равена)
19
Контроль,
коррекция
Актуальный контроль на
уровне произвольного внимания
Проба на внимание «Исправь ошибки» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
20
Контроль и коррекция;
волевая саморегуляция
Сличение способа действия и его результата сего заданным эталоном
Исследование особенностей внимания, работоспособности (Тест Тулуз-Пьерона)