Организация исследовательской деятельности младших школьников
Организация исследовательской деятельности младших школьников
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности младших школьников»
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Не все дети гениальны,
но абсолютно все талантливы.
И. А. Аршавский
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.
С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Об организации учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов говорят и пишут не первый год.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
При этом следует обратить внимание на то, что исследовательская деятельность не предполагает создания учащимися какого-либо заранее планируемого объекта, что существенно отличает его от проектной деятельности. «Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека».1 Поэтому в обучении младших школьников, прежде чем перейти к внедрению элементов проектной деятельности в учебный процесс, необходимо подготовить их к поиску необходимой информации, интерпретации ее, научить задавать вопросы, выдвигать гипотезы, уметь давать определения понятиям, классифицировать, научить вести наблюдения, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, уметь доказывать и защищать свои идеи – все эти навыки, являющиеся элементами исследовательской деятельности, должны формироваться постепенно и предварять переход к более сложной проектной деятельности.
Кратко обозначим некоторые важные моменты исследовательской деятельности.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:
Мотивация;
Выбор направлений исследований;
Постановка задачи;
Фиксация и предварительная обработка данных;
Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
Оформление результатов работы;
Грамотное представление исследовательской работы.
Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:
Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
Тема должна быть оригинальна;
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Всё вышеизложенное можно прочитать в работах Савенкова
Я же предлагаю вам один из вариантов ведения исследовательской работы в начальных классах.
Каждый новый этап исследовательской деятельности соответствует классу, в котором учатся дети. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Очень эффективна работа в парах и группах, обучение схематизации, и обучение детей правильно давать определения понятиям. Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.
В I классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.
Со II класса организовываются специальные занятия по исследовательской деятельности — 1 ч в неделю. Наличие занятий позволяет систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
Например, учитель подводит учащихся к теме исследования «Наша школа». В процессе диалога учащиеся формулируют проблему (противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме). Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Учащиеся определяют задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов и т.д.), изучить строение школы, ее окрестности и пр. В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т.д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево выбора»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
В результате учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослым (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.
На третьем этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.
В III классе:
1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности (один раз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования). На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему (пример подобного исследования приведен ранее). У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащимися проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить спои знания у компетентных в данном вопросе. Проведение опытов связано с естественно-научными дисциплинами, иногда с социальными.
4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.
В IV классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное.
Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Мicrosoft Word (создание таблиц, списков), Мicrosoft Ехсе1 (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования), поиск информации в сети Интернет. Предпочтительны следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:
— по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
— по месту проведения: урочные, внеурочные;
— по времени: кратковременные или долговременные;
— по теме: предметные, свободные.
Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.
Любое балльное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах школы не должно иметь место в силу следующих причин:
— учащиеся должны чувствовать себя успешными;
— учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;
— исследовательская работа — желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.
Но подобные положения вовсе не означают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточно базы для оценки полноты исследования, практичности используемых методов. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники собрания могут высказывать оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета. Предпочтительны следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования.
— конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
— презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
— выступления, как правило, для определенного круга — своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой, — представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;
— выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
Как правило, на каждом этапе обучения исследовательской деятельности выявляются очень способные и заинтересованные дети, менее талантливые и заинтересованные, и дети, которым вовсе неинтересен исследовательский процесс. Здесь мастерство педагога должно проявиться в высшей мере. Очень хорошо разделить детей на группы и каждую группу «вести» по-разному. Ведущее направление работы с учениками первой группы заключается в привлечении детей к самостоятельному выполнению более сложных домашних исследовательских заданий, в предоставлении им возможности на уроке работать самостоятельно в микрогруппах. Школьники второй группы активно подключаются к коллективному обсуждению отдельных вопросов, результатов урока, различных ситуаций. В связи с тем, что детей этой группы отличает невысокая активность и самостоятельность, этим ученикам предлагается возможность работы в микрогруппе, помощь со стороны учителя и других учащихся в выполнении индивидуальных исследовательских заданий, возможность осмысления собственного вклада в результаты совместной деятельности и самоанализа собственных достижений. Ученикам третьей группы также предлагается помощь при выполнении заданий, возможность включения в совместную деятельность, осуществляется стимулирование самоанализа деятельности. При этом основное внимание обращается на ситуации, которые вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, удовлетворение от работы.
1 Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 – с. 8