kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Они тоже герои войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

О роли кошек  в блокадном Ленинграде. Воспоминание о страшных днях ВОВ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Они тоже герои войны»

Классный час «Они тоже герои войны»

Цель: способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека во время ВОВ.

Задачи:

1. Воспитывать общечеловеческие и нравственные ценности учащихся

2. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о животных в ВОВ

3. Прививать любовь и ответственность к четвероногим питомцам.


- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать всех вас в нашем классе.

Ученик.

Блокада... Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

              Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

8 сентября 1941 года Ленинград был взят в кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая закончилась 27 января 1944г


- Что вы знаете о блокадном Ленинграде?


Учитель.

 «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце..

 «Ленинградские дети»...  Это холод, голод, слезы, стоны.                     

«Ленинградские дети»...  Это крики, бомбежки, разруха и смерть…

Бессмертный подвиг жителей города-героя не имеет себе равных: Ленинград – единственный город за всю историю человечества, не сдавшийся врагу, несмотря ни на что.

Когда Родина в опасности на защиту встают не только взрослые и дети, но и животные.

- Отгадайте загадку:

Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки. (кошка)

- О ком пойдет речь?

- Прочитайте тему классного часа: «Они тоже герои войны»

- Перенести блокаду помогали верные помощники людей – домашние животные: собаки, лошади и кошки.

- В первые дни после начала блокады в городе была проведена ревизия съестных припасов. Результаты оказались неутешительными: муки и зерна хватит на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, сахара на 60 дней… 
Чтобы хоть как-то сэкономить еду, ввели продовольственные карточки.
В декабре 1941 года паек составлял: рабочим — 250 граммов хлеба в сутки; детям до 12 лет — по 125 граммов.

В таких условиях люди искали любую возможность, чтобы прокормиться. Ели клейстер из книжных обложек, притупляли голод горячей кипяченой водой.

Даже землю ели — как вспоминает Сусанна Кротова, которой в ту пору было 12 лет:

«В самом начале блокады мы с мамой частенько ходили на горящие Бадаевские склады, это разбомбленные продовольственные запасы Ленинграда. От земли шел теплый воздух, и мне тогда казалось, что он с запахом шоколада. Мы с мамой набирали эту черную землю, слипшуюся с «сахаром». Потом эту землю мы растворяли в воде, а когда земля оседала и вода отстаивалась, то получалась сладковатая, коричневая жидкость, похожая на кофе». 


А еще были кошки.

- У вас на парте напечатаны тексты. Возьмите текст №1. Читает ……….

- А мы следим.

- Кошки помогли выжить голодным Ленинградцам.

Теперь же для многих они превратились в источник жизни. 
Сначала ловили для еды бездомных кошек. У многих еще остались пушистые питомцы, с которыми по-братски делили скудный обед.
Потом стало труднее. Пришла зима, с Финского залива подули ледяные ветры, а еды стало еще меньше. Уличных котов отловили быстро. Если домашние мурлыки еще могли рассчитывать на защиту и покровительство своих хозяев, то у бесхозных бродяг такой гарантии не было. Впрочем, далеко не все ленинградцы начали кормиться кошками, даже когда норму хлеба в очередной раз урезали. Действительно, многие были готовы терпеть самый жестокий голод, но сохранить жизнь своим любимцам.


- Как помогали кошки выжить ленинградцам? ( Их ели)


Самым известным котом, пережившим все 900 дней блокады, был кот Максим. Из воспоминаний Веры Николаевны Володиной — Мой дядя, в мирное время спокойный уравновешенный человек, требовал кота на съедение чуть ли не каждый день. Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на ключ в маленькой комнате. Жил у нас еще попугай Жак. В хорошие времена Жак наш пел, разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных семечек, которые мы выменяли на папино ружье, скоро кончились, и Жак наш был обречен. Кот Максим тоже еле бродил — шерсть вылезала клоками, когти не убирались, перестал даже мяукать, прося еду. Однажды Макс ухитрился залезть в клетку к попугаю. В иное время случилась бы драма. Вернувшись домой, мы увидели как Жак и Максим в холодной комнате спали, прижавшись, друг к другу. На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться... Жаконя через несколько дней погиб. А кот выжил. Возможно, это была единственная кошка в городе, пережившая блокаду. А после войны «на экскурсию» в квартиру Володиных к Максиму ходили люди, водили школьников — чтобы посмотреть на уцелевшего кота, самое настоящее пушистое чудо.  Удивительно, Максим оказался долгожителем. Умер он в 20 летнем возрасте в 1957 году.

- Возьмите текст №2. Читает ……………..
К голоду, ежедневно уносящему сотни жизней, добавилось еще и нашествие крыс. Полчища грызунов уничтожали и без того скудные запасы еды, а кроме того, возникла угроза эпидемий.

С напастью пытались бороться. Прожорливых крыс травили, расстреливали из автоматов, давили танками, но ничего не получалось, они забирались на танки и благополучно ехали на них дальше. Были даже собраны специальные бригады по уничтожению грызунов. Но все напрасно — крыс меньше не становилось.
В этой ситуации могли помочь только кошки.

- Какая еще беда настигла ленинградцев? ( Нашествие крыс)

Блокадница Катя Логинова писала: «Тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигалась по Шлиссельбургскому тракту прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. Это был враг организованный, умный и жестокий...». 

- Кто мог помочь в этой ситуации? (кошки)

Но их почти не осталось. 
Сразу же после прорыва кольца блокады 27 января 1943 года вышло постановление Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек». Дымчатые кошки считались самыми лучшими крысоловами. Через некоторое время в измученный город прибыл мяукающий поезд. Часть кошек была выпущена «на вольные хлеба», на свободу прямо на вокзале, а часть стали раздавать на руки жителям. Мгновенно образовалась очередь.

За кошку отдавали самое дорогое, что было, — хлеб.

Ярославские мурлыки справились с крысиным нашествием, отогнав грызунов от продовольственных складов. Однако проблема оказалось им не по силам. Поэтому в 1945 году была объявлена вторая «мобилизация» крысоловов. На этот раз спасали Эрмитаж и другие ленинградские дворцы и музеи, ведь крысы угрожали бесценным сокровищам искусства и культуры. Набирали кошек по всей Сибири. Всего в город было направлено более 5 тысяч котов, которые с честью справились со своей задачей — очистили город от грызунов.

Кошки не только ловили грызунов, но и воевали, охраняя Ленинград. Есть легенда о рыжем коте, который прижился при стоявшей под Ленинградом зенитной батарее. Солдаты прозвали его "слухачом", так как кот точно предсказывал своим мяуканьем приближение вражеских самолетов. Причем на советские самолеты животное не реагировало. Кота даже поставили на довольствие и выделили одного рядового за ним присматривать.

- Заслуживает внимания история кота Васьки, который стал главным кормильцем. Вспоминает внучка Бугровых.

«Моя бабушка всегда говорила, что тяжёлую блокаду и голод пережили только благодаря нашему коту Ваське. Каждый день Васька уходил на охоту и притаскивал мышек или большую жирную крысу.

А ночью все трое лежали под одним одеялом, и он согревал их своим теплом.
Бомбежку он чувствовал раньше, чем объявляли воздушную тревогу, начинал крутиться и жалобно мяукать.
Умер Васька в 1949 году, бабушка его похоронила на кладбище, и, что бы, могилку не затоптали, поставила крестик и написала Василий Бугров
.


Шла по городу кошка,

Медленно, по проспекту,

Гранциозно ступала,

Гордо вокруг смотрела.


Люди шептали: «Кошка!

Вы посмотрите – кошка!

Надо же, ну и чудо!»,

Долго ей вслед глядели,
Восхищенно вздыхали…

А пожилой профессор

Снял аккуратно шляпу

И поклонился кошке.

Солнце слепило окна,

Солнце дробилось в лужах,

Шла, прищурившись, кошка,

Королева проспекта-

Выжившая в блокаду.

(«Кошки в блокадном Ленинграде» автор Т. Луговская)




Вот они какие — коты блокадного Ленинграда. Они пережили вместе с людьми самое тяжелое время. Они спасали жизни — как могли, как умели. Они были символом надежды для отчаявшихся людей. 
Они — тоже герои войны. 

В Петербурге на улицах города можно встретить много памятников кошкам: на Малой Садовой улице две скульптуры — кот Елисей и напротив него — кошка Василиса. Это дань уважения тысячам животных, погибших в страшные 900 дней блокады Ленинграда.  

- И сейчас кошки продолжают защищать Эрмитаж от крыс.


- Давайте с вами сделаем из бумаги фигурку кошки, в память всем защитникам блокадного Ленинграда.


Все участники мероприятия изготавливают оригами кошку из бумаги.


Ведущий: Пусть этот символичный котик напоминает Вам, что нужно быть всегда милосердным и благодарным за то, что у нас мир, есть всегда хлеб и пища, которые являются наивысшей ценностью для жизни.



В работе использованы материалы интернет сайтов

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Они тоже герои войны

Автор: Женина Валентина Владимировна

Дата: 10.03.2020

Номер свидетельства: 542289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок мужества "Земляки - герои" "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-muzhiestva-ziemliaki-ghieroi"
    ["file_id"] => string(6) "201882"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429126401"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "День героев Отечества"
    ["seo_title"] => string(23) "den_geroev_otechestva_7"
    ["file_id"] => string(6) "639451"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1699341005"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект классного часа "Детство, опаленное войной""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-klassnogho-chasa-dietstvo-opaliennoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "251741"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447272260"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) ""Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды". По рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа" "
    ["seo_title"] => string(97) "on-nie-chuvstvoval-ni-strakha-ni-niepriiazni-ni-vrazhdy-po-rasskazu-l-ulitskoi-bumazhnaia-pobieda"
    ["file_id"] => string(6) "147644"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419441240"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Классный час «Я помню, я горжусь…» ( к 70-летию Победы в  Великой Отечественной  войне) "
    ["seo_title"] => string(92) "klassnyi-chas-ia-pomniu-ia-ghorzhus-k-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "212782"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431930883"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства