| I. Организационно-мотивационный этап | (СЛАЙД 1) ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛОЖИТЬ ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ ПО ПАЧКЕ НА ПАРТУ. ДЛЯ УРОКА: Документ-камера Карточка с небесными телами Ручки Учебники Ребята, здравствуйте. Я рада видеть всех сегодня на уроке. Вот книжки на столе, а вот тетрадки... Не хочется играть сегодня в прятки И недосуг дуть на корабль бумажный — Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! - А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока. - Проверьте готовность к уроку. Желаю удачи! | | |
| II. Постановка учебной цели и задач | (Слайд 2) Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам с вами нужно расшифровать загадочное послание. Посмотрите, на экране зашифрована тема нашего урока. Давайте среди этой путаницы букв и чисел попытаемся найти слова. Какие слова вы нашли? (Слайд 3) Замечательно, ребята! Мы справились. Знакомо ли вам слово мир? Знакомо ли вам слово глазами? Но знаем ли мы, кто такие астрономы? Ребята, а всё потому, что сегодня нам предстоит узнать о том, кто такие астрономы и чем они занимаются, а еще много всего интересного. (Слайд 4) Давайте сформулируем тему урока. (Слайд 5) А теперь поставим задачи на сегодняшний урок с помощью опорных слов. (Слайд 6) Хорошо, давайте проверим. Кто уже догадался, какой будет план нашего урока? | Мир, глазами, астронома. Да, знакомо. Да, мы знаем это слово. Нет, не знаем. Мир глазами астронома. Узнать, что такое Вселенная, астрономия, Солнечная система. Будем учиться рассказывать о Солнце с позиции астронома. Сможем создать модель Солнечной системы. | |
| III. Этап открытия новых знаний/учебное действие | (Слайд 7) Ребята, сядьте правильно. Наш самый главный помощник в изучении неизвестного - учебник. Откройте учебник на четвертой странице. Имя, найди, что же за наука астрономия, прочитай. (Слайд 8) Да, ребята, слово «астрономия» произошло от двух греческих слов: «астро» - звезда, «номос» - закон, что буквально трактуется как звездный закон. Давайте предположим, чем же занимаются люди, астрономы, что они изучают? (Слайд 9) Ребята, вы знаете, всё, что находится в Космосе: планеты, звезды, метеориты и т.д. будет называться небесными телами. Давайте проверим, знаете ли вы, какие небесные тела находятся в космосе. ДОКУМЕНТ-КАМЕРА Поработаем в карточках. Один из вас выйдет выполнять задание с документ-камерой, остальные работают самостоятельно. Напомните правила работы с интерактивным оборудованием. Если еобходимо, протри руки салфетками. Ваша задача - подчеркнуть те слова, которые являются небесными телами. Сядьте правильно.Можете приступать к выполнению. Давайте сравним наши ответы. У кого получилось также, как у (Имя), покажите открытую ладонь, у кого получилось иначе, покажите кулачок. Замечательно, мы справились с этим заданием. Вернемся к нашему учебнику. Давайте прочитаем текст «Вселенная и Солнечная система», который нам подготовили авторы учебника. Имя, прочитай первый абзац. Имя, прочитай второй абзац. Что же значит мир с позиции астронома? Что такое Вселенная? А о какой системе вы прочитали в тексте? Какие небесные тела составляют Солнечную систему? Сколько в ней планет? (Слайд 10) Замечательно, ребята, посмотрите на слайд, какую задачу мы с вами выполнили. И это еще далеко не всё, двигаемся дальше! | Астрономы изучают Солнце, планеты, звезды и т.д. С позиции астронома мир - Вселенная или Космос. Необъятное пространство с небесными телами. В тексте мы прочитали о Солнечной системе? Мы узнали, что такое Вселенная, астрономия, Солнечная система. | |
| IV. Действие контроля и самоконтроля | (Слайд 11) Ребята, сядьте правильно. Давайте представим, что мы с вами настоящие астрономы на научной конференции и представляем свои данные на ней. Откройте шестую страницу учебника. Этот текст мы с вами изучим в парах, чтобы суметь рассказать друг другу о Солнце. Напомните правила работы в паре. Первая пара, вы ищете информацию о том, что такое Солнце и как люди относились к нему в древности. Вторая пара, вы ищите информацию о размерах Солнца. Третья пара, вы представите нам информацию о температуре Солнца. Скажите, ребята, чтобы суметь рассказать, что вам нужно сделать для начала? Замечательно, можете приступать к этому заданию. Итак, время на изучение истекло, сейчас со своей информацией выступит первая пара. Вторая пара, теперь вы, расскажите нам о размерах солнца. И третья пара, расскажите о температуре солнца. Ребята, обратите внимание на раздел «Внимание!» после текста. Прочитай его, имя. Да, ребята, дело в том, что несмотря на то, что солнышко греет и оберегает нас, оно может и обжечь нас своим светом. На него категорически нельзя смотреть через линзу, то есть телескоп, бинокль и т.д., а если всё же очень хочется, придётся вооружиться темными очками, но ненадолго! (Слайд 12) Ребята, посмотрите на слайд. С какой еще задачей нам удалось справиться? Отлично, наш урок имеет отличный темп. (Слайд 13) Но нам предстоит выполнить последнюю задачу на урок. Для этого обратимся к пятой странице учебника. Ребята, как вы знаете, все планеты вращаются вокруг Солнца. Имя, перечисли планеты по мере удаления от Солнца, от самом ближней к самой дальней. А теперь имя назовет нам планеты по мере приближения к Солнцу, от самой дальней планеты к самой ближней. Замечательно. (Слайд 14 - орбита) А кто знает, как называется путь, по которому движется планета? Этот путь называется орбита. Сколько же планет движется по своим орбитам вокруг Солнца? Назовите их всех в произвольном порядке. Давайте вместе с вами поработаем в группах. Напомните правила работы в группах. Первый вариант выйдет к интерактивной доске, а второй к интерактивной панели. Напомните правила работы с интерактивным оборудованием. Протрите руки, если необходимо. Вам необходимо составить модель Солнечной системы: правильно расположить Солнце, планеты и другие небесные тема в правильном порядке, а затем мы с вами проверим, кто же выполнил точнее свою модель: первая или вторая группа. Приступайте к заданию. Точнее, быстрее справилась ...... группа. Занимайте свои места за партами. | Нам нужно внимательно прочитать текст. Мы смогли рассказать о Солнце с позиции астрономии. Орбита. 8 планет. Перечисляют. | |
| V. Действие оценки и самооценки | (Слайд 15) Давайте проверим то,что вы запомнили из этого урока. Что же изучает астрономия? Что такое Вселенная? Что такое солнечная система? Давайте вспомним начало урока, почему эта тема важная для нас? Да, ребята, я согласна с вами. Давайте оценим свою работу на уроке, дополнив фразы. Я начну «сегодня на уроке мы отлично поработали», а затем каждый продолжит. Ребята, сегодня активно работали ______ и ______. Молодцы. Наведите порядок на рабочем месте, урок окончен. | Астрономия - наука о Вселенной, небесных телах в ней. Вселенная - необъятное пространство с небесными телами. Солнечная система - система, в которой расположена звездаСолнце и 8 планет | |