Умеешь ли ты дружить?
Добрый день, ребята!
Я знаю, что в моём классе есть очень достойные, добрые друзья. По крайней мере, я бы хотела иметь друзей, похожих на вас. И говорить мы с вами будем о том, что вы думаете о дружбе, и умеете ли вы дружить.
Вы сидите за столами, я прошу вас - повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и хлопните вместе с соседом ладонями правых рук. Вот так.
Я хотела начать с вопроса, что такое дружба, а потом поняла, что вопрос уж очень сложный. Я сама не могу так сразу ответить на него.
Поэтому я вам предлагаю поразмышлять над такими вопросами:
– С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?
– С какими животными можно связать слово дружба?
– Как “пахнет” дружба?
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу? Почему?
Молодцы!
Вы знаете, сейчас зима, к сожалению, снега нет, и я вспомнила такой рассказ:
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
Много друзей было у соседа? …
Скажите, пожалуйста, а у вас есть друзья?... Я бы хотела узнать о ваших друзьях.
Только сначала давайте, с вами поиграем так, как мы играли на уроке: если я говорю правильно, вы хлопаете, если нет, то топаете.
- Друг – это тот, у кого самый лучший в классе телефон?
- Друг – это тот, кто придёт к тебе, если ты заболел?
- Друг – это тот, кто каждый день рассказывает твоей маме, как ты себя вёл в школе?
- Друг – это тот, кто поможет, если ты получишь двойку?
- Друг это тот, кто подарит тебе свой любимый диск, даже если ему самому этот диск нравится?
- Друг – это тот, кто скажет учителю, у кого ты списал контрольную работу?
- Друг – это тот, кто отдаст тебе свою спортивную форму, если твоя пропала, а тебе надо участвовать в соревнованиях?
Как вы выбираете друзей? ... Какие они – ваши друзья? …Какие качества есть у них?...
Вы молодцы, я вижу, что вы любите и уважаете своих друзей. Это очень здорово, но этого маловато. В дружбе, как минимум должно быть … два человека. Значит, что ещё важно?... – Какой ты.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение детской писательницы Агнии Барто:
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной”.
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: “Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать!”
А девчонка на дыбы! Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: “Срочно требуется друг”
Как вы думаете, почему с девочкой никто не дружит? …
Представьте, что вам, как девочке из стихотворения, нужно написать о себе. Возьмите ручки и напишите 1-2 качества, почему с вами стоит дружить.
Сверните свои записки, положите их в мою шкатулку. Сейчас мы будем с вами строить дом Дружбы. Я буду читать ваши записи. Если качество нам нравится, мы его берём в дом дружбы, а если не очень – оставляем за порогом.
Пока дети писали, мне домик нарисовать.
Нужно ли нам добавить какие-то качества ещё? …
Домик у нас получился замечательный.
Вы знаете игру «испорченный телефон»? Моя игра немного похожа. По моему сигналу, все закрывают глаза. Я дотрагиваюсь до первого участника и показываю ему какую-то эмоцию. Он дотрагивается до своего соседа и передаёт ему. И так до конца. Только не подсматривать. Посмотрим, изменится ли то, что я показала в начале?
Я хотела показать, как мы рады встретить наших друзей в доме дружбы!
-----------------------------------------------------------------------------------
Но чтобы в нём было уютно, чтобы перечисленные вами качества не ушли, нужно соблюдать особые законы. Давайте составим законы проживания в домике дружбы.
- Всем делиться с другом.
- Не предавать друга.
- Терпимо относится к недостаткам друга.
- Помогать другу.
- Защищать друга.
- Хранить тайны.
И всё же бывает, что друзья ссорятся? … Нужно обязательно мириться. Давайте соединим наши мизинцы и скажем, то, что говорила я и даже моя мама, когда была маленькой:
Мирись, мирись,
И больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться не причем,
Буду драться кирпичом,
А кирпич ломается,
Дружба начинается.
Когда к нам приходят друзья, мы обычно садимся вместе за стол и пьём чай. Беседа с другом согреет душу, как чай согревает озябший организм. У меня в руках чашка, из которой я пью чай. Сейчас мы будем передавать её друг другу и говорить, что новое мы узнали, поняли, почувствовали сегодня.
Я начинаю и хочу сказать, что я очень рада узнать, что в моём классе учатся не просто хорошие девочки и мальчики, а ребята которые понимают, что такое дружба и умеют её ценить. …
Сейчас, когда чашка вернулась ко мне, я могу сказать, что она изменилась. Это уже не пустая чашка. Как вы думаете, чем она наполнилась? Совершенно верно – нашими мыслями, взглядами, новыми знаниями. Пусть ваша дружба тоже будет такой же полной, как эта чашка, а ваши отношения с друзьями такими же теплыми и крепкими, каким бывает хороший чай.
В заключение нашей встречи позвольте мне подарить вам эти сердечки, которые будут вам напоминать о нашей встрече, а теплом своих сердец вы всегда будите делиться со своими друзьями.
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.