Неделя детской литературы как средство развития познавательной активности для обучающихся 2 класса
Неделя детской литературы как средство развития познавательной активности для обучающихся 2 класса
В настоящее время важнейшей проблемой, к решению которой должен быть подготовлен учитель начальной школы, является проблема развития познавательной активности у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Неделя детской литературы как средство развития познавательной активности для обучающихся 2 класса»
Неделя детской литературы как средство развития познавательной активности для обучающихся 2 класса
Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение-это то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Есть очень хорошие слова о том, что чтение - «это колотящееся сердце, говорящее языком чувств, не верите – послушайте и дайте послушать детям. Дети должны быть сердечными. Они должны уметь прощать, жалеть и любить». Поэтому учитель начальный классов должен развивать познавательную активность по предмету «Литературное чтение», уметь их заинтересовывать произведениями, изучаемыми по школьной программе.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты.
Наиболее эффективной формой, способствующей развитию познавательной активности обучающихся, с нашей точки зрения, может стать проведение недели детской литературы в школе. Это мероприятие приобретает особую роль, так как участие во внеурочной деятельности по предмету способствует расширению и углублению знаний обучающихся, формированию навыков информационного поиска, побуждает к самостоятельности мышления, а также создает условия для раскрытия творческого потенциала ребенка.
Цель проведения недели детской литературы в начальной школе: способствовать развитию познавательной активности и положительного отношения к учению через выполнение творческих, интеллектуальных заданий в разных формах внеурочной деятельности.
Задачи проведения недели детской литературы в начальной школе:
развитие потребности участвовать в творческом, созидательном процессе в рамках изучения произведений по литературе чтения;
развитие познавательной активности и ценностного отношения к литературным произведениям;
формирование потребности осваивать новые виды познавательной деятельности.
Данная неделя разработана для обучающихся 2 классов образовательных учреждений. В процессе подготовки, проведения, участия в мероприятиях недели детской литературы у обучающихся будет формироваться ряд компетентностей:
- учебно-познавательная (способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
- социальная (готовность конструктивно отстаивать собственные взгляды, не унижая других, и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов);
- коммуникативная (порождает среди обучающихся здоровую конкуренцию, которая призвана улучшить коммуникативные способности учеников).
Данная работа может быть интересна учителям школ и студентам специальности «Преподавание в начальных классах», потому что в содержании недели представлены различные формы внеурочной организации, которые повышают познавательную активность у обучающихся. Предложено содержание недели детской литературы, этапы ее реализации в образовательной организации, диагностический инструментарий.
Этапы проведения недели детской литературы в начальной школе:
Процесс подготовки и проведение недели детской литературы в начальной школе проходит в три этапа:
I этап (подготовительный): начинается с составления программы недели детской литературы.
Составляется программа мероприятий на все дни недели с точным указанием сроков и места проведения. Разрабатываются проводимые мероприятия во время проведения недели. В классном уголке оформляется информационный уголок. Продумывается тематическое оформление классного кабинета.
От того, как будет проведена подготовительная работа, зависит успех недели детской литературы.
II этап – проведение недели детской литературы.
Обязательное условие проведения недели – создание атмосферы праздничности, непринужденности.
III этап: Подведение итогов. В зависимости от плана, обучающиеся, которые заняли призовые места, награждаются грамотами, сертификатами.
План проведения недели детской литературы для обучающихся 2 класса
День недели
Мероприятие
Форма
Цель проведения
Ответственные
Время и место проведения
Понедельник
Открытие недели литературы для обучающихся 2 класса
Торжественная линейка
Привлечь всех обучающихся для организации и проведения недели
Учитель начальных классов
После уроков в классном кабинете
Сказочный калейдоскоп
Интерактивная игра
Заинтересовать обучающихся в чтении литературы внеучебной программе, посредством проведения игр
Учитель начальных классов
Классный кабинет
Вторник
А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Викторина
Мотивация обучающихся образовательного учреждения к углубленному изучению дополнительной литературы вне школьной программы и чтения через выполнение заданий Викторины.
Учитель начальных классов
14:00, классный кабинет
Среда
Волшебное путешествие
Библиотечный урок
Повышение познавательной активности посредством выполнения заданий.
Учитель начальных классов
14:00, библиотека
Четверг
Путешествие фиксиков
Олимпиада
Повышение познавательной активности посредством выполнения олимпиадных заданий
Учитель начальных классов
14:00, классный кабинет
Мой любимый литературный герой
Моя любимая сказка
Выставка книжек – малышек
Рисунков
Учитель начальных классов
Библиотека
Пятница
Закрытие недели, награждение участников
Торжественная линейка
Учитель начальных классов
14:00, актовый зал
Понедельник. Открытие недели происходит в форме инсценировки, где действующими лицами становятся: девочка, сказочник и сказочные герои. Которые раскрывают смысл недели детской литературы и пользу чтения литературных произведений.
Организатор недели детской литературы знакомит обучающихся с программой проведения недели на каждый день, предлагает обучающимся путеводитель по мероприятиям недели детской литературы, знакомит их с тематикой, информирует о требованиях к содержанию рисунков (приложение №7), книжек – малышек, (приложение № 8) критериях их оценки.
«Сказочный калейдоскоп». Обучающиеся заходят в класс. При входе им раздаются разноцветные жетоны. Эти жетоны помогают обучающимся разделиться на 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает смайлик. Побеждает команда, собравшая большее количество смайликов.
Первый конкурс: «Загадки по сказкам» (каждой команде будут задаваться вопросы, если первая команда не дает правильный ответ, то право ответа переходит другой команде).
Второй конкурс: «Путаница» (учитель читает текст, а обучающиеся должны записать название сказок, сюжеты которых встретятся в этом тексте).
Третий конкурс: «Трудная рифма». (подобрать рифмы к словам: чайник, пень, муха, кот и сочинить двустишие с полученными рифмами).
Четвертый конкурс: «Следы нечистой силы» (конкурс для капитанов, на карточках написано, чьи следы они будут рисовать. На задание дается 5 минут).
Пятый конкурс: «Заклинание» (придумать заклинание, которое могла бы произнести: баба яга которая пришла в школу на урок математики, спящая красавица, которая пришла на урок физкультуры, красная шапочка которая пришла в школьную столовую, мальчик – с – пальчик которому поручили сбор металлолома, водяной, которому поручили отремонтировать трубу.
Вторник. Викторина по сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Обучающиеся делятся на три команды: «Буратино», «Мальвина», «Пьеро». Обучающиеся знакомятся с биографией А. Н. Толстого и проводится викторина. Условия викторины: за правильный ответ команда получает – сольдо». Викторина состоит из 5туров:
1 тур. Знаешь ли ты сказку? – трем командам предлагается ответить на вопросы по содержанию сказки, для проверки их знаний книги.
2 тур. Кто это? – обучающимся предлагается по описанию угадать героя произведения А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
3 тур. Кому принадлежат эти высказывания? – обучающиеся должны назвать имена героев высказываний.
4 тур. Кому принадлежат эти предметы? – обучающиеся должны назвать имена героев сказки.
5 тур. Поэтический конкурс. – обучающимся нужно продолжить строки высказываний, стихотворений героев сказки.
Среда библиотечный урок на тему: «Волшебное путешествие», действующие лица: Библиотекарь, Знайка, Незнайка, Маэстро, Кикимора, Лодыриус, Почтальон Печкин. Загадываются загадки по сказкам, к каждому слову полученной фразы подобрать слово с противоположным по смыслу значением, т.е. расшифровать перевертыш», «Соберитесь в книжку» - Пока будет звучать музыка, вам предстоит отыскать героев своей книжки и встать в кружки.
Четверг. Олимпиада по литературному чтению проводится после занятий для обучающихся 2 классов. Задания к олимпиаде позволяют повысить уровень познавательного интереса обучающихся к предмету, активизировать их деятельность
Итоги участия детей в олимпиаде озвучиваются на закрытии недели.
В этот же день проходит выставка рисунков на тему «Мой любимый литературный герой» и книжек – малышек на тему: «Моя любимая сказка».
Пятница. Участники предметной недели награждаются сертификатами, грамотами по всем конкурсам.
Участие детей в разнообразных по форме и содержанию мероприятиях предметной недели способствует активизации познавательной деятельности обучающихся 2 класса