МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ "ЗДОРОВО ЖИТЬ ЗДОРОВО"
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ "ЗДОРОВО ЖИТЬ ЗДОРОВО"
Образовательный модуль «Здорово жить здорово»
для обучающихся 2-4 классов.
Пояснительная записка.
Образовательный модуль «Здорово жить здорово» рассчитан для обучающихся 2-4 классов. Формируются разновозрастные группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33ч + 1ч резерв. Данный образовательный модуль вооружает учащихся знаниями о культуре здоровья, элементарными приемами здорового образа жизни.
Основные цели модуля:
формирование представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
формирование основ ЗОЖ;
формирование осознанного стремления выполнять правила личной гигиены и ЗОЖ;
углубление представлений о детском организме, ухода за ним, своих личностных качествах и достоинствах;
формирование основ поведения в обществе, осознание своих прав и обязанностей перед ним;
расширение и систематизация представлений учащихся по организации безопасности жизни.
Цели образовательного модуля конкретизируют следующие задачи:
ознакомление с основами формирования ЗОЖ;
формирование представлений о необходимости бережного отношения к своему здоровью в период роста;
формирование навыков оценки своего физического состояния;
формирование навыков здоровьесберегающего поведения;
формирование основ межличностного общения в детском коллективе;
развитие познавательной активности, наблюдательности, умения слушать других, излагать и обосновывать свою точку зрения.
Занятия проводятся в форме факультативного занятия с использованием профилактических методик. С применением функциональной музыки, чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью, использованием таких средств учебной деятельности как учебная и ролевая игра, инсценировка, викторины, отработка этикета в движении, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика, танцевальные упражнения, самомассаж (с элементами пальчиковой гимнастики) и т.д.
Тематическое планирование образовательного модуля «Здорово жить здорово»
Разновозрастные группы (2-4 класс)
№
Тема занятия
Задачи
Форма работы
1
Режим дня школьника
Познакомить детей с режимом дня школьника. Учить детей планировать своё время.
Практикум
2
Поведение в школе.
Я-ученик
Познакомить детей с правилами поведения в школе. Формировать представление о школьной дисциплине
Экскурсия по школе
3
В гостях у Мойдодыра
Учить простейшим навыкам ухода за своим телом. Формировать потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид.
Практическое занятие
4
Друзья Вода и Мыло
Обогащать знания детей о личной гигиене. Совершенствовать умение пользоваться предметами личной гигиены.
Инсценирование
5
Одевайся по сезону!
Формировать представления детей о здоровье. Учить детей выбирать одежду в зависимости от погоды, сезона. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность. Приучать детей следить за своим внешним видом.
Ролевая познавательная игра
6
Забота о глазах
Формировать представления детей об органах чувств. Познакомить с основными правилами сохранения зрения. Учить выполнять гимнастику для глаз
Практическое занятие
7
Чтобы уши слышали
Учить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья. Обсудить правило ухода за ушами. Закрепить знания о правилах гигиены.
Практическое занятие
8
Чтобы зубки не грустили
Углубить знания детей о средствах гигиены полости рта. Научить правильно чистить зубы. Способствовать формированию потребности ежедневно заботиться о здоровье зубов
Практикум
9
Как устроен человек?
Систематизировать знания детей об организме человека. Дать первоначальные сведения по анатомии
Игра-путешествие
10
Чихали мы на простуду!
Познакомить детей с основными методами профилактики простудных заболеваний. Углубить знания о способах лечения. Способствовать формированию потребности следить за своим здоровьем
Ролевая познавательная игра
11
Хорошо здоровым быть!
Формировать представления детей о здоровье, о здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии
Ролевая познавательная игра
12
Лакомств-1000,а здоровье-одно!
Познакомить детей с правилами питания. Прививать детей навыки правильного питания
Практическое занятие
13
Каким я был? Есть? Буду?
Формировать представления детей о возрастных изменениях в организме. Формировать у детей положительное представление о себе в прошлом, настоящем и будущем. Развивать навыки самоанализа
Беседа
14
Вредные привычки
Формировать представления детей о пользе и вреде привычек. Прививать детям ответственное отношение к своему здоровью. Закрепить знания о полезных привычках
Игра-путешествие
15
Как стать Гулливером
Расширить знания детей о росте как количественном и качественном изменении организма
Инсценирование
16
Витаминная семья
Учить детей осознанно относиться к своему здоровью. Воспитывать потребность быть здоровым. Акцентировать внимание на продуктах, в которых содержатся полезные вещества
Театрализация
17
Если хочешь быть здоров - закаляйся!
Познакомить детей с правилами закаливания. Учить детей заботиться о своем здоровье.
Практикум
18
Я по улице иду
Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Формировать умение проявлять внимание, заботу, терпение к окружающим людям
Экскурсия по улицам села
19
Безопасность в доме
Формировать знания о правилах поведения в доме. Познакомить детей с основными службами помощи (скорая медицинская, пожарная, газовая, милиция)
Игра-путешествие
20
Собака бывает кусачей
Формировать знания детей о правилах поведения и общения с животными на улице. Учить оказывать первую медицинскую помощь при укусах животных.
Практическое занятие.
21
Первая помощь при несчастном случае
Формировать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях. Учить принимать правильное решение, оказывать первую доврачебную помощь
Практикум
22
Что нужно знать о лекарствах
Познакомить детей с разными видами лекарственных препаратов. Учить детей правилам безопасного использования лекарств
Экскурсия в фельдшерский пункт
23
Секреты в лукошке
Актуализировать знания детей о грибах. Рассказать детям о ядовитых грибах. Напомнить правила «тихой охоты»
Ролевая познавательная игра
24
Маленькая ложь
Познакомить детей с понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки культуры и общения. Воспитывать нравственные качества-честность и справедливость
Ролевая игра
25
Что такое характер. Непослушание
Формировать у детей представления о характере человека. Побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию. Способствовать осознанию детьми черт своего характера
Беседа
26
Всемирный день здоровья
Прививать детям интерес к здоровью. Приобщать родителей и детей к оздоровительной деятельности.
Праздник
27
В гостях у Айболита
Познакомить детей с медицинскими работниками разных специальностей(педиатр, терапевт, окулист, оториноларинголог, травматолог, хирург, фельдшер, медицинская сестра). Воспитывать уважение к труду людей.
Экскурсия
28
Дорогое слово
Расширять у детей представление о семье, о мире в семье. Формировать представление детей о значении положительного климата в семье. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким.
Инсценирование
29
Ядовитое растение
Расширять представления детей о растениях. Познакомить с опасными растениями. Учить детей правилам безопасного «общения» с незнакомыми растениями.
Ролевая познавательная игра
30
Береги себя
Расширять представления детей о мире и опасностях, которые нас подстерегают. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. Формировать понятие «безопасность жизни»
Практическое занятие
31
Правило безопасности на воде
Расширять знания детей о поведении на воде.
Беседа
32
Мы едем, едем,едем…
Расширять знания детей о поведении в транспорте.
Практикум
33
Путешествие в королевство «Будь здоров!»
Актуализировать знания детей о здоровом образе жизни.
Праздник
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
режим дня школьника;
понятие «школьная дисциплина»;
о пользе и вреде привычек;
правила личной гигиены;
о вреде табачного дыма;
о значении «живых» витаминов для организма человека;
ПДД и поведение в экстремальных ситуациях (ожоги, электротравмы, укусы насекомых, животных);
этикет общения с одноклассниками и родителями.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
общаться с одноклассниками доброжелательно, употребляя вежливые слова;
понимать разные эмоциональные состояния людей, проявляющихся в мимике, жестах, интонации;
выполнять комплекс физических упражнений по формированию правильной осанки;
соблюдать правила гигиенического приема пищи и правила личной гигиены;
соблюдать ПДД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа разработана на основе журнала «Завуч начальной школы» №3, 2009 год,
Образовательный модуль «Здорово жить здорово»
для обучающихся 2-4 классов.
Пояснительная записка.
Образовательный модуль «Здорово жить здорово» рассчитан для обучающихся 2-4 классов. Формируются разновозрастные группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33ч + 1ч резерв. Данный образовательный модуль вооружает учащихся знаниями о культуре здоровья, элементарными приемами здорового образа жизни.
Основные цели модуля:
формирование представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
формирование основ ЗОЖ;
формирование осознанного стремления выполнять правила личной гигиены и ЗОЖ;
углубление представлений о детском организме, ухода за ним, своих личностных качествах и достоинствах;
формирование основ поведения в обществе, осознание своих прав и обязанностей перед ним;
расширение и систематизация представлений учащихся по организации безопасности жизни.
Цели образовательного модуля конкретизируют следующие задачи:
ознакомление с основами формирования ЗОЖ;
формирование представлений о необходимости бережного отношения к своему здоровью в период роста;
формирование навыков оценки своего физического состояния;
формирование навыков здоровьесберегающего поведения;
формирование основ межличностного общения в детском коллективе;
развитие познавательной активности, наблюдательности, умения слушать других, излагать и обосновывать свою точку зрения.
Занятия проводятся в форме факультативного занятия с использованием профилактических методик. С применением функциональной музыки, чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью, использованием таких средств учебной деятельности как учебная и ролевая игра, инсценировка, викторины, отработка этикета в движении, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика, танцевальные упражнения, самомассаж (с элементами пальчиковой гимнастики) и т.д.
Тематическое планирование образовательного модуля «Здорово жить здорово»
Разновозрастные группы (2-4 класс)
№
Тема занятия
Задачи
Форма работы
1
Режим дня школьника
Познакомить детей с режимом дня школьника. Учить детей планировать своё время.
Практикум
2
Поведение в школе.
Я-ученик
Познакомить детей с правилами поведения в школе. Формировать представление о школьной дисциплине
Экскурсия по школе
3
В гостях у Мойдодыра
Учить простейшим навыкам ухода за своим телом. Формировать потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид.
Практическое занятие
4
Друзья Вода и Мыло
Обогащать знания детей о личной гигиене. Совершенствовать умение пользоваться предметами личной гигиены.
Инсценирование
5
Одевайся по сезону!
Формировать представления детей о здоровье. Учить детей выбирать одежду в зависимости от погоды, сезона. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность. Приучать детей следить за своим внешним видом.
Ролевая познавательная игра
6
Забота о глазах
Формировать представления детей об органах чувств. Познакомить с основными правилами сохранения зрения. Учить выполнять гимнастику для глаз
Практическое занятие
7
Чтобы уши слышали
Учить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья. Обсудить правило ухода за ушами. Закрепить знания о правилах гигиены.
Практическое занятие
8
Чтобы зубки не грустили
Углубить знания детей о средствах гигиены полости рта. Научить правильно чистить зубы. Способствовать формированию потребности ежедневно заботиться о здоровье зубов
Практикум
9
Как устроен человек?
Систематизировать знания детей об организме человека. Дать первоначальные сведения по анатомии
Игра-путешествие
10
Чихали мы на простуду!
Познакомить детей с основными методами профилактики простудных заболеваний. Углубить знания о способах лечения. Способствовать формированию потребности следить за своим здоровьем
Ролевая познавательная игра
11
Хорошо здоровым быть!
Формировать представления детей о здоровье, о здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии
Ролевая познавательная игра
12
Лакомств-1000,а здоровье-одно!
Познакомить детей с правилами питания. Прививать детей навыки правильного питания
Практическое занятие
13
Каким я был? Есть? Буду?
Формировать представления детей о возрастных изменениях в организме. Формировать у детей положительное представление о себе в прошлом, настоящем и будущем. Развивать навыки самоанализа
Беседа
14
Вредные привычки
Формировать представления детей о пользе и вреде привычек. Прививать детям ответственное отношение к своему здоровью. Закрепить знания о полезных привычках
Игра-путешествие
15
Как стать Гулливером
Расширить знания детей о росте как количественном и качественном изменении организма
Инсценирование
16
Витаминная семья
Учить детей осознанно относиться к своему здоровью. Воспитывать потребность быть здоровым. Акцентировать внимание на продуктах, в которых содержатся полезные вещества
Театрализация
17
Если хочешь быть здоров - закаляйся!
Познакомить детей с правилами закаливания. Учить детей заботиться о своем здоровье.
Практикум
18
Я по улице иду
Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Формировать умение проявлять внимание, заботу, терпение к окружающим людям
Экскурсия по улицам села
19
Безопасность в доме
Формировать знания о правилах поведения в доме. Познакомить детей с основными службами помощи (скорая медицинская, пожарная, газовая, милиция)
Игра-путешествие
20
Собака бывает кусачей
Формировать знания детей о правилах поведения и общения с животными на улице. Учить оказывать первую медицинскую помощь при укусах животных.
Практическое занятие.
21
Первая помощь при несчастном случае
Формировать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях. Учить принимать правильное решение, оказывать первую доврачебную помощь
Практикум
22
Что нужно знать о лекарствах
Познакомить детей с разными видами лекарственных препаратов. Учить детей правилам безопасного использования лекарств
Экскурсия в фельдшерский пункт
23
Секреты в лукошке
Актуализировать знания детей о грибах. Рассказать детям о ядовитых грибах. Напомнить правила «тихой охоты»
Ролевая познавательная игра
24
Маленькая ложь
Познакомить детей с понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки культуры и общения. Воспитывать нравственные качества-честность и справедливость
Ролевая игра
25
Что такое характер. Непослушание
Формировать у детей представления о характере человека. Побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию. Способствовать осознанию детьми черт своего характера
Беседа
26
Всемирный день здоровья
Прививать детям интерес к здоровью. Приобщать родителей и детей к оздоровительной деятельности.
Праздник
27
В гостях у Айболита
Познакомить детей с медицинскими работниками разных специальностей(педиатр, терапевт, окулист, оториноларинголог, травматолог, хирург, фельдшер, медицинская сестра). Воспитывать уважение к труду людей.
Экскурсия
28
Дорогое слово
Расширять у детей представление о семье, о мире в семье. Формировать представление детей о значении положительного климата в семье. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким.
Инсценирование
29
Ядовитое растение
Расширять представления детей о растениях. Познакомить с опасными растениями. Учить детей правилам безопасного «общения» с незнакомыми растениями.
Ролевая познавательная игра
30
Береги себя
Расширять представления детей о мире и опасностях, которые нас подстерегают. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. Формировать понятие «безопасность жизни»
Практическое занятие
31
Правило безопасности на воде
Расширять знания детей о поведении на воде.
Беседа
32
Мы едем, едем,едем…
Расширять знания детей о поведении в транспорте.
Практикум
33
Путешествие в королевство «Будь здоров!»
Актуализировать знания детей о здоровом образе жизни.
Праздник
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
режим дня школьника;
понятие «школьная дисциплина»;
о пользе и вреде привычек;
правила личной гигиены;
о вреде табачного дыма;
о значении «живых» витаминов для организма человека;
ПДД и поведение в экстремальных ситуациях (ожоги, электротравмы, укусы насекомых, животных);
этикет общения с одноклассниками и родителями.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
общаться с одноклассниками доброжелательно, употребляя вежливые слова;
понимать разные эмоциональные состояния людей, проявляющихся в мимике, жестах, интонации;
выполнять комплекс физических упражнений по формированию правильной осанки;
соблюдать правила гигиенического приема пищи и правила личной гигиены;