kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно – практическая работа: "Птицы – наши друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                                            Введение

    Вокруг нас огромный мир. Мы не часто обращаем внимание на него. Нам кажется, что мы все знаем об известных  птицах. Но оказывается, мы очень мало знаем о тех, кто живет рядом с нами. Оказалось, что наибольшее количество видов птиц школьники могут назвать по памяти, гораздо меньше – определить по внешнему виду и совсем мало – по голосам. Более половины видов птиц им вообще неизвестны. Школьники в первую очередь вспоминают тех птиц, которых они часто встречают на улицах (воробья, ворону, синицу, голубя). 

    Дети младших возрастов наиболее близки к природе. Они хотят знать птиц. Этим задачам и должны служить первые книги  о природе, адресованные детям.

    Показать, восхитить, заинтересовать – здесь нам могут помочь красочные слайды. Такое знакомство обычно остается в памяти и открывает дорогу к первым знаниям живой природы, где тот же добродушный снегирь, милый чижик и занятной поползень – не просто сумма знакомств-фактов, а птицы, например, зимующие в наших краях. Так шаг за шагом и преподносится гармоничное многообразие мира природы.

    Птицы -  наши друзья, и им нередко требуется наша помощь, внимание, забота, любовь. Они радуют нас стремительным лёгким полётом, красивым оперением, мелодичным пением.

    А какую пользу они приносят нам! Сколько вредных насекомых, гусениц уничтожают наши пернатые друзья. В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

      Еще осенью на классном часе наша учительница  рассказала о том, что в нашей местности на зиму остаются до 30 видов птиц: воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы и другие птицы. Летом их весёлое пение, яркое оперение оживляет природу и радует человека. А сколько пользы приносят птицы! Но с наступлением зимы им приходится очень трудно. Страшнее всего голод. Птицы этой зимой голодают, потому что осенью прошлого года не было урожая рябины красной, калины, шиповника. Каждому из нас следует развесить кормушки в парках, у себя дома и подкармливать голодающих птиц. Поэтому все ученики нашего класса решили организовать «птичьи столовые». В нашем классе прошёл конкурс на самую оригинальную кормушку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно – практическая работа: "Птицы – наши друзья"»



МКОУ «Нововасильевская ООШ»







Научно – практическая работа







Птицы – наши друзья




Автор:

Фёдоров Ярослав

Ученик 4 класса

Учитель: Батрашева

Кулянда

Мустахимовна

Координатор: Джумалиева А.К.


с. Нововасильево

2014




План


Введение…………………………………………………………………………….3-4

Птицы - бесценный дар небес! …………………………………………………….5-6

Практическая часть....................................................................................................7-8

Заключение. Результаты исследования……………………………………………9

Выводы. Практическое применение……………………………………………….10

Приложение…...…………………………………………………………………….11-15

Актуальность темы. Личное отношение автора к освещенному вопросу………16

Литература……………………………………………………………………………17





























Введение

Вокруг нас огромный мир. Мы не часто обращаем внимание на него. Нам кажется, что мы все знаем об известных  птицах. Но оказывается, мы очень мало знаем о тех, кто живет рядом с нами. Оказалось, что наибольшее количество видов птиц школьники могут назвать по памяти, гораздо меньше – определить по внешнему виду и совсем мало – по голосам. Более половины видов птиц им вообще неизвестны. Школьники в первую очередь вспоминают тех птиц, которых они часто встречают на улицах (воробья, ворону, синицу, голубя).

Дети младших возрастов наиболее близки к природе. Они хотят знать птиц. Этим задачам и должны служить первые книги  о природе, адресованные детям.

Показать, восхитить, заинтересовать – здесь нам могут помочь красочные слайды. Такое знакомство обычно остается в памяти и открывает дорогу к первым знаниям живой природы, где тот же добродушный снегирь, милый чижик и занятной поползень – не просто сумма знакомств-фактов, а птицы, например, зимующие в наших краях... Так шаг за шагом и преподносится гармоничное многообразие мира природы.

Птицы - наши друзья, и им нередко требуется наша помощь, внимание, забота, любовь. Они радуют нас стремительным лёгким полётом, красивым оперением, мелодичным пением.

А какую пользу они приносят нам! Сколько вредных насекомых, гусениц уничтожают наши пернатые друзья. В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Еще осенью на классном часе наша учительница рассказала о том, что в нашей местности на зиму остаются до 30 видов птиц: воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы и другие птицы. Летом их весёлое пение, яркое оперение оживляет природу и радует человека. А сколько пользы приносят птицы! Но с наступлением зимы им приходится очень трудно. Страшнее всего голод. Птицы этой зимой голодают, потому что осенью прошлого года не было урожая рябины красной, калины, шиповника. Каждому из нас следует развесить кормушки в парках, у себя дома и подкармливать голодающих птиц. Поэтому все ученики нашего класса решили организовать «птичьи столовые». В нашем классе прошёл конкурс на самую оригинальную кормушку.













Проблемы проекта:

  1. уменьшение численности зимующих птиц;

  2. снижение интереса общественности к проблеме зимующих птиц.

Цель: воспитание ответственного отношения к природе, к «братьям нашим меньшим».

Задачи:

  1. Создание условий для осмысления связей и отношений между человеком и представителями фауны.

2. Расширение представлений о пернатых друзьях, их важной роли в природе.

3. Побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.

4. Организовать участие в операции «Кормушка» и «Скворечник».

5. Формировать умение работать с учебными и научно-популярными текстами.

Гипотеза:

  1. Увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке, при соблюдении основных правил оказания им помощи.

  2. Возможно, распространение информации о проблеме зимующих птиц, повысит интерес населения к данной проблеме.

Задачи:

    • создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;

    • обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;

    • привлечь общественность к проблеме зимующих птиц;

    • подготовить материал для практического оказания помощи птицам;

    • провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы

Актуальность: птицы – наши друзья, мы должны помочь в зимнее время, так как они приносят пользу нам! Сколько вредных насекомых, гусениц уничтожают наши пернатые друзья.

Используемые методы исследования: наблюдение, анкетирование, исследование, агитация, операция «Кормушка» и «Скворечник»











Птицы - бесценный дар небес!

"ПРИРОДА - БЕСЦЕННЫЙ ДАР, ОДИН НА ВСЕХ"

Со времени появления орнитологии как науки примерно шестьдесят видов птиц исчезло с лица земли, вероятно, не без участия человека. Только немногие были непосредственно массово истреблены, как, например, североамериканский странствующий голубь, который некогда считался одним из самых многочисленных видов. Чаще всего человек разрушал жизненное пространство птиц, привозил с собой собак и крыс в такие природные сообщества, которые не могли справиться с присутствием этих млекопитающих. Свыше 90 процентов уничтоженных птиц были островными видами с небольшим ареалом.

Помочь птицам в такой ситуации - это очень дорого, больше, чем может позволить себе один человек. Поэтому это дело многих людей: сплотиться и действовать сообща, иногда - об этом тоже нельзя умалчивать - принося жертвы. Поэтому первый и самый главный вопрос для охраны природы таков: как собрать как можно больше сторонников для осуществления природоохранных мероприятий? На этот вопрос есть исчерпывающий ответ: прививая любовь к природе с самого раннего детства, потому что в последующие годы этот интерес можно и не разбудить.

Есть несколько советов, как вызвать интерес к птицам и заботиться об их сохранении. Подкармливание зимой птиц в доме и саду не спасет виды, находящиеся под угрозой исчезновения, но это помогает детям наблюдать птиц вблизи и служит реальной помощью птицам.

Кормушку можно купить. Но гораздо интереснее сделать ее самостоятельно, причем в этом может участвовать вся семья. При этом внешний вид самой кормушки второстепенен. Главное, она должна иметь крышу, чтобы защищать корм от дождя и снега, и бортик, чтобы «посетители» не выкидывали лапами пищу из кормушки. Насыпают в нее коноплю, семена подсолнечника, овсяные хлопья, разрезанные пополам яблоки, изюм, очищенный арахис и готовые смеси для птиц. Корм должен быть всегда сухим и доброкачественным. Птицам вредны вареные, соленые блюда и остатки пищи. Кормить птиц нужно регулярно, чтобы они привыкли прилетать к кормушке. Тот, кто хочет, может насыпать корм в кормушку круглый год, но только не во время размножения, так как птицы могут принести сухой корм, например овсяные хлопья, птенцам, что может вызвать у малышей обезвоживание.

Самое главное: кормушку нужно регулярно и тщательно очищать от остатков старого корма, грязи и помета, устранять питательную среду для бактерий и паразитов. Если поблизости от кормушки появляются больные птицы - их можно узнать по тому, что они сидят, нахохлившись и закрыв глаза, - то подкармливание птиц нужно сразу же прекратить, так как кормушка может стать источником инфицирования здоровых птиц. Но если вы не хотите оставить птиц зимой без подкормки, можно или поставить на новое место другую кормушку, или основательно очистить старую. Остатки корма нельзя насыпать в кормушку во второй раз, а сам домик должен быть установлен в недоступном для кошек месте. Например, наше объединение развешивали кормушки на деревьях во дворе школы, чтобы они были под наблюдением.

Если у вас есть сад, сделайте поилку для птиц.

Много радости доставляют птицы, когда они поселяются в самодельных или повешенных собственноручно скворечниках. Приготовив специальные домики в подходящем для этого месте, можно помочь тем видам, которые срочно нуждаются в нашей защите. Скворечник необязательно должен висеть в саду. Если отнести его подальше в лес и повесить в укромном месте, которое известно только вам, можно



рассчитывать на то, что в нем поселятся более пугливые и редкие жильцы, чем если бы скворечник висел в саду.

Большинство знатоков птиц и орнитологов ищут общения с единомышленниками и хотят обмениваться с ними опытом, поэтому сегодня существует много союзов, занимающихся охраной природы: зимой их члены выступают с докладами, летом осуществляется практическая работа по защите окружающей среды или проводятся экскурсии, в том числе далеко за пределы Европы.

Нас тоже интересует вопрос по сохранению птиц зимой, и мы не остаемся к этому равнодушными.

Сохраним птиц зимой!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!




























Практическая часть.

  1. Из чего можно изготовить кормушку?

Мы с мамой и папой сделали кормушку из пластиковой бутылки. В кормушке крыша, чтобы не попадал снег. Кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки.

  1. Чем кормить птиц?

Корм у нас – хлебные крошки, семечки, пшено. А ещё мы взяли сухие ягоды рябины, семечки, зерно, перемешали и залили растопленным жиром. Смесь поместили в холодильник на 2 часа. Когда жир застыл, этот корм выкладывали в кормушку. Её мы укрепили на дереве в саду. В тот же день прилетела первая крупная взрослая синица на разведку. Каждый день мы добавляли в кормушку семечек, булки, творогу, даже остатки геркулесовой каши. Птицы были рады нашему угощению!

  1. Кто же они, гости моей кормушки?

В первый же день к моей кормушке прилетела синица. Сначала она посмотрела по сторонам и только потом попробовала угощение. А позже к моей кормушке стали прилетать синички стайками. Синички кушали всё, кроме пшена. Видно оно им не нравится. Оказывается, синицы сами просили себя так называть. Потому, что они зимой поют: «сии-сии», а летом « си-ни-ца ». Ко мне на кормушку прилетают только большие синицы. А ещё есть синица-лазоревка, московская, хохлатая, гаичка. Я наблюдал за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Сестрички-синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут,





воришка, забияка, драчун. Я с этим согласен. На моей кормушке они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму



переселяются поближе к жилью человека. В отличие от многих птиц, воробьи остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнёзда всегда простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом. В тёплое время питаются насекомыми, приносят тем самым пользу сельскому хозяйству.

Однажды к кормушке прилетел дятел. Дятлов называют лесными докторами. Оказывается, они долбят только поражённые личинками деревья. Крепким, зазубренным длинным язычком они вытаскивают личинок. Меня поразило, что у дятлов клюв служит музыкальным инструментом. И только дятел может сидеть «солдатиком» на дереве, помогая себе упругим хвостом. А ещё у маленьких дятлов с детства мозоли на лапках, потому, что сидят они на твёрдом полу в дупле. Нет у них мягкой подстилки. В брошенных дуплах дятлов с удовольствием селятся другие птицы и животные.

  1. Мои одноклассники – единомышленники.

Мы всем классом решили в школьном дворе покормить птиц. Вместе с учительницей и членами родительского комитета развесили в школьном дворе кормушки, сделанные своими руками совместно с родителями.

На протяжении всей зимы мы наблюдали за птицами и кормили их. А еще мы всем классом развешивали листовки с призывом к жителям села о помощи нашим пернатым друзьям, вели дневник наблюдений за птицами и участвовали в акции «Покормите птиц зимой!



Заключение

Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом – связаны самые поэтичные образы в творчестве народов. Наблюдая пернатых друзей, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародилось у людей при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль и в развитии естественных наук. До сих пор учёные работают над интереснейшей научной проблемой - тайной ежегодных перелётов птиц.

Трудно себе даже представить, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы. Вот почему в нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным для государства делом. Учащиеся 4 класса МКОУ «Нововасильевская ООШ» внесли маленький вклад в это важное дело. Они радовались каждой птичке, прилетевшей на кормушку. А сейчас, когда время идёт к весне, птицы поют свои песенки, которые радуют учащихся. И это мы понимаем так, что они нас благодарят за помощь, которую мы оказали им и они благополучно прожили суровую зиму.

Результаты исследования.

С целью проверки гипотезы№1 мы провели в классе диагностический опрос по теме «Помоги зимующим птицам»

класс

Твоё отношение к проблеме

В начале проекта

В конце проекта

3 класс

положительное отношение

48%

98%

4 класс

участие в акции

25%

100%

На основе результатов проведённого опроса пришли к выводу: распространение информации о проблеме зимующих птиц, различными способами, способствует повышению интереса общественности к данной проблеме, что подтверждает гипотезу № 2.













Сделал выводы:

1)Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

2)Птицы наиболее активны в середине дня (в обеденное время), так как это самое тёплое время суток.

3)Наиболее предпочтительными кормами являются семена подсолнечника, кусочки несолёного сала. Вероятно потому, что эти продукты содержат жиры, которые наиболее ценны и питательны для птиц в холодное время года, так как дают больше всего энергии. Мне понравилось кормить птиц и наблюдать за их поведением. Однажды, когда я вышел посмотреть на птиц поближе, одна синичка села мне на плечо, будто хотела поблагодарить. Это было моё самое яркое впечатление от подкормки птиц.


В результате проведённых наблюдений я научился:

1)Делать кормушку из бросового материала (пластиковой бутылки, коробки из-под сока или молока…), а также прикреплять на кормушке-булавке кусочки сала;

2)Кормить птиц различным кормом;

3)Наблюдать и вести дневник наблюдений;

4)Рисовать птиц.

Я узнал:

1)Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

2)Как различить птиц по окраске;

3)Какие корма предпочитают птицы;













Приложение №1













Приложение №2 Диагностический опрос «Помоги зимующим птицам!»


Какие виды птиц Вам удалось увидеть при подкормке? Отметьте максимальную численность каждого вида за один учёт!

Вид птицы

Кол-во

Вид птицы

Кол-во

Снегирь


Кряква*


Свиристель


Лебедь-шипун*


Большая синица


Зеленушка


Лазоревка


Чайка сизая*


Галка


Чайка озерная*


Грач


Чайка серебристая*


Сорока


Дятел


Серая ворона


Гаичка черноголовая


Домовый воробей


Чиж


Полевой воробей


Щегол


Голубь сизый


Вид не определен


Черный дрозд






* - при подкормке водоплавающих птиц на водоёме



АНКЕТА УЧАСТНИКА ПОДКОРМКИ ПТИЦ

Ф.И.О.


В какой школе Вы учитесь? Класс


Период наблюдений (даты)


Сколько наблюдений Вы провели?


Как подкармливали птиц?

 На кормушке  Без кормушки

 На водоёме

Как часто Вы подкармливали птиц?


Если Вы делали кормушку, то где ее повесили? (село, район и улица)


Чем Вы кормили птиц?




Сколько человек участвовали в подкормке, кроме Вас?


Напишите Ваш адрес с индексом












Приложение №3


Наблюдения за птицами на кормушках.



Цель: изучить зимующих птиц села Нововасильево.

Фамилия, имя, отчество _______________________

___________________________________________

Кружок, школа, класс____________________________________

______________________________________________________

Где проводились наблюдения? село, район _________________

______________________________________________________

Когда проводились наблюдения?___________________________

Описать растительность села, деревья, кустарники

_____________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________





Рисунок/фотография






























































Дневник наблюдений

Дата

Погода

Вид

Описание птицы

Если самец и самка отличаются по внешнему виду, то каждого описать отдельно

Наблюдение за

птицами:

  • поведение птиц;

  • какой корм

предпочитает и т.д.

























































































Актуальность освещенного вопроса.


Тема «Птицы – наши друзья» выбрана мною неслучайно: я очень люблю природу нашего края, люблю животных, птиц. Птицы – существа, которые нашу жизнь оживляют, доставляют огромную радость. Представьте, что вдруг не будет птиц и мы не будем слышать их щебета по утрам, от одной такой мысли становится страшно. Птицы – наши друзья, жизнь без них невозможна. Так давайте будем помогать им, подкармливать их в зимнее время, оберегать их весной и летом, заботиться, а не уничтожать их.
































Литература:



1. Анатолий Онегов «Школа юннатов» .

2. Детская энциклопедия «Что такое, кто такой?»

3.«Книга природы»

4. Журнал «Юный натуралист».

5. Ф.Гинзбург, Я.Гинзбург. Праздник птиц. Йошкар – Ола, 1993.

6. Г.П.Попова. Всё о пернатых Волгоград, 2011.

7. Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя. Москва, 2009

8.Чижевский А.Е. «Я познаю мир»- экология. М., 1999 г.




























Рецензия на исследовательскую работу

ученика 4 класса МКОУ «Нововасильевская ООШ»

Фёдорова Ярослава


Тема представленной работы «Птицы - наши друзья»

Работа содержит 17страниц и приложение-презентацию. Содержание соответствует теме. Тема раскрыта полностью, автор провел исследование по одной из актуальных проблем на сегодняшний день – охрана и защита птиц.

Учащийся знает об экологическом состоянии местности. В работе чётко прописаны методы исследования, цели и задачи.

В основной части представлено научное направление проблемы: защиты птиц-кормушки для птиц, сделанные из пластмассовых бутылок, из коробок из-под натуральных соков с едой для .птиц.

Работа подтверждает , что если каждому человеку сознательно и целенаправленно бороться за жизнь птиц, то можно избежать экологической опасности.

Практическая значимость работы заключается в бережном отношении к природе,в частности, по охране и защите птиц нашего края.





Учитель: Батрашева К.М.

учитель начальных классов

МКОУ «Нововасильевская ООШ»












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно – практическая работа: "Птицы – наши друзья"

Автор: Батрашева Кулянда Мустахимовна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256209

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Программа кружка "Друзья леса""
    ["seo_title"] => string(28) "proghrammakruzhkadruzialiesa"
    ["file_id"] => string(6) "270028"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450973523"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспек урока по литературе  на тему: "Буква ц  и ее работа" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiek-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-bukva-ts-i-ieie-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "241729"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445289427"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация по окр. миру 1 класс "Кто такие птицы?" "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-po-okr-miru-1-klass-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "105680"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402902808"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Технологическая карта ОУД по ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ. Тема : "Почему птицы улетают?""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_oud_po_iestiestvoznaniiu_tiema_pochiemu_ptitsy_uliet"
    ["file_id"] => string(6) "417284"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495360135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства