В основе внеклассного занятия по теме «В мире профессий. Производство в наши дни. Занятие-практикум в пекарне» лежит организация познавательной, исследовательской и творческой деятельности самих учащихся. Данное занятие-практикум проводится в пекарне. Это позволяет учащимся своими глазами увидеть таинственный процесс изготовления хлебобулочных изделий, принять участие в мастер-классе по выпечке хлебных продуктов. Для достижения планируемых результатов в предметном, метапредметном и личностном развитии необходимо максимально задействовать потенциал таких учреждений, как пекарня. Это расширяет возможности школьников для получения образования. Для этого можно использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа – проведение занятия на производстве. Захватывающее путешествие в многообразный мир профессий способствует расширению кругозора школьников, учит их уважать чужой труд. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в работе по профориентации младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "В мире профессий"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТРОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Методическая разработка по профориентации
«В мире профессий.
Производство в наши дни. Занятие-практикум в пекарне»
Автор-разработчик:
Глухих Людмила Евгеньевна,
учитель начальных классов.
Отрок, 2017г
Пояснительная записка
Актуальность: в основе внеклассного занятия по теме «В мире профессий. Производство в наши дни. Занятие-практикум в пекарне» лежит организация познавательной, исследовательской и творческой деятельности самих учащихся. Данное занятие-практикум проводится в пекарне. Это позволяет учащимся своими глазами увидеть таинственный процесс изготовления хлебобулочных изделий, принять участие в мастер-классе по выпечке хлебных продуктов. Для достижения планируемых результатов в предметном, метапредметном и личностном развитии необходимо максимально задействовать потенциал таких учреждений, как пекарня. Это расширяет возможности школьников для получения образования. Для этого можно использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа – проведение занятия на производстве. Захватывающее путешествие в многообразный мир профессий способствует расширению кругозора школьников, учит их уважать чужой труд. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в работе по профориентации младших школьников.
Цель: формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда через участие в различных видах деятельности. Изучение работы предприятия пищевой промышленности, хлебобулочного производства.
Задачи:
познавательные:
- познакомить с процессом организации и работой предприятия пищевой промышленности–пекарней; с оборудованием и технологией выпускаемой продукции;
- активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащихся о профессиях; познакомить с понятием "производство", с видами и категориями производства;
коммуникативные:
- формировать умения работать в группе, прислушиваться к мнению других участников группы;
- научить аргументировать и излагать свою точку зрения;
- способствовать активизации речевой деятельности детей; развивать их связную речь.
регулятивные:
- побуждать учащихся к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения;
- формировать положительную направленность к трудовой деятельности;
- развивать умение учащихся самостоятельно добывать и систематизировать информацию;
- развивать чувство ответственности за качество выполняемой работы;
-развивать творческие способности детей в процессе знакомства с профессиями;
- развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Область применения: данное внеклассное занятие может быть использовано во внеурочной деятельности в работе педагогов общеобразовательных учреждений по профориентации учащихся начальной школы.
Формы и методы реализации: сочетания групповых теоретических и практических занятий – внеклассное занятие в школе; занятие-практикум на производстве. Активные формы обучения: эвристическая беседа, самостоятельный поиск информации из различных источников; выполнение учащимися творческих и исследовательских заданий; работа в группах.
Возрастные группы обучающихся: учащиеся 3-4 класса
Ожидаемые результаты: получение информации о современном мире профессий и производств; приобретение практического опыта проведения исследовательской деятельности на производстве; приобретение практического опыта по использованию имеющихся знаний, умений и навыков в работе со сверстниками.
Структура внеклассного занятия
«В мире профессий. Производство в наши дни.
Занятие-практикум в пекарне»
I. Подготовительный этап. Организация деятельности учащихся в школе на внеклассном занятии. Знакомство с темой «Мир профессий. Производство».
Цели данного этапа:
- выявить у учащихся уже имеющиеся знания о профессиях;
- познакомить учащихся с разнообразным миром профессий;
- познакомить учащихся с понятием "производство", с видами и категориями производства;
- формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
1) Этап актуализации знаний учащихся.Эвристическая беседа.
Методом эвристической беседы выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях; обсудить основные признаки профессии: подвести учащихся к выводу о том, что профессия – род трудовой деятельности.
2) Самостоятельный поиск информации из различных источников.(разделить учащихся на группы и раздать задания можно заранее).
Учитель предлагает учащимся разделиться на 4 группы, так как каждая группа будет работать над своим заданием.
Задания для групп:
Первая группа: работа со словарем и другими источниками.
Цель: выяснить значение и познакомить других учащихся с такими понятиями как
- профессия
- производство
- техника безопасности
- производственная санитария
- пожарная безопасность
- охрана труда
Вторая группа: сделать краткие сообщения о профессиях.
Цель: познакомить учащихся с разнообразным миром профессий.
Третья группа: сделать краткие сообщения о производствах.
Цель: познакомить учащихся с видами и категориями производств.
Четвёртая группа: сделать краткое сообщение по технике безопасности и правилам гигиены при посещении производства.
Цель: познакомить учащихся с техникой безопасности и правилами гигиены при посещении и работе на производстве.
Особое внимание обращается на технику безопасности на объектах пекарни.
3) Коммуникационный процесс.
Цель: расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Обмен полученной информацией между группами с целью ознакомления всех учеников. Также учащиеся знакомятся с сайтом пекарни , если он имеется и планируют свой маршрут до пекарни.
II. Этап продуктивного освоения знаний. Организация деятельности учащихся на производстве – в пекарне.
Для экскурсии-занятии в пекарне учащиеся объединяются в 4 группы (договорённость о разделении детей на 4 группы можно осуществить заранее с организаторами экскурсии. Количество групп можно изменить). Каждая группа будет работать со своим вариантом задания. Учащиеся заранее не должны знать содержание заданий.
Оборудование: маршрутные листы, листы с заданиями для 4 групп, клипборды.
1) Каждая рабочая группа получает маршрутный лист и лист с заданиями.
2) Учащиеся расходятся на экскурсию, где выполняют задания.
Маршрутный лист по цехам пекарни для группы №1
1. Вы получили задание, выполните работу в своей группе.
2. Опираясь на заполненный лист с заданиями, подготовьте краткое сообщение о том, как называются цеха в пекарне, какие виды работ выполняют в цехе и, как называются специалисты цеха.
3. Посетите мастер-класс по выпечке хлебобулочного изделия.
4. Попробуйте фирменную продукцию на дружном чаепитии.
5. Сообщите информацию, полученную в пекарне другим группам (на занятии в классе).
6. Подумайте и расскажите о затруднениях, которые возникали в процессе выполнения работы. Чему научились? Какой опыт приобрели?
7. Каждый участник группы должен оценить свой вклад в работу группы на листе самооценки. Отметь «своё» место на «линейке».
8. Выполните индивидуальное задание.
9. После посещения пекарни выполните творческое задание (по выбору):
Нарисуй обложку книги «Кулинарные блюда из муки».
Испеки с мамой или бабушкой кексы или печенья и угости товарищей в классе.
Напиши сочинение «Моё впечатление от посещения и работы в пекарне».
Нарисуй эскиз украшения торта.
Создай буклет или презентацию «Мои любимые кулинарные рецепты».
Задание для группы №1
Проведите исследование цехов пекарни и заполните таблицу.
Название цеха
Какой вид работы выполняют в цехе
Специалисты цеха
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Маршрутный лист по цехам пекарни для группы №2
1. Вы получили задание. Выполните работу в своей группе.
2. Опираясь на заполненный лист с заданиями, подготовьте краткое сообщение о том, как называются цеха в пекарне, какое оборудование необходимо для данного цеха, и какую функцию выполняет данное оборудование.
3. Посетите мастер-класс по выпечке хлебобулочного изделия.
4. Попробуйте фирменную продукцию на дружном чаепитии.
5. Сообщите информацию, полученную в пекарне другим группам (на занятии в классе).
6. Подумайте и расскажите о затруднениях, которые возникали в процессе выполнения работы. Чему научились? Какой опыт приобрели?
7. Каждый участник группы должен оценить свой вклад в работу группы на листе самооценки. Отметь «своё» место на «линейке».
8. Выполните индивидуальное задание.
9. После посещения пекарни выполните творческое задание (по выбору):
Нарисуй обложку книги «Кулинарные блюда из муки».
Испеки с мамой или бабушкой кексы или печенья и угости товарищей в классе.
Напиши сочинение «Моё впечатление от посещения и работы в пекарне».
Нарисуй эскиз украшения торта.
Создай буклет или презентацию «Мои любимые кулинарные рецепты».
Задание для группы №2
Проведите исследование цехов пекарни и заполните таблицу
Название цеха
Как называется оборудование в цехе
Для чего предназначено данное оборудование
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Маршрутный лист по цехам пекарни для группы №3
1. Вы получили задание. Выполните работу в своей группе.
2. Опираясь на заполненный лист с заданиями, подготовьте краткое сообщение о том, как называются профессии хлебопекарного производства, какие виды работ выполняют эти специалисты и какие профессионально важные качества требуются для успешной работы.
3. Посетите мастер-класс по выпечке хлебобулочного изделия.
4. Попробуйте фирменную продукцию на дружном чаепитии.
5. Сообщите информацию, полученную в пекарне другим группам (на занятии в классе).
6. Подумайте и расскажите о затруднениях, которые возникали в процессе выполнения работы. Чему научились? Какой опыт приобрели?
7. Каждый участник группы должен оценить свой вклад в работу группы на листе самооценки. Отметь «своё» место на «линейке».
8. Выполните индивидуальное задание.
9. После посещения пекарни выполните творческое задание (по выбору):
Нарисуй обложку книги «Кулинарные блюда из муки».
Испеки с мамой или бабушкой кексы или печенья и угости товарищей в классе.
Напиши сочинение «Моё впечатление от посещения и работы в пекарне».
Нарисуй эскиз украшения торта.
Создай буклет или презентацию «Мои любимые кулинарные рецепты».
Задание для группы №3
Проведите исследование цехов пекарни и заполните таблицу.
Профессии хлебопекарного производства
Виды выполняемых работ специалистами
Какие профессионально важные качества требуются для успешной работы?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Маршрутный лист по цехам пекарни для группы №4
1. Вы получили задание. Выполните работу в своей группе.
2. Опираясь на заполненный лист с заданиями, подготовьте краткое сообщение об этапах процесса изготовления хлебобулочного изделия, какие специалисты участвуют в изготовлении этого изделия и, какой вид работы выполняют специалисты этих профессий.
3. Посетите мастер-класс по выпечке хлебобулочного изделия.
4. Попробуйте фирменную продукцию на дружном чаепитии.
5. Сообщите информацию, полученную в пекарне другим группам (на занятии в классе).
6. Подумайте и расскажите о затруднениях, которые возникали в процессе выполнения работы. Чему научились? Какой опыт приобрели?
7. Каждый участник группы должен оценить свой вклад в работу группы на листе самооценки. Отметь «своё» место на «линейке» 8. Выполните индивидуальное задание.
9. После посещения пекарни выполните творческое задание (по выбору):
Нарисуй обложку книги «Кулинарные блюда из муки».
Испеки с мамой или бабушкой кексы или печенья и угости товарищей в классе.
Напиши сочинение «Моё впечатление от посещения и работы в пекарне».
Нарисуй эскиз украшения торта.
Создай буклет или презентацию «Мои любимые кулинарные рецепты».
Задание для группы №4
Проведите исследование цехов пекарни и заполните таблицу.
Этапы процесса изготовления хлебобулочного изделия
Какие специалисты участвуют в изготовлении хлебобулочного изделия
Виды работ, которые выполняют специалисты этих профессий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
III. Заключительный этап. Организация деятельности учащихся в школе на внеклассном занятии по итогам занятия-практикума. Рефлексия.
1) Отчёты групп. Опираясь на заполненный лист с заданиями, группы учащихся сообщают информацию, которую узнали на экскурсии в пекарне. Рассказывают о затруднениях, которые возникли в их группе в процессе выполнения работы; чему научились, какой опыт приобрели.
2) Рефлексия. Каждый участник группы по листу самооценки оценивает свой вклад в работу группы.
3) Выполнение индивидуального задания. Для закрепления материала каждый учащийся самостоятельно выполняет индивидуальное задание, выбирая себе уровень сложности (базовый, повышенный, высокий).
4) Учащиеся (по выбору) выполняют творческое задание:
Нарисуй обложку книги «Кулинарные блюда из муки».
Испеки с мамой или бабушкой кексы или печенья и угости товарищей в классе.
Напиши сочинение «Моё впечатление от посещения и работы в пекарне».
Нарисуй эскиз украшения торта.
Создай буклет или презентацию «Мои любимые кулинарные рецепты».
Индивидуальное задание
Задание базового уровня сложности
«Названия цехов и фотографии выполняемых работ специалистами, перепутались. Найди соответствия» 1________2_______3______4________»
Фото выполняемых работ специалистами
Название цеха
1
В) Цех по замешиванию теста
2
Г) Цех по упаковке изделий
3
А) Цех украшения готовой продукции
4
Б) Цех формирования изделий
Индивидуальное задание
Задание повышенного уровня сложности
Фото оборудования
Напиши его название
Назначение
(для кого вида технологической операции применяется)
Сайт для детей и их родителей. Детям о профессиях.
http://www.examen.ru/add/manual/spisok-professiy Список профессий
и специальностей, виды профессий.
http://etoklevo.ru/ Что такое профессия? Какие бывают профессии?
Аннотация
Внеклассное мероприятие «В мире профессий. Производство в наши дни. Занятие-практикум в пекарне» описывает методику подготовки и проведения теоретического и практического занятия по профориентации младших школьников. Методическая разработка внеурочной деятельности содержит описание организации деятельности учащихся в школе по ознакомлению младших школьников с огромным миром профессий и на производстве – в пекарне, где учащиеся выполняют исследовательскую работу и знакомятся с процессом организации работы на предприятии пищевой промышленности. Такое занятие-практикум позволяет ученикам начальных классов стать активными субъектами в процессе знакомства с миром профессий и труда. Данное внеклассное занятие может быть использовано в работе педагогов общеобразовательных учреждений по профориентации учащихся начальной школы.