Согласно требованиям ФГОС и составленному наставником метоплану, с целью повышения квалификации стажёра по вопросам ФГОС (Приложение 1,Таблица №1) была проведена консультация по Теме: «Проектирование урока с точки зрения научно – методического сопровождения введения ФГОС»
Краткая информация о преподавателе, его опыте, связанном с темой консультации представлена в критерии №1.
«Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность»
(Г. С. Батищев)
Целевая установка, вопросы Деятельность наставника |
Деятельность стажёра | Этапы | Ожидаемые результаты |
1. Знаете ли вы цель обучения? | ( Ответ: дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям) | Целеполагание | Содержание преемственности, наличие целевых ориентиров, чёткое представление о результатах своего предмета |
Что такое способ действий в обучении? | (Система операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют, таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий) | Проблемный вопрос | Понять и осознать планируемые результаты |
Какая основная задача работы учителя по ФГОС? | (Выявление (рождение, создание, проектирование, исследование) способа действия (например, способ определения части речи). Способ – последовательность практических действий. | Актуализация | Понять и осознать планируемые результаты |
С точки зрения деятельностного подхода, что имеет особое значение в обучении? | (Мотив (сознательность действия, деятельности); субъект деятельности; метод проектирования; коммуникация субъектов образовательного процесса; рефлексия деятельности, действия. | Мотивация | Умение разработать учебную программу с конкретными видами деятельности учителя и учащихся. |
Давайте вспомним основные теоретические моменты из концепции по программы ПНШ, которые использую в моей работе: Л. С. Выготский. Развитие интеллекта ребёнка происходит через зону ближайшего развития, когда ребёнок умеет что – то делать лишь в сотрудничестве со взрослым, а лишь затем на уровень актуального развития, когда это действие он может выполнить самостоятельно. - как ВЫ понимаете сказанное Л. С. Выготским?
| Начинающий учитель: - Тогда процесс постановки учебной задачи имеет свою структуру? Читает текст представленный на слайде. Л.С. Выготский. Для того, чтобы деятельность ученика оказывала наибольшее влияние на его развитие, нужно, чтобы он – этот ученик – был не только (и не столько) объектом обучающих и воспитывающих воздействий учителей, сколько субъектом всей этой деятельности. Это значит, что учащиеся по мере взросления должны принимать всё большее участие в определении целей и непосредственно задач своей деятельности, в планировании этой деятельности, в её проведении, контроле, оценке, учёте результатов и коррекции её хода. | Главная мысль. Анализ и разбор материала | Умения учителя проектировать уроки в системно - деятельностном подходе. |
Да, процесс с постановки учебной задачи имеет свою структуру: Создание ситуации успеха. Создание ситуации разрыва. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. Рефлексия. | Заполняет карту урока основных действий совместной деятельности. | Анализ и разбор материала | Умения учителя проектировать уроки в системно - деятельностном подходе. |
Урок начинается с ОЦЕНКИ того, что ученик может, создаётся ситуация успеха через личностную мотивацию . В этом блоке важным моментом является именно мотивации . | Заполняет карту урока основных действий совместной деятельности | Анализ и разбор материала | Умения учителя проектировать уроки в системно - деятельностном подходе. |
Следующим шагом является ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, которое может выполнить КАЖДЫЙ ребёнок, т. е. урок не должен начинаться со словесных воспоминаний. | Заполняет карту урока основных действий совместной деятельности | Анализ и разбор материала | Умения учителя проектировать уроки в системно - деятельностном подходе. |
Только после выполнения практического задания идёт РЕФЛЕКСИЯ способа и обсуждение того, что сделано. Это принципиальное отличие от традиционного урока. | Заполняет карту урока основных действий совместной деятельности | Анализ и разбор материала | |
- Итак, попробуйте выделить самое основное, каким должен быть современный урок? | - Рождение любого урока начинается с осознания идеи СДП – логика построения урока; правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели; а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. | Самоконтроль Проверочные вопросы | |
Что понравилось? Интересно? Полезно? Что нового узнал наставник? Что получилось? Что ещё хотел бы узнать? | Даёт ответ. Делится впечатлениями. | Рефлексия | |
Наставник комментирует совместную работу. Что получилось? Удалось ли достичь цели консультации. Подводит итоги. | Дополняет. Выводы, которые записывает стажёр в «Дневник начинающего педагога»: «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
| Выводы | |
К следующей консультации построить сравнительный анализ традиционного урока и урока нового типа. Рекомендации наставника после беседы и вопросов стажёра. | Записывает Д./З. | Задание начинающему учителю к следующей консультации | Умения учителя проектировать уроки в системно - деятельностном подходе |
На следующей консультации мы рассмотрим вопрос: «Урок как акт учебной жизнедеятельности». Сообщает список рекомендуемой литературы. | Записывает список рекомендуемой литературы | Перспектива следующего занятия. | |