Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов»
I. Актуальность и перспективность опыта.
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Основной целью современного российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, обладающего гибкими метапредметными и личностными навыками. Именно на это нацеливают нас федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего образования второго и третьего поколения, реализация которых предусматривает единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования, реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
На современном этапе учитель стоит перед непростым выбором: как учить? Какие методы, технологии, приёмы использовать?
Пирамида обучаемости учебного материала:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов»»
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 13»
Торбеевского района Республики Мордовия.
Лукиной Надежды Алексеевны
Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение последних трёх лет – «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
I. Актуальность и перспективность опыта.
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Основной целью современного российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, обладающего гибкими метапредметными и личностными навыками. Именно на это нацеливают нас федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего образования второго и третьего поколения, реализация которых предусматривает единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования, реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
На современном этапе учитель стоит перед непростым выбором: как учить? Какие методы, технологии, приёмы использовать?
Пирамида обучаемости учебного материала:
Лекция – 5%.
Прочитанное – 10%.
Услышанное и прочитанное – 20%.
Совместное обсуждение в группе – 50%.
Непосредственное участие в деятельности – 75%.
Обучение других – моментальная польза обучения – 90%.
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные средства обучения в соответствии с программой и поставленными задачами.
Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особенное место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение в основной и среденей школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы, решающей задачи осуществления требований государственного образовательного стандарта.
В частности, следует обратить внимание на проблемные точки читательской грамотности в рамках международного исследования PISA, которое осуществляется во всех российских регионах в течение 2019–2024 годов. В ходе проведения данного исследования грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста (как его формы, так и содержания).
II.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества образования. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Третьим условием становления данного опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю новыми образовательными стандартами и современным обществом, которые обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации технологий педагогической деятельности.
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.
Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас обучающихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
В связи с этим в числе самых важных и актуальных навыков XXI века сейчас называют функциональную грамотность, частью которой является читательская грамотность.
Под функциональной грамотностью понимают уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность – способность обучающихся к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, для развития своих знаний и возможностей.
Задания на оценку гибких компетенций, связанных с личностными качествами обучающихся, их социальными навыками, уже присутствуют в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку и литературе, во всероссийских проверочных работах, однако необходимы дальнейшие шаги в этом направлении.
Своеобразие и новизна.
Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер.
Педагогический опыт формировался в условиях создания ситуации успеха обучаемого на основе доброжелательного, уважительного отношения к личности ребенка, внимания к его внутреннему миру, взаимопомощи и поддержки со стороны педагогического и ученического коллектива.
В процессе накопления опыта происходило усовершенствование, рационализация отдельных сторон педагогической деятельности. Выбор и апробация на практике новых технологий индивидуальной работы.
Эвристика - разработка новых средств и правил их применения.
Открытие – выводы по использованным технологиям, постановка и решение новых педагогических задач.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть востребованными и успешными.
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной и средней школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС ООО и СОО второго поколения и обновленного ФГОС ООО, утвержденного Минпросвещения РФ 31 мая 2021 года.
III. Наличие теоретической базы опыта.
В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия. В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методические пособия:
- все учебники русского языка и литературы, входящие в Федеральные перечни учебников, рекомендованные (допущенные) Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2022/2023 учебный год.
- все примерные образовательные программы по предметам, а с 2022-2023 учебного года примерные образовательные программы на платформе «Конструктор РП».
А так же следующие теоретические и практические материалы:
Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова ; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
Игнатьева, Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 162-172.
Кириллова, О. А. Кейс-технология как средство развития функционально-графической грамотности учащихся / О. А. Кириллова, М. Ю. Пермякова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 246-248.
Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.
Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции.- 2020. - № 1 (40). - С. 123-126.
Лысова, О. В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // . - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 22-27.
Медеубаева, К. Т. Педагогические условия формирования функциональной грамотности учащихся / К. Т. Медеубаева // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: терия и практика : сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». - 2019. - С. 63-66.
Семенова, И. В. Адаптивно-инновационные педагогические технологии в формировании функциональной грамотности школьников / И. В. Семенова, О. А. Казарова ; научный редактор Н. О. Берая // Избранные вопросы науки XXI века : сборник научных статей. - Москва, 2019. - С. 42-46.
Обращалась к опыту своих коллег, изучала опыт педагогов других школ, знакомясь с ним в Интернете, читала журналы «Русский язык в школе» «Литература в школе», журнал «Народное образование РМ».
Большую помощь в теоретическом обосновании темы оказали курсы повышения квалификации
IV. Технология опыта.
Современным образовательным технологиям должны быть присущи определённые характеристики:
- гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования;
- эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать положительные результаты;
- наукоёмкость: технологии должны иметь серьёзное научное обоснование;
- универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
- интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять друг друга.
Педагогическая технология по определению В. М. Монахова – «это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».
Инновационные образовательные технологии обеспечивающие формирование функциональной (читательской) грамотности.
1.Прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Я предлагаю вам сейчас побывать в роли 9-классников, сдающих ОГЭ. Прослушаем текст и попытаемся определить количество микротем и сформулировать их. Сложно?
- Слушаем текст второй раз и попробуем сейчас , используя прием фишбоун, определить тему, проблему и микротемы прослушанного текста по опорным вопросам в схеме.
Текст изложения «Каждый ищет свое место в жизни».
(1)Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. (2)Это естественно. (3)Только вот как он находит своё место? (4)Какими путями идёт к нему? (5)Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? (6)Вопрос чрезвычайно важный.
(7)Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно. (8)Лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу": слов нет. (9)Себялюбцы вызывают чувство осуждения. (10)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (11)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. (12)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(13) Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (14)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (15)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.
Образец сжатого изложения
Каждый человек ищет место в жизни, что естественно. Только вот как он находит своё место и путь к нему? Какие моральные ценности важны для него? Вопросы чрезвычайно важные.
Многие не признаются в том, что из-за ложного чувства собственного достоинства мы иногда поступаем неправильно. Не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу". Себялюбцы осуждаются, однако не лучше и те, кто растрачивает своё достоинство напрасно. В жизни каждого человека бывают моменты, когда он обязан проявить самолюбие, и сделать это непросто.
Истинная цена человека рано или поздно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый человек есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.
2.Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.
Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её.
Использование этого метода способствует:
обучению,
концентрации,
запоминанию,
мышлению.
Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.
С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.
В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
2.Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
3.На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
4.Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы
Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Значение в образовательном процессе.
формировать все виды УУД;
диагностировать сформированность УУД;
изучать предметное содержание;
диагностировать сформированность
предметных ЗУНов;
визуализировать процессы мышления;
визуализировать способы деятельности;
организовывать учебно-познавательную
деятельность;
управлять учебно-познавательной
деятельностью;
изучать личности учеников;
систематизировать и обобщать
предметное содержание;
готовиться к итоговой аттестации;
познавать себя;
планировать и регулировать свою
деятельность.
Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
Адаптироваться к условиям ЕГЭ
Задействовать оба полушария головного мозга
Повышать работоспособность
формировать общеучебные умения и навыки:
запоминание информации при быстром и полном обзоре темы,
конспектирование или составление аннотаций письменных текстов,
создание конспектов лекций, докладов, выступлений,
написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций.
осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
формировать орфографические и пунктуационные навыки
обогащать словарный запас
повышать результативность
Данный метод дает возможность учителю:
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность
изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений
корректировать знания
Метод интеллект- карт можно использовать на разных типах и формах урока:
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы подготовка проекта, презентации
аннотирование
конспектирование
Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
3.Прием «Плюс-минус-интересно».
Этот приём используется на всех этапах урока.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
П (плюс)
М (минус)
И (интересно)
П (плюс)
М (минус)
И (интересно)
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Практическое задание участникам мастер-класса: заполнить таблицу по ходу работы мастер-класса (приложение 1)
4.Мотивация учения. Приём «Верите ли вы …»
1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?
3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?
5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?
Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?
Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, он связывает разрозненные факты в единую картину; систематизирует уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
3.Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
5.«Кластер».
Описание приёма:
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Цель приёма:
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Как применяется на уроке:
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.
Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.
Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.
Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).
Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.
В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем. (приложение 2)
5.Приём «Автор».
Этот приём используется на мотивационно-целевом этапе урока.
Ученикам предлагаются следующие ситуации:
- Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили эту тему урока?
- Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
- Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему?
6. Приём «Оратор».
За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
В качестве психологической разгрузки участникам мастер-класса предлагается разделиться по парам и убедить друг друга в том, что иногда педагогам необходимо брать небольшой очередной отпуск в течение учебного года.
7.Приём «Синквейн».
Обычно используется на этапе рефлексии.
Синквейн – приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Синквейн – это стихотворение без рифмы, состоящее из 5 строк.
Пошаговое описание приёма:
1. Знакомим учащихся с правилами составления синквейна
2. Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определённую тему
3. Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов
Правила составления синквейна:
1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным)
2. Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательные)
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
4. Четвёртая строка – фраза из четырёх-пяти слов, выражающее отношение к теме (разные части речи)
5. Пятая строка – вывод в одно слово (обощающее понятие, синоним)
Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Называется тема для синквейна. Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым будут оба согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа может познакомиться с парными синквейнами.
ПРИМЕР.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Синквейн.
1. Тучи
2. Блуждающие, бездомные (холодные, свободные)
3. Странствуют, мчатся, плывут
4. Блуждающие тучи странствующие по свету
5. Печаль
V.Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей является применение инновационных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения читательского интереса, уровня читательской грамотности и эффективности обучения.
На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся.
VI.Оптимальность и эффективность средств.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
Главным условием организации и проведения уроков является личность учителя, способного увлечь учащихся учебным материалом, поставить в ситуацию размышления, вызвать потребность в овладении новыми учебными навыками.
VII.Результативность опыта.
При изучении степени удовлетворённости выявлены следующие результаты:
Рост качества знаний.
Активность во внеурочной деятельности.
Развитие коммуникативных способностей.
Повышение мотивации к обучению.
Появление уверенности в себе.
Готовность и желание выполнять дополнительные задания.
Принятие правил сотрудничества и взаимопомощи.
Успешное выполнение заданий, требующих классификации, обобщения, систематизации материала.
Я убедилась, что использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение инновационных образовательных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
-расширять кругозор обучающихся;
-формировать читательскую грамотность разного уровня в зависимости от способностей обучающихся;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся;
- формировать элементы информационной и читательской культуры;
- прививать навыки рациональной работы с текстами разной сложности;
- поддерживать самостоятельность в работе обучающихся при выборе оптимального хода решения задания;
- идти в ногу со временем.
Опыт работы показывает, что использование инновационных технологий в обучении предметам гуманитарного цикла позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, формировать положительную мотивацию к обучению, развивает творческие способности учащихся, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Это, в свою очередь, обеспечивает повышение качества знаний по предмету.
Повышение качества коммуникативной подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности, зафиксирован рост активности обучающихся на уроках и во внеурочной познавательной деятельности, рост числа участников и призеров предметных олимпиад.
Последние три года в моих классах наблюдается положительная динамика качества знаний по русскому языку – 80%; по литературе-100%; обученность по предметам составляет 100 %.
Результаты системной работы с одаренными детьми, проявляющими интерес к русскому языку следующие:
Многие учащиеся к конкурсам и олимпиадам относятся очень серьезно, о чем свидетельствуют их победы. Все это приводит к высокой степени самостоятельности учащихся, к поисковой и познавательной деятельности и раскрытию потенциала детей.
Как положительная динамика успеваемости по предмету - результат ЕГЭ в 2019 году, где средний балл по классу- 64,5 при результатах по району - 59,7 и по республике - 61,7 баллов. ЕГЭ 2022 год- качество знаний- 100%, ОГЭ 2022 год качество знаний -46 %.
VIII. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Отбор текстов для чтения и анализа.
Выбор методов и приёмов для аналитической работы с текстом, способствующих развитию интереса обучающих.
Умение найти самый нужный приём и метод.
IX. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, но и оставлял след в сердцах моих учеников, заставляя о задуматься о вечных нравственных ценностях.
Данный педагогический опыт может быть адресован не только учителям-словесникам , но и всем учителям, кто сейчас работает по новым образовательным стандартам, использует инновационные педагогические технологии на уроках и во внеурочной деятельности с целью успешного формирования функциональной грамотности обучающихся.
В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы, района, педсоветах, методических семинарах, мастер-классах на курсах повышения квалификации в ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «ПЕДАГОГ 13.РУ».
При участии в конкурсе педагогического мастерства мной был проведен мастер-класс для педагогов района на тему «Формирование читательской грамотности обучающихся среднего и старшего звена посредством использования инновационных технологий.
Опыт работы был обсужден на заседании ШМО учителей-словесников, получил положительную оценку и рекомендован для размещения на сайт образовательного учреждения. С публикацией о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на личном сайте учителя, на сайте ОУ.
X. Наглядное приложение.
Мой опыт работы, приложения к опыту, открытые уроки и внеклассные мероприятия представлены в сети Интернет: