Конкурс вежливости
«СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ЗДРАВСТВУЙТЕ».
Действующие лица: ведущий, председатель жюри, команды ребят. Капитан ко-
манды «Трям, здравствуйте!», капитан команды «Солнышко», члены жюри, маль-
чик из зала, болельщики.
В зале двумя группами сидят болельщики. В первом ряду – члены жюри. На
сцене – две команды. Появляется ведущий.
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Приветствую вас на конкурсе вежливости
«Спасибо, пожалуйста, здравствуйте!» Позвольте представить со-
ревнующиеся команды: «Солнышко» и «Трям, здравствуйте!» Сейчас
они сами о себе расскажут и поприветствуют вас!
Капитан команды «Трям, здравствуйте!»:
Ты, Рядом я! Получились Мы, и «ТРЯ Мы» приветствуют своих сопер-
ников:
Хорошего желаем вам,
Вы победить старайтесь.
Но если выиграем мы,
На нас не обижайтесь!
Мы хотим спеть нашу командную песню (поют).
Приветствуем всех, здесь присутствующих! Здравствуйте!
Ведущий: Спасибо! А теперь слово команде «Солнышко».
Капитан команды «Солнышко»:
Наш девиз: «Светить всегда, светить везде, светить на радость
людям!» Приветствуем наших болельщиков и всех, кто находится в
зале. Здравствуйте! А теперь мы споём песню нашей команды (поют).
Ведущий: Кто же будет оценивать сегодняшний конкурс? Кто уже выставил пер-
вые отметки? Конечно же, наше замечательное жюри. Это и учителя, и
родители (представляет). А теперь – разминка. Я буду говорить пер-
вую часть пословиц, а команды должны по очереди их заканчивать. За
правильный ответ команды получат один балл. Итак, готовы?
Капитаны (вместе): Да!
Ведущий: С поклону голова…
Ребёнок из команды «Трям, здравствуйте!»… Не заболит.
Ведущий: От вежливых слов…
Ребёнок из команды «Солнышко»… язык не отсохнет.
Ведущий: Честное слово и буйную голову…
Ребёнок из команды «Трям, здравствуйте!»… смиряет.
Ведущий: В чужом доме не будь приметлив, а будь…
Ребёнок из команды «Солнышко»… приветлив.
Ведущий: Где посадят, там сиди, а где не велят, там …
Ребёнок из команды «Трям, здравствуйте!»… не гляди.
Ведущий: Говорить не думая, что стрелять …
Ребёнок из команды «Солнышко»… не целясь.
Ведущий: Молодцы, ребята! Пока наше жюри выставляет оценки, я приглашаю
выступить одного из победителей конкурса стихов.
На сцену выходит победитель конкурса стихов «Спасибо, пожалуйста, здрав-
ствуйте!» Читает любое стихотворение. Председатель жюри сообщает, сколь-
ко получают команды на разминку.
Ведущий: Наши команды, приветствуя всех, сказали: «Здравствуйте!» А знаете
ли вы, что в разных странах люди приветствуют друг друга по-разно-
му? Знаете ли, как приветствуют друг друга индейцы? (вызывает
мальчика из зала)
Мальчик поднимается на сцену, садится на пол и снимает обувь.
Ведущий: А вот как приветствуют друг друга в Японии.
Мальчик демонстрирует низкий, средний и маленький поклоны.
Ведущий: А посмотрите, как это делают тибетцы.
Мальчик правой рукой снимает шляпу, левую руку кладет за ухо и высовывает
язык. Уходит.
Ведущий: Сейчас настало время для конкурса «Обращение». Вот вам моё зада-
ние: узнайте у жюри, сколько времени. Обсудите в командах задание, а
затем выполняйте.
Команды, посоветовавшись, отправляют своих представителей к жюри. Выпол-
няют задание.
Ведущий: А теперь возьмите по карточке. (Предлагает капитанам выбрать кон-
верт с карточкой). Прочтите задание.
Ребёнок из команды «Трям, здравствуйте!»…
Мы должны спросить, как пройти в музей.
Ребёнок из команды «Солнышко»…
Мы должны позвонить по телефону и попросить, чтобы позвали Ни-
колая Викторовича.
Представители команд выполняют задание.
Председатель жюри:
Мы хотели бы спросить у болельщиков, какие у них есть замечания по
конкурсу «Обращение»?
Болельщики объясняют, какие ошибки допустили команды. Жюри выставляет
оценки.
Ведущий: А теперь конкурс для болельщиков. Болельщики! У вас есть возмож-
ность помочь вашим командам: они за правильные ответы своих бо-
лельщиков получат дополнительные очки. Итак, кому на Руси говори-
ли: «Хлеб да соль?»
Болельщики: Обедающим.
Ведущий: Чай да сахар?
Болельщики: Пьющим чай.
Ведущий: Море под коровой?
Болельщики: Доярке.
Ведущий: С двумя полями сжатыми, с тремя засеянными?
Болельщики: Заканчивающему жатву.
Ведущий: Улов на рыбу?
Болельщики: Рыбаку.
Ведущий: Спорынья в квашу?
Болельщики: Тому, кто месит тесто.
Ведущий: Молодцы. Пока жюри подводит итог, приглашаю участников
конкурса стихов прочесть стихотворения (варианты см. в При-
ложении).
На сцену выходит участник конкурса стихов. Читает стихотворение.
Ведущий: Следующий конкурс «Тактичность». (Подаёт капитанам кон-
верты с заданием). Команды должны показать друг другу сцен-
ки. Надо объяснить, что в показанной сценке неправильно и ис-
править ошибки.
Командам можно предложить разыграть следующие сценки:
1. Ира пришла в гости и сказала: «Ой, попугайчик! У меня тоже был такой,
только помер. Они долго не живут, нежные очень».
2. Катя вошла в класс. Глаза у нее красные. «Что с тобой? Давай выкладывай,
мы ведь друзья. Что у тебя стряслось?» – закричали все в классе.
Пока команды репетируют, с болельщиками проводится игра «Какие мы?»
Игра «Какие мы». У ведущего в руках карточки с надписями: «Шумные»,
«Весёлые», «Воспитанные» и др. Он спрашивает у девочек: «Какие у нас мальчи-
ки?», после чего протягивает девочкам веер из карточек так, чтобы не было видно
надписей. Кто-нибудь из девочек вытаскивает карточку, читает и объявляет, какие
же мальчики. Аналогично игра проводится с мальчиками.
Ведущий шутливо комментирует происходящее. Команды разыгрывают
сценки. Затем высказывают своё мнение о том, правильно ли поступили герои
сценки, в чём их ошибка. Жюри объявляет итог конкурса «Тактичность» и общий
итог.
Ведущий: Следующий конкурс называется «За столом». Для начала
предлагаю вам послушать один репортаж. (Включает магнито-
фон. Звучит запись репортажа «За столом»).
Репортаж «За столом». Все за столом. Жаль, что вы не видите вдохновенные
лица едоков. Приходит в движение посуда, тарелки становятся летающими. Бах!
Кто-то упал со стула, не выдержав напряжения момента. «А-а-а!» - в ужасе кричит
Милочка, закрывая лицо руками. С другого конца стола, налегая на него всем те-
лом, тянется воспитанный мальчик Стас с грозным оружием – вилкой в руках.
Опасный момент! Рывок! Уф! Опасность миновала. Милочка цела, а ведь вилка
была направлена ей прямо в глаз! Но Стас виртуозным движением зацепил лако-
мый кусочек мяса и тянет его через весь стол. Неся свою добычу, он опрокидыва-
ет соусник и залезает рукавом в салат. Вот уже засунул в рот весь кусок мяса и по -
ловину вилки. Мо-ло-дец! Шпагоглотатель! Коля судорожно сжимает в кулаке
ложку, словно кувалду, которой он сейчас забьёт сваю. Что он делает? Пытается
выловить ложкой из банки скользкую рыбку! Такой манёвр! Ай-ай-ай! Коля роня-
ет её в мороженое. Оригинальное блюдо – рыба с мороженым. Приятного аппети-
та, Коля!
- А теперь задание: составьте правила поведения за столом.
Команды приступают к выполнению задания. В это время болельщики от-
гадывают по плакату меню Петра 1.
На плакате должны быть написаны первые и последние буквы названий
тех блюд, которые входили в меню Петра 1. Вместо остальных букв проставле-
ны чёрточки.
П _ _ _ _ _ _ А (ПОХЛЁБКА)
Ж _ _ _ _ Е (ЖАРКОЕ)
К _ _ _ _ _ А (КОЛБАСА)
К _ _ _ _ _ _ А (КОВРИЖКА)
Д _ _ Я в С_ _ _ _ Е (ДЫНЯ В САХАРЕ)
К _ _ С (КВАС)
Названия блюд отгадываются по очереди. Ребята называют букву. Если
она есть в слове, ведущий пишет её на месте соответствующей чёрточки.
Команды зачитывают свои правила. Затем один из болельщиков зачитыва-
ет по свитку выдержки из книги «Юности честное зерцало».
Выдержки из книги «Юности честное зерцало»:
- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
- Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши.
- Не проглотив куска, не говори.
- Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и пр.
Жюри объявляет итог конкурса «За столом».
Ведущий: А теперь конкурс капитанов. Он очень короткий. Я объявляю
музыкальную паузу, во время которой капитаны попробуют ска-
зать главное правило вежливости.
Капитаны, пока звучит музыка, обдумывают задание. Затем говорят свои
варианты. Например: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Жюри оце-
нивает ответы.
Ведущий: А теперь заключительный конкурс «Башня вежливых слов».
(Подаёт ребятам поднос с кубиками). Вы по очереди называете
вежливое слово и кладете кубик. Повторяться нельзя. Чья башня
выше, тот и выигрывает. Вперёд!
Команды выполняют задание. Жюри подводит итог этого конкурса. Пред-
седатель жюри сообщает общий результат, поздравляет победителей.
Ведущий: Предлагаю, ребята, на прощание прочесть стихи. Я буду произ-
носить их начала, а вы – конец.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …
Дети (вместе): …добрый день!
Ведущий: Почаще открывай уста,
Чтобы сказать…
Дети (вместе): …пожалуйста!
Ведущий: В день погожий иль ненастный
Говори знакомым…
Дети (вместе): …здравствуй!
Ведущий: До свидания, ребята, всего вам доброго!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Можно предложить ребятам, например, такие подходящие к теме конкурса стихи:
Здравствуйте!
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совеем не знакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(В. Солоухин)
Очень вежливый индюк
Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
- Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучиться
Вежливости!
- Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя – пример
Замечательных манер:
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья, -
Ждёт тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако,
К индюку никто не шёл –
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осёл!
Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они – балды-балды!
И добавил
С высоты
Своего величия:
- Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
(Ян Бжехва. Перевод Б.Заходера)
Доброе утро!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
- Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
- Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
(В. Кривошеев)
Вежливый Коста
Коста в молчанье толкал всех подряд.
- Так некультурно, - ему говорят. –
Вежливый мальчик не должен толкаться.
А Коста в ответ: - Перестаньте трепаться!
Коста играет, отец что-то пишет.
Он просит чернила, а Коста не слышит.
- Коста, ты что, не расслышал меня?
- Мне надоела твоя болтовня!
Да. Коста культурой похвастать не мог.
Отец подозвал его: - Вот что, сынок,
С этого дня говорить привыкай:
«Спасибо», «Пожалуйста»,
«Здравствуй», «Прощай».
Если виновен – проси извиненья,
Словом, мой милый, ищи выраженья…
Коста во всём согласился с отцом –
Он же не хочет прослышать дикарём!
(Асен Босев)
Вредный совет
Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
(Г. Остер)