Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Моя семья"»
Методическая разработка классного
часа по теме «Моя семья»
Берина Инесса Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 97»
Цели:
- расширить знания учащихся по теме семья;
- воспитывать уважительное отношение к семье и семейным традициям;
- развивать у детей творческие способности, коммуникативные способности.
Задачи:
- расширять словарный запас у детей;
-пробудить интерес к изучению литературы на тему «Традиции семьи»;
Оборудование:
-песня «Родительский дом» в исполнении Льва Лещенко»;
-презентация на тему «Моя семья!»;
- стихи о семье;
-компьютер, проектор, экран.
Ход:
I. Введение в тему классного часа
1) Звучит песня на стихи Рябинина «Родительский дом».
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми станем людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Поклонись до земли своей матери,
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помним об этом всю жизнь.
2) Вопросы учащимся:
- О чём эта песня (о родительском доме)
- Как называют родительский дом? (наша пристань)
-Как понимаете слово пристань?
- Кто догадался и назовёт тему классного часа? (Моя семья )
3) Учитель:
- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.
-Ребята, как вы понимаете, что такое семья?
(Ответы учащихся: родственники, самое дорогое в жизни, место, где меня понимают, люди, которые меня хорошо знают и любят).
- Все, что вы сказали правильно, семья – это, действительно, родственники, которые нас любят, поддерживают, понимают.
Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Главный закон в семье - забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
Что необходимо для того, чтобы семейный союз был крепким?(в семье должны быть общие интересы, взаимопонимание. Родители должны любить своих детей, и дети должны любить и уважать родителей, помогать им).
- А может ли человек прожить без семьи?
- Для чего семья нужна человеку?
- Ответы детей.
- Учитель:
Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя. Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
- В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизни ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ - родительский дом».
4) Пословицы и поговорки о семье:
Во все времена было очень уважительное отношение к семье. В народном творчестве про семью сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны. (Дети объясняют смысл пословиц и поговорок).
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
Зачем клад, коли в семье лад.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
- Ребята, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья - главное богатство в жизни.
5) Составление рассказа о девочке Маше по группам.
- А вот интересно, в какой семье проще и веселее жить: в большой многодетной или быть единственным ребенком? Я прошу вас немного пофантазировать и составить небольшой рассказ о девочке Маше.
1 группа - вам необходимо составить рассказ о девочке, которая живет в многодетной семье;
2 группа - должна рассказать о девочке, у которой нет сестер и братьев. (Ученики выполняют задание и зачитывают свои варианты).
-Вывод детей.
- Я с вами согласна, лучше и веселее жить в большой и дружной семье.
-Ребята, расскажите, а вы в какой семье живёте?
-Кто расскажет о своей семье? (слова – помощники).
- Ребята, а кто знает, что такое семейные традиции?
- Ответы детей.
-Учитель:
-Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
-Какие традиции вашей семьи ты знаешь?
Ответы детей:
а) У нас есть традиция — это семейные застолья по субботам. Мы уезжаем в деревню к нашим любимым бабушке и дедушке. Бабушка достает из шкафа белоснежную вязаную скатерть, накрывает ею стол. С этой скатертью связано очень много воспоминаний. Она перешла от прабабушки к бабушке, от бабушки к моей маме, но мама ее оставила бабушке. Скатерть — это наша семейная реликвия.
б) На выходных мы обязательно делаем вареники и пельмени. Ни одного выходного без них! Только начинка меняется — мясо, печень, творог, клубника.
- Вы рассказали о кулинарных традициях.
- Учитель:
Кулинарные традиции. Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас. Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными.
- А кто ещё назовёт по одному традиционному блюду в вашей семье.
в) «Загляните в семейный альбом». Ребята вот у нас здесь фотовыставка «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии).
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.
г) Хранение старинных семейных предметов.
Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. Вот уже вещь вышла из употребления, а мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старых вещей
д) Традиция проведения свободного времени в семье. Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках. - Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой. А дом, заставленный добром, еще не дом. И даже люстра над столом,- еще не дом. И на окне с живым цветком - еще не дом. И даже с чайника бочком - еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Тогда эта истина понятна и проста- Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. - О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему.
-Вывод: Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? - Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
-Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.
2) Какие должны быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями?
Взаимоотношения должны быть на взаимопонимании, уважении, честности, открытости.
а) Деловая игра «Что значит любить родителей?
Ребята, вам нужно ответить на вопросы:
1. Почему важно в семье любить друг друга? (чтобы жизнь доставляла радость друг другу)
2. Как выразить свою любовь к родителям? ( хорошее поведение, учёба, помощь в домашних делах)
3. Как научиться не огорчать близких? ( не совершать плохих поступков, которые бы их могли огорчить)
4. Как вести себя, когда провинился? (попросить прощения, исправить ошибку, совершить хороший поступок)
5. Как повысить настроение папе, маме? ( получить хорошую отметку, навести порядок в доме, спеть песню, станцевать- устроить настоящий праздник.)
-Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы.
б) Закончи фразу:
-Я помогаю маме вести домашнее хозяйство…
-Если мама устала я…
-В выходные мы вместе с родителями…
-К семейным праздникам я готовлюсь заранее…
Вопросы к «Настоящим мужчинам».
1. Какой объем домашних дел должен взять на себя ты, чтобы мама увидела в сыне настоящего помощника?
2. Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?
3. Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?
4. Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?
Задание № 3.
Предлагается командам разыграть две ситуации из семейной жизни (домашнее задание). Сценки и атрибуты дети готовят самостоятельно.
1. Как помирить брата и сестру в семье?
2. Ссора дочери с мамой.
II. Рефлексия
Подведение итогов классного часа.
- Ребята, скажите, какое место занимает семья в вашей жизни?
- Может ли кто-то прожить без семьи?
У вас замечательные семьи.
- Я хотела бы закончить нашу беседу стихотворением «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле.