Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Формирование УУД в процессе исследовательской деятельности"»
Мастер-класс
«Формирование УУД в процессе исследовательской деятельности»
Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги.
Сегодня на Мастер-класс я пришла не одна. (показ куклы-десятиручки)
-Что вы видите у меня в руках? -Что вы можете о ней рассказать?
(Кукла –десятиручка – одна из самых любимых и популярных славянских кукол. Старинный русский оберег. Десять рук необходимы для каждых из важных дел хозяйки. Хозяйка оберега загадывает на каждой ручке куклы отдельное дело или желание, в котором она может ей подсобить. Я тоже загадала желание на одной ручке моей куклы – помочь мне стать успешной в моих профессиональных творческих делах. Поэтому сегодня оберег со мной.
Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас на урок окружающего мира в начальную школу. Результатом данного урока должно быть формирования представления о занятиях людей в Древней Руси.
Своё занятие мы начнём с высказывания. Прочитайте его. «Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее.» - Какая важная мысль содержится в этом предложении?
- Предоставим время группам, порассуждать.
А пока я хочу обратить внимание аудитории на умение, которое сейчас мы формируем у обучающихся?
Личностное самоопределение учащихся
- Послушаем мнение групп. О чем говорит предложение: «Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее».
-Из каких источников мы можем узнавать о прошлом своего народа? (из сказок, былин, пословиц ,поговорок ,рассказов, приданий).
Для вас я приготовила тексты. Ознакомьтесь с информацией. О чём вы узнали из приведённых источников?
Я хотела бы напомнить вам о том, что данный этап работы тоже формирует очень важное умение. Какое?
Поиск и исследование информации
- Чтобы выделить главное и нужное, в найденной информации, необходимо уметь…
Обобщать
Сравнивать
- Итак, наши группы готовы.
Исходя из информации, которую вы только что услышали, можно ли предположить, что о занятиях народа в прошлом, можно узнать по блюдам русской кухни? Как вы считаете? Предлагаю построить исследование по данной теме с опорой на одно из самых популярных блюд русской кухни. Вы догадались, о чем идёт речь? Это блины.
Давайте вспомним ,из каких частей состоит процесс исследования? Расположите пункты плана в нужной последовательности.
1.Выдвижение гипотезы.
2.Исследование
3.Вывод
1. Выдвижение гипотезы. Сформулируйте гипотезу. Если мы знаем блюда русской кухни, то можем узнать историю народа.
Блины- блюдо русской кухни. Их можно готовить из дрожжевого теста. Пекут на Руси и фаршированные блины с разной начинкой. Они могут быть с творогом, грибами, мясом, морковкой, рыбой, яйцами вареньем. Выберите один из видов начинки с блинами, как объект исследования.
Для вас я приготовила план работы для исследования.
1.Определить продукты питания необходимые для приготовления блинов.
2.Выяснить, какие виды занятий способствовали появлению этих продуктов.
3.Обозначить занятие народа с помощью символов. Свой ответ выразить схемой.
4. Докажите или опровергните гипотезу: «Если…, то…»
Группа работает
-А сейчас у меня очередной вопрос к залу. Как вы считаете, какие умения формируются у школьников в результате выполнения данного вида работы.
Проектировать свою деятельность
.
Устанавливать причинно – следственные связи
- Вы заметили, что в процессе работы, они общаются между собой, развиваются их…
Коммуникативные умения
- Пожалуйста, представьте результаты своего исследования.
Расположите свои модели вокруг рисунка (блины). Вспомните, какую гипотезу мы выдвигали в начале занятия. Подумайте, подтвердилась ли она в процессе исследования? Сформулируйте вывод.
Рефлексия
- Какие умения мы формировали у учащихся на последнем этапе нашего занятия?
Выполнил самооценку своей деятельности
Для рефлексии:
коммуникационная: обмен мнениями о новой информации;
информационная: приобретение нового знания;
мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля;
оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесс
- В конце каждый оценил свои впечатления. Как называется это умение.
рефлексия
Посмотрите на все умения, которые мы определили в процессе совместной деятельности. . Как можно назвать одним выражением, всё что вы видите на доске? (УУД)
Формирование УУД мы могли сегодня пронаблюдать в процессе какой деятельности? (исследовательской)
Вывод. В соответствии с модернизацией системы образования всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Исследовательская деятельность в полной мере решает вопросы по формированию УУД и является одним из условий успешной деятельности.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
В конце нашего занятия, я бы хотела преподнести участникам занятия куклу-десятиручку. Её почитают, и по сей день. Пусть этот оберег помогает Вам в ваших делах. А так как кукла-десятиручка – это часть истории, то это для Вас ещё и один объект для исследования. Творческих Вам успехов. Спасибо за работу.