Просмотр содержимого документа
«Крылатые выражения»
Разработка внеклассного мероприятия для младших школьников 3 класса
Цель: раскрыть смысл термина «крылатые слова», упражнять детей в соотнесении крылатого слова и его значения, формировать умение применять крылатые слова в конкретной ситуации; развивать внимание, память, мышление, артистические способности, расширять словарный запас; воспитывать чувство восхищения богатством и красочностью русского языка.
Оборудование: распечатки карточек на соотнесение крылатого слова и понятия о том, в чем его смысл; карточки-подсказки для групповой работы «Отгадай крылатое слово».
Учитель. Сегодня мы поговорим о крылатых словах.
Крылатое слово — это меткое выражение, фразеологизм, цитата, вошедшие в нашу речь на правах пословицы, поговорки. Оно очень украшает наш язык, делает его образным, выразительным.
Посмотрите на доску. Вы видите только крохотную часть от всего богатства крылатых слов, существующих в русском языке. Давайте их прочтем.
На доске открываются карточки:
«ДЕЛО ПАХНЕТ КЕРОСИНОМ», «КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ», «КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ», «ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ», «ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ», «АВГИЕВЫ КОНЮШНИ», «ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА», «НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ», «НЕ ЛЫКОМ ШИТ», «СВИНЬЮ ПОДЛОЖИТЬ», «БИТЬ БАКЛУШИ».
Образец.
Дети прочитывают их хором.
А теперь такое задание: я буду раскрывать значение, смысл какого-либо из данных выражений, ваша задача — догадаться, о каком из них идет речь.
• Грязное помещение, запущенность; беспорядок в делах. (Авгиевы конюшни.)
• Притворное сожаление. (Крокодиловы слезы.)
• Человек, скрывающий свои дурные намерения под маской доброты. (Волк в овечьей шкуре.)
• Большая часть чего-либо. (Львиная доля.)
• Неточный адрес или его отсутствие. (На деревню дедушке.)
• Человек, находящийся в беспрестанных заботах. (Как белка в колесе.)
КРЫЛАТЫМИ СЛОВАМИ становятся и вошедшие в нашу речь цитаты из литературных произведений, песенных текстов («Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона», «К сожаленью, день рожденья только раз в году»), высказывания великих людей («Учиться, учиться и учиться»), имена мифологических и литературных героев (Геракл, Золушка, дядя Степа), фразы из кинофильмов, мультфильмов («Ну, заяц, погоди!», «Поживешь с нами — позеленеешь») и т.д.
Следующее задание заключается в том, чтобы соединить стрелками крылатые слова с «расшифровкой» их смыслового значения.
Дети получают распечатки.
Самостоятельная работа. Проверка.
• «Солнце русской поэзии» — образное выражение из древнегреческого мифа.
• «Ахиллесова пята» — характеристика А. С. Пушкина.
• «Что такое хорошо и что такое плохо» — имя героини из русской народной сказки.
• «Вавилонское столпотворение» — название стихотворения В. В. Маяковского.
• «Царевна Несмеяна» — цитата из басни И. А. Крылова.
• «А Васька слушает да ест» — образное выражение из Библии.
Внимательно послушайте стихотворения, чтобы потом ответить на вопросы.
КОТАУСИ И МАУСИ
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси.
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси».
Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси,
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси».
Так ответила умная Мауси
И скорее бегом от Котауси.
(К. Чуковский)
Вопрос. Как можно назвать Котауси, используя крылатое выражение? (Волк в овечьей шкуре, то есть злой, прикидывающийся добрым и собирающийся причинить вред кому-либо.)
Примечание. При работе со стихотворениями дети используют опору — крылатые слова, помещенные на доске.
ПОДЛЕДНЫЙ ЛОВ
Вот выходит на пруд школьник Вова,
Вова — мастер подледного лова.
Он пешней твердый лед прорубает.
Манной кашей крючок наживляет,
Прямо в лунку наживку бросает.
Вот так ловко!
Вот так Вовка!
Но живет в том пруду окунь Лева,
Лева — мастер подводного клева.
Тихо-тихо к крючку подплывает,
Кашу манную всю объедает,
Но на удочку не попадает
Вот так ловко!
Вот так Левка!
Вот сидит себе Вова на ящике,
Снег притаптывает мерзлым валенком
И мечтает хотя б о подлещике,
О плотвенке хотя б самом маленьком.
Подо льдом окунь Лева похаживает,
Плавниками живот свой поглаживает,
Да посмеивается над Вовою,
Да поет свою песнь окуневую!
(Г. Кружков)
Вопрос. Что можно сказать об окуне Леве, используя крылатое выражение? (Не лыком шит, то есть не такой уж он простак.)
ПОМОЩНИЦА
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, —
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
(А Барто)
Вопрос. Чем занималась Танюша целый день? Ответьте, используя крылатое выражение. (Баклуши била, то есть бездельничала.)
Проводится физкультминутка, выученная детьми специально к этому занятию.
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: — Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Учителем объясняется происхождение и значение крылатого выражения «ни пуха ни пера».
Почему же данные слова называются крылатыми? Они очень метки, выразительны, образны, запоминаются как бы сами собой и, словно птицы, вылетают из книг, газет, журналов, кинофильмов. Таким образом, «обретя крылья», они с легкостью перелетают из уст в уста, давая короткую, но необыкновенно яркую характеристику какому-либо явлению или предмету. Куда же все-таки летят крылатые слова? Древнегреческий поэт Гомер считал, что летят они напрямую из уст говорящего в ухо слушающего.
Потренируемся в употреблении крылатых слов (в данном случае — фразеологизмов) в речи.
Работа в группах. Каждая группа получает по несколько карточек «Отгадай крылатое слово» с рисунками предметов, помогающих детям понять, какой фразеологизм нужно употребить, заменив им фразы, записанные с обратной стороны карточки.
КАРТОЧКА 2. Рисунок рыбы. Фраза: «чувствовать себя хорошо, свободно, непринужденно». (Как рыба в воде.)
КАРТОЧКА 3. Рисунок собаки и кошки. Фраза: «не ладить между собой, враждовать». (Как кошка с собакой.)
КАРТОЧКА 4. Рисунок гуся. Фраза: «ничего не действует». (Как с гуся вода.)
КАРТОЧКА 5. Рисунок яблока. Фраза: «очень тесно в помещении». (Яблоку негде упасть.)
КАРТОЧКА 6. Рисунок грибов. Фраза: «появляться быстро, в большом количестве». (Как грибы после дождя.)
КАРТОЧКА 7. Рисунок мухи и слона. Фраза: «превращать мелкий факт в целое событие». (Делать из мухи слона.)
КАРТОЧКА 8. Рисунок селедки и бочки. Фраза: «очень много людей в тесном помещении». (Как сельдей в бочке.)
Давайте рассмотрим, как в конкретных жизненных ситуациях можно украсить нашу речь крылатыми выражениями.
Группой детей заранее подготовлены инсценировки, которые они разыгрывают перед классом. Учащиеся подбирают крылатые слова (из тех, что помещены на доске), подходящие к данной ситуации.
СЦЕНКА 1
Мама. Мальчики, вот вам конфеты. Поделите между собой.
Леша. Так... шесть штук. Как делить будем?
Витя. Поровну.
Леша. Хм, поровну... А кто из нас старше?
Витя. Ты.
Леша. Я. (Берет себе конфету.) А кто сильнее?
Витя. Ты...
Леша. Я. (Берет еще одну конфету.) А кто выше?
Витя. Ну, ты...
Леша. Я! (Снова берет конфету.) А кто больше весит?
Витя молча исподлобья смотрит на брата.
Леша. Тоже я! (Берет еще одну конфету.) Ну вот, а это тебе! (Протягивает брату две конфеты.) Приятного аппетита. (Уходит.)
Витя берет две конфеты, вздыхает, уходит, опустив голову.
Учитель. Ответьте, используя крылатые слова, сколько конфет взял себе Леша. (Львиную долю.)
Примечание. В данном виде работы дети также используют опоры — крылатые слова, помещенные на доске.
СЦЕНКА 2
Леня (идет, недовольно бормоча). «Вечно эта Лена первая... «Лена молодец», «Ленаумница»... Выскочка! Что бы ей такое подстроить? Как бы ее проучить?
Дима (пробегая мимо). Лень, ты в класс?
Леня (в задумчивости). В класс, в класс.
Дима. Передай, пожалуйста, Лене, чтобы поскорее заканчивала уборку: ее в вестибюле родители ждут.
Леня. Придумал! (Входит в класс, обращается к Лене притворно ласково.) Лена, тебя в вестибюле родители ждут. Беги скорее. А я закончу за тебя уборку.
Лена. Ой, правда? Какой ты милый. Спасибо большое. Только постарайся, чтобы нашему классу «5» поставили.
Леня. Не волнуйся! Конечно я постараюсь!
Лена убегает.
Леня. Постараюсь... Постараюсь... Да уж. Я сейчас постараюсь! (Подходит к доске.) Изрисую доску. (Рисует.) Набросаю бумажек. (Комкает бумажки и разбрасывает их по классу.) Отлично! Двойка обеспечена! (Потирает руки.) Ох и попадет же завтра Ленке от Людмилы Владимировны! (Уходит.)
Учитель. На следующий день, узнав о двойке за дежурство, Лена подошла к Лене и грустно сказала: «Знаешь, кто ты? Самый настоящий...»
Закончите обращение Лены к Лене крылатым выражением. (Волк в овечьей шкуре.)
Что он сделал? Ответьте также с помощью крылатого выражения. (Подложил свинью.)
СЦЕНКА 3
Саша (запыхавшись, подбегает к Андрею, играющему с футбольным мячом). Андрюха, я только что своими ушами слышал, как Сережка твоей маме рассказывал, что ты в школе урок сорвал и тебя к директору на ковер вызывали... Она схватила кочергу и бежит сюда, тебя ищет!
Андрей (растерянно чешет затылок). Ой-ой-ой, пора смываться... Кажется ...
Учитель. Что, по-вашему, сказал дальше Андрей? Ответьте, используя крылатые слова. («Дело пахнет керосином».)
Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»