Просмотр содержимого документа
«Конвергентное и дивергентное мышление»
Мастер-класс
В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий учащиеся должны уметь применять полученные на уроках знания в нестандартных ситуациях, иначе знания остаются ненужным багажом. Практическое использование знаний возможно только тогда, когда ребёнок умеет мыслить творчески, принимать неординарные способы решения проблем.
В своем мастер классе Вам расскажу о двух видах мышления человека. Именно мышление человека определяет всю его жизнь. А так же узнаете, каким видом мышления Вы обладаете (конвергентным или дивергентным). Оба типа мышления одинаково важны. Ни один не лучше и не хуже другого. Важно уметь применять в соответствующих ситуациях оба этих метода мышления.
Представьте ситуацию, предположим вы должны войти в дом через дверь. Вы подходите к дому, протягиваете руку к дверной ручке, и обнаруживаете, что дверь закрыта. Ключей нет, забыли, потеряли, но это неважно. Ваши действия.
Конвергентное мышление
Начну я свое повествование с конвергентного мышления. Человек, который имеет этот вид мышления, называется конвергентным . Итак, что такое конвергентное мышление , и кто такой конвергент? Конвергентное мышление эта такая форма мышления, при котором используются усвоенные алгоритмы для решения задачи.
Конвергент, т.е. человек с конвергентным мышлением, поняв это, он прекращает свои попытки зайти в дом, потому что дверь закрыта. Все способы войти в дом иссякли, и цель остается невыполненной.
Отсюда можно сделать следующие выводы: если конвергент сталкивается с непредвиденными обстоятельствами во время достижения цели ( то есть что то идет не по плану) он прекращает ее достигать. А все потому, все варианты закончились.
Дивергентное мышление.
Что такое дивергентное мышление и кто такой дивергент? Дивергентное мышление – это форма мышления, при котором используется несколько алгоритмов для решения задач. Эти алгоритмы могут быть ранее неусвоены человеком, но, ни что ему не мешает предпринимать новые попытки новыми способами для достижения цели.
Возьмем тот же пример с домом. Если дивергент обнаружит, что дверь закрыта, то он найдет иной способ забраться в дом. Он может проникнуть дом через окно, трубу, выкопать яму и проникнуть через нее, а может вообще разрушить дом и построить новый без двери. У дивергента всегда имеется несколько способов что-либо достигнуть.
И теперь Вы сами можете определить кто Вы: дивергент или конвергент. От себя я хочу сказать, что лучше быть дивергентом. Дивергенты всегда достигают своих целей, ведь у них всегда есть новый план как это сделать.
Дивергентное мышление считается основой творческого мышления. Одним из самых известных задач на творческое, нестандартное, гибкое мышление придуманы советским физиком, нобелевским лауреатом Л. Ландау, который, по легенде, отбирал себе в аспиранты тех, кто решал их. Вот одна из задач
Задача 1:
О,Д,Т,Ч,П,Ш
Продолжите последовательность.
Задача 2:
Любовь. Дыхание. Рим. Власть. Колонна. Чувство. Небо. Продолжите последовательность. (приведена последовательность устойчивых словосочетаний, в состав которых входят начальные порядковые числительные: первая любовь, второе дыхание, третий Рим, четвертая власть, пятая колонна, шестое чувство, седьмое небо, восьмое чудо света, девятый вал или девять месяцев, десять заповедей или десять негритят).
- А давайте проверим, насколько у вас развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но и в то же время рациональные связи, которые могут иметь место в любой системе. Вот, например, шариковая ручка. Вы используете её для письма и рисования, но она может сгодиться и для другого. Попробуйте предложить свои варианты.
(В частности, чтобы провертеть дырки в бумажном листе, заколоть волосы как у японки, как указку, стрелялку, рыхлялку для земли в цветочных горшках, как вязальные спицы, как катушку для ниток, в качестве бигудей, дырокол, размешать сахар в чае, кошке игрушка и т.п.)
- В общем, неплохо. Кстати, этот вопрос часто встречается в анкетах при приёме на работу менеджеров по продажам.
- А теперь я хочу провести следующее упражнение на развитие дивергентного мышления, который называется «Снежный ком».
Внимательно всмотритесь в следующую серию слов: ад - лад - клад - лодка - колода - шоколад.
Шесть существительных нарицательных, взятых в исходной форме. Каждое последующее состоит из тех же букв, что и предыдущее, плюс еще одна буква. И порядок внутри слова не имеет значения.
- Задание парам. Составить такую же цепочку слов, начиная со слога «па». Какая группа быстрее это сделает?
па - пат - трап - тапир - партия - терапия - трапеция.
- Зачитайте свою цепочку слов. Молодцы, быстро справились. Переходим к следующему заданию.
- Перед вами лист бумаги А4. Как вы думаете, для чего я их приготовила для вас? (ответы)
- Все варианты ваши имеют право быть верными, но я предлагаю придумать всевозможные способы использования этого листа.
(Стаканчик для семечек, кулёчки для хранения специй, веер, шапочку от солнца, трубочку для коктейля или для пускания мыльных пузырей, ёлочные игрушки, конфетти и серпантин, оригами, ветровая мельница на палочке, занавеску на форточку от мух, мусорная корзинка, сосуд, визитница, конверт для CD, рамка для фото)
Оказывается, много чего можно сделать из листа А4. Белый лист бумаги - это универсальная вещь, которую можно использовать в разных ситуациях. Главное здесь - ваша фантазия, которая может сделать из любого предмета вещь первой необходимости.
Работа группами «Постройте самую высокую башню» из бумаги А4 (один материал, одна цель и замки разные)
Это упражнение «Удивительный листок» на умение придумывать новые способы и на развитие творческого мышления.
- А теперь на столе у меня различные предметы. Каждый выберет понравившийся предмет. А теперь догадайтесь, что вы сейчас будете делать с этим предметом?
- Мы сейчас с вами проведём «Нетрадиционное рисование», которое позволит использовать неизобразительные материалы. Такое упражнение укрепляет эмоциональную сферу детей, развивает их воображение.
На столе набор пустых пластмассовых бутылок, гороха, тряпок, барабанов без палочек, металлических вазочек, коробок, ракушек и т.п.
- Мы вновь окунаемся в мир вещей. Посмотрите внимательно, что мы сейчас будем делать из них? (предложения коллег)
- Мы сейчас будем мастерить музыкальные инструменты, с помощью которых мы изобразим оркестр. Данное упражнение с детьми позволяет развивать творческое мышление на основе изготовления новых предметов, делая обучающее-игровую деятельность занимательной и неповторимой.
- А теперь когда музыкальные инструменты готовы можно исполнить песню. (исполнение песни)
- Спасибо всем за прекрасное исполнение песни, за позитивное настроение и за ваше креативное мышление.
Я знаю, что у Вас есть цели (если нет, то обязательно найдите их). К каждой цели составьте свою дивергентную карту. Для этого возьмите листок бумаги, вверху пропишите всевозможные пути ее достижения. Пишите все, что приходит в голову. План может быть глупым, но это не должно Вас останавливать. Именно таким способом Вы сможете развить дивергентное мышление.
И в конце своего мастер-класса я хочу сказать добивайтесь своей цели, и еще хочу добавить, что каждый из нас не ограничивал свою деятельность только обучением, а старался развивать наших детей творчески не только ради грандиозных результатов в будущем, а просто для того, чтобы быть успешным в дальнейшей жизни. И дивергентное мышление позволяет смотреть на всё, что с нами происходит под другим углом, искать неочевидные решения, что в свою очередь, сделает жизнь легче и интереснее.
Спасибо за внимание и за помощь в проведении мастер-класса.