Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Берегите птиц»»
Конспект занятия «Берегите птиц»
Программное содержание:
• Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе.
• Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
• Воспитывать желание помогать птицам, оберегать их, заботиться о них
Словарь: Красная Книга, заповедник
Оборудование:
Картинки, изображающие редких птиц , Красная Книга области, карта области. пиктограммы, аудиокассета с голосами птиц.
Ход занятия:
В. - Ребята, в нашем крае очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в наших лесах? Какие животные там обитают? Птицы? Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И Землю свято берегут
В. – Это птицы. Давайте послушаем их красивое пение.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка крылышки сложила,
Птичка перышки помыла.
Птичка клювом повела,
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки поела,
Птичка песенку запела.
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела. скрещиваем пальцы между собой
шевелят пальцами
изображают пальцами клюв
стучат «клювом» о ладонь
поют песенку птиц
машут скрещенными кистями
Редкие птицы в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к ним. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно птиц остается все меньше и меньше.
В. - Посмотрите на эти картинки. (Показ птиц из Красной книги ). Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
А теперь давайте послушаем рассказ о том, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.
• каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.
• Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники! ”
• Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.
Воспитатель - Но не только от этого страдают птицы. Послушайте стихотворение Л. Кондратенко “Птицы загрустили”:
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать,
И все они решили туда не прилетать.
В садах уже не слышен веселый перелив,
В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.
Все сохнет, увядает, страдает все село,
Страдает и не знает, что в нем произошло.
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…
Воспитатель - Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? Да, ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Мы должны помогать птицам, заботиться о них.
Морозы жестокие в нашем краю.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.
Воспитатель - Да, ребята, зимой птицам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать, а весной надо строить им домики. Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей) .
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.
Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
1. Ходить по тропинкам.
2. Не ломать ветки деревьев.
3. Не топтать цветы, травы.
4. Не кричать, не включать громко музыку.
5. Не лезть в птичьи гнезда.
6. Не ловить насекомых.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не рвать паутинки.
9. Не оставлять не затушенных костров.
10. Не разорять муравейники.
А чем же мы с вами можем помочь птицам? (Ответы детей).
Готовы скворечники, можно селиться.
Готовы дома-терема!
Летите, летите, веселые птицы
Скорей занимайте дома.
В. - Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных птицах