Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия во 2 классе по окружающему миру»
СЛАЙД 1
Внеклассное занятие по окружающему миру в начальной школе
Провела: учитель начальных классов Дятлова Раиса Григорьевна
МОУ «Речушинская СОШ»
Нижнеилимского района Иркутской области
Тема: Три состояния воды. Значение воды. Свойства воды
Цели: уточнить и расширить представления детей о воде, познакомить с тремя состояниями воды, значением воды в жизни человека, воспитать бережное отношение к воде- ценнейшему богатству на планете.
Предметные:
научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;
получат возможность: сравнивать способы очистки воды.
Метапредметные:
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные:предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные:обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания,формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Методы и формы работы:
Частично-поисковый, словесный, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная, фронтальная работа в микрогруппах, в парах.
Материалы к мероприятию: презентация, глобус, толковый словарь, шаблоны из бумаги "капельки"; для опыта - мерный стакан, тушь, кисточка, воронка, фильтр; рисунок Злючки - Грязнючки; газетная статья "Обращение к людям 22-го века", интерактивная доска, компьютер.
Ход мероприятия
1. Актуализация знаний.
Слайд2
Цветок, лебедь, водопад, бабочка, берёза.
- Назовите объекты.
- Как можно назвать одним словом?
(Природа)
- Какой объект лишний и почему?
( Лишняя – вода, т.к. это относится к неживой природе, все остальное – объекты живой природы)
- Дети приготовили загадки. Попробуйте отгадать.
Слайд 3
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звездочек
Тонких как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки) Слайд
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд) Слайд
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман) Слайд
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода) Слайд
- Загадки такие разные, а что их всех объединяет?
( Все загадки о воде)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
2. Сообщение темы занятия.
- В каких состояниях бывает вода в природе, значение воды в жизни человека – это тема нашего занятия.
Слайд 4
- Рассмотрите картины.
(море, облака, туман, зима)
- Назовите одним словом, что вы видите.
(Природу)
- Как вы думаете, какое отношение к уроку имеют эти картины?
(Художники изобразили 3 состояния воды: вода, туман, снег)
Слайд 5
- Назовите воду в твердом состоянии.
(Снег, лед, иней)
Слайд 6
- В газообразном.
(Туман, пар, облака)
Слайд 7
- В жидком.
( Вода, роса)
Слайд 8
Вот она какая, вода!
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
(Слайд 9)
Мультимедийная презентация
Послушайте историю одной капельки, которая жила в пруду.
Жила на свете капелька,
Как все кто жил в пруду.
Не слушала родителей,
Куда хочу, пойду.
С подружками резвиться,
Могла, хоть целый день.
Смеяться и кружиться,
Ей никогда не лень.
Могла поплыть налево,
Направо плыть могла.
Могла подпрыгнуть смело,
Подумаешь, дела!
Её усатый дядя сом,
Устал предупреждать.
- Там солнце греет всё кругом,
И может в гости взять.
- Я к солнышку хочу взлететь,
Хочу всех выше стать!
Чтобы от туда посмотреть,
Куда ещё слетать?
Она подпрыгнула смелей,
Ей солнца луч дало:
- Давай же капелька, смелей,
Смотри, как тут светло!
И что же с капелькой стряслось?
Лишь только пар взлетел
Предупреждение сбылось,
Вдаль дядя сом смотрел.
Весь пар на облако присел,
Зашёл в прохладный зал.
И кто хотел, кто не хотел
Водою снова стал.
Тут грозный гром как зарычит,
На солнца яркий луч!
И ветер вдруг как засвистит:
- Я тоже, мол, могуч!
И хлынул дождик проливной,
Всю землю окропил
И вот поток уже речной
Все капли подхватил.
И наша капля среди всех,
К пруду плывёт скорей.
И слышен кап звонкий смех
Среди лугов полей.
Ну, что? – спросил усатый сом:
- Ведь я не зря кричу.
Ты, знаешь дядя, дело в том,
Я снова так хочу!
Заерепление:
Уч: Где жила капелька?
Что же с ней случилось? (Ответы детей)
Слайд 10 Какую часть земной поверхности занимает вода?
СЛАЙД 11
Практическая работа.
У вас на парте тоже есть капельки.
Представьте, что эти капельки из нашей реки. На Земле очень
много таких рек, озёр, морей, океанов, луж. И все они состоят из таких вот
капелек воды.. Давайте прикрепим наши капельки на доску.
(дети по очереди выходят и прикрепляют капельки над речкой).
Солнце нагревает
воду, капелькам становиться жарко, они превращаются в пар и
поднимаются высоко в небо, т.к. там холодно. Вверху, их собирается очень
много, они сталкиваются друг с другом, и из двух маленьких получается
одна большая. Их становится так много, что образуется большая туча
(учитель перемещает капельки в тучу и закрывает ими солнце).
Капелек всё больше и больше, они становятся всё тяжелее и тяжелее. Они не могут
больше держаться на верху. И начинают падать на землю в виде дождя.
Капельки возвращаются обратно в нашу речку. Прошёл дождь, выглянуло
солнышко, высушило лужи, нагревает воду в реке. Наши капельки снова
испаряются, поднимаются высоко в небо, образуют тучу и проливаются
дождём обратно на землю.
(на доске появляется аппликация: река,капельки, солнце, туча, дождь.)
Физминутка. Крошка Енот
СЛАЙД 12-15
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА №1
ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ во время проведения опытов
Слайд 9
- Каким цветом обозначена вода на нашей планете? (Вода – голубым, синим, лед – белым)
- Как называется водная оболочка Земли? (Гидросфера)
- Посмотрите, сколько воды на нашей планете! С водой мы встречаемся каждый день.
- Скажите, а всю воду можно изобразить и увидеть? Где есть вода, которую мы не видим? ( В растениях, животных, людях)
Слайд 16
Вода
Животные Растения Человек
- Правильно, растения, животные, люди – все содержит воду. А значит они постоянно нуждаются в пополнении. Без пищи человек может прожить около 50-ти дней, если во время голодовки он будет пить пресную воду, без воды он не проживет и неделю - смерть наступит через 5 дней
Слайд 17
Беседа по картинкам о роли воды.
- Какую работу выполняет вода на каждой из этих картинок?
1) Вода «кормит»: по морям и океанам днем и ночью плывут рыболовецкие суда.
2) Вода «добывает» электрический ток, работает на электростанциях.
3) Вода моет людей, города, машины, дороги.
4) Вода – это самая большая и удобная дорога
5) Без воды нельзя замесить тесто для хлеба, приготовить бетон, сделать бумагу, ткань, резину, конфеты, лекарства.
- Вот она какая, вода!
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
- Какая нужна всем вода? (Чистая)
- От кого зависит, чистая или грязная вода будет на планете? (От человека)
Слайд 18 - 27
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА №2
Порядок действий при проведении опыта
В прозрачный стакан налить кипячёной воды
Всыпать в него чайную ложку соли
3. Помешивая воду, наблюдать, что происходит с кристалликами соли
4. -Изменилась ли прозрачность воды? - Изменился ли цвет воды? - Изменился ли вкус воды? - Можно ли сказать, что соль исчезла?
Из салфетки сделай фильтр
6. В пустой стакан вставь воронку с фильтром
7. Пропусти через неё воду с солью
8.Осталась ли соль на фильтре? - Попробуй воду на вкус? - Удалось ли очистить воду от соли?
Опыт с речным песком и глиной
Изменилась ли прозрачность воды?
Изменился ли цвет?
Исчезли ли песчинки?
Пропусти содержимое стакана через бумажный фильтр
Понаблюдай, что будет проходить через фильтр, а что останется на нём
Очистилась ли вода от песка?
Понаблюдай, остаются ли кусочки глины на фильтре?
Слайд 12
- Скажите, нужно беречь воду?
- Скажите, зачем беречь воду, ведь её столько много
На Земле 6 миллиардов человек, из них 2 миллиарда не имеют возможности пить чистую питьевую воду, во многих странах воду покупают.
Вывод 1
Вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми в воде
Растворимые вещества (соль, сахар) в воде становятся невидимыми и вместе с ней проходят через фильтр
Некоторые вещества (песок, глина) в воде не растворяются, а плавают в ней в виде крупных частиц, делая воду мутной. Мутную воду пить нельзя!
Вывод 2
С помощью фильтра нельзя очистить воду от веществ, которые в ней растворились
Но фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются
Слайд 13
. Я Злючка – Грязючка
Давайте знакомиться.
Если я поселюсь в воде,
людям её пить нельзя.
Люблю, когда люди загрязняют воду!
Слайд
Практическая работа с микроскопом
Рассмотреть снежинку под микроскопом.
2. Рассмотреть капельку чистой воды.
3. Рассмотреть капельку грязной воды.
Сделать схематичный рисунок
Слайд 28-29
- Что человек должен делать, чтобы сохранить чистую воду?
(Строить очистные сооружения, бережно относиться к окружающей нас природе, не допускать экологических катастроф)
- Чем опасно загрязнение воды?
- Что можете сделать для этого вы?
Ученик читает стихотворение:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… воды!
Слайд 30
В Москве проходил Второй Международный форум «Чистая вода-2010»
(Ученик зачитывает толкование слова «форум»)
В работе форума приняли участие более 1700 человек.
Вода признана наиболее ценным ресурсом для дальнейшего развития и будущего человечества.
Как отметил Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, бережное и рачительное отношение к воде должно стать правилом хорошего тона.
В рамках Второго Международного форума «Чистая вода - 2010» было объявлено о проведении Уроков чистой воды. Они будут проходить во всех школах и средних учебных заведениях.
И наше занятие посвящено данному форуму «Чистая вода - 2010».
Слайд 31
.- Посмотрите. Что это за цветок?
(Лилия, кувшинка)
- Вы знаете, что этот цветок охраняется государством и находится в Красной книге?
- Кувшинка может расти только в чистой воде. Давайте заселим пруд кувшинками. Наш пруд с кувшинками будет символом того, что мы с вами за чистую воду на всей планете!
(Дети несут лилии, сделанные на уроке технологии, на импровизированное озеро)