Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
Совершенствовать технику чтения учащихся;
Развивать словарный запас учащихся ;
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Ход занятия
1.Актуализация знаний:
— Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
(Мягкий знак)
2.Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Вывод:Что вы можете сказать об этом мягком знаке? ( Звука не обозначает.
Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)
- Ребята, какие зимние времена года вы знаете? -
- Как называется время года, о котором говорится: Снежок порхает, кружится на улице бело. И превратились лужицы в прозрачное стекло. - Какие месяцы относятся к этому времени года? (декабрь, январь, февраль)
2.Беседа о лексическом значении слов каждой пары:
Мол — Моль Угол — Уголь
Был — Быль Пыл — Пыль
Кон — Конь
Галка – небольшая птица с серо-чёрным оперением.
Галька – мелкий, гладкий камень округлой формы.
Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.
Уголь – в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек
-При помощи каких органов передвигаются шмели, жуки? ( крыльев).
-У всех ли насекомых есть крылья? (Нет, например, у муравья .)
3. А сейчас мы с вами поиграем. «Спрячь «ь» в середину слова»
Я буду называть слова с ь на конце, а вы будете добавлять слог так, чтобы ь спрятался в середине слова. У вас на ротиках закрыты замочки, тот, кто знает слово – ответ – молча встаёт. Кого я называю, открываю замочек – произносит слово.
День – деньки
Уголь – угольки
Окунь – окуньки
Хорь – хорьки
Пень – пеньки
Зверь – зверьки
Ребята, мы с вами понаблюдали, где в слове может стоять «ь».
4.Выпишите названия только тех предметов, которые пишутся с мягким знаком.