Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия "Доброе дело не знает границ"»
ГБОУ Бирская специальная КШИ для обучающихся с ТНР
Конспект занятия «Доброе дело не знает границ»
Выполнила воспитатель Сафина И.Г.
Конспект занятия «Доброе дело не знает границ»
Цель:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Задачи: Образовательные: - формирование представлений и элементарных знаний об экологии; - формирование познавательных интересов во внеурочное время;
- анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
Коррекционные:
-развитие индивидуальных способностей учащихся;
- расширение знаний о том, как защищать природные ресурсы;
- расширение и активизация словаря (экология, планета, флора);
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе;
Оборудование:
проектор, мультимедийный экран, кукла Лесовичок, карточки для детей,
бумага для изготовления цветка, кружки (красный, желтый, зеленый) на каждого
ученика;
Ход занятия
Воспитатель: (на мультимедийном экране ролик, иллюстрирующий стихотворение) Когда- то, собравшись с последними силами, Создал Господь планету красивую. Дал ей форму шара большого, Дал неба высокого и голубого… И посадил там деревья, цветы, Травы невиданной красоты… Вы слышите? Прислушайтесь… Послушайте… Вы слышите?… Она звучит! В раскате грома, плеске волн, Восходом солнца с нами говорит! Шуршанием листвы, бескрайностью полей, И криком птиц, рычанием зверей, В камнях, деревьях, реках – Во всем, что видим…
- Каким словом можно назвать все, что вы увидели на экране? (Природа)
Все, что нас окружает – это природа, где живут деревья, птицы, звери, люди. Значит природа – это наш общий дом, который мы должны любить, беречь, заботиться. Разные науки изучают природу: ботаника (наука о растениях), зоология (наука о животных) и многие другие. Но есть особая наука, которая изучает взаимодействие растений, животных и нас с вами. Наука эта – ЭКОЛОГИЯ. Ее название произошло от древнегреческого «ойкос» (дом) и «логос» (наука). Значит, экология — это наука, изучающая законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме, т.е. на планете Земля.
И сейчас мы отправимся в путешествие по экологической тропе.
Но что это такое?
Ученик: Неподалеку от дорожки
Стоит цветок на тонкой ножке.
И водит круглой головой
Над первой, робкою травой –
Следит широким глазом
За всем на свете разом!
За ветерками на реке,
И облаками вдалеке,
И за шмелем в пижаме,
И – с ужасом – за нами… (И.Мазнин)
Воспитатель:
- Каким вы представили цветок?
- Почему цветок с ужасом следит за нами?
Верно, ребята, цветок боится, что вы сорвете его и на Земле не останется цветов.
- А для чего они нужны? (Украшают нашу жизнь, для питания нектаром цветов насекомых, для питания животных).
Люди безжалостно рвали цветы, поэтому некоторые из них исчезли.
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы этого не случилось? (Бережно относиться к природе, не рвать много цветов)
2) Ребята, чтобы цветок не волновался, сделаем цветы из бумаги и украсим ими открытку. (Дети изготавливают цветы в технике оригами и наклеивают на общую открытку)
3) Отправляемся по нашей тропе дальше.
Вдруг на нашем пути появляется старичок Лесовичок.
Лесовичок (кукла из театра кукол): чтобы продолжить путешествие, вы должны отгадать загадкио флоре нашего края.
(Отгадки появляются на мультимедийном экране)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит. (Крапива)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего. (Одуванчик)
Я — капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот рад наклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Весной зазеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая? (Черника)
На верхушке стебелька —
Солнышко и облака. (Ромашка)
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)
10. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
А раскусишь — кисло. (Клюква)
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его — сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Сидит Яшка, красная рубашка,
Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель)
Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)
Воспитатель:
Продолжаем наше путешествие. Мы идем по лесу. Кругом растут разные деревья. Кто из вас знает, для чего нужны деревья? (Для красоты; дают тень в жару; питаются многие животные; дают плоды, которыми питаются птицы, животные, люди; выделяют кислород, которым дышат все на Земле, используют в строительстве, отоплении, делают бумагу и многое другое)
- А легко ли вырастить дерево?
- Чем мы можем помочь деревьям? (Зря не ломать, не разводить костер, бережно относиться к бумаге)
Некоторые растения вообще запрещено рвать, так как они занесены в Красную Книгу.
Но не только растения занесены в Красную книгу. Так же в нее внесены многие животные, птицы, которым угрожает опасность исчезновения.
Чтобы растения и животные не исчезли с лица земли, люди, любящие природу, создают заповедники и ботанические сады, в которых они особенно бережно относятся к исчезающим видам растений и животных, изучают их, ищут способы увеличения исчезающих видов.
Чтобы узнать о некоторых видах исчезающих животных, вам нужно выполнить задание. Каждый из вас должен из каждой строки в карточке выписать только буквы русского алфавита и прочитать название животного занесенного в Международную Красную книгу.
(Снежный барс, фламинго, беркут, джейран, белый журавль, гепард)
На экране появляются изображения этих животных и птиц, и воспитатель кратко рассказывает о каждом из них.
Воспитатель: «Взаимосвязь в природе»
Мы пришли на полянку, где немного отдохнем. Сейчас я прочитаю вам небольшую сказку В. Бианки «Как старик с совой поссорился».
Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет — молоком белит. Летит мимо Сова. — Здорово, — говорит, — друг! А Старик ей: — Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг? Рассердилась Сова. — Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови. А Старик: — Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела. Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются: — Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком? Мышь Мыши в ответ: — Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье. Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли. — А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись. — А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни меду, ни воску — волдыри только. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить. — И ветер разнесет, — говорит Старик, а сам в затылке скребет. По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла. Молчит Старик, ничего не говорит. Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять: пойло лижет, а молоко все жиже да жиже. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться. Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало. Нечем стало Старику чай белить, — пошел Старик Сове кланяться: — Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай. А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп. — То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей? Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить— Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
Воспитатель:
- Что нарушил старик? (Взаимосвязь в природе)
-Чему нас учит эта сказка?
-. Молодцы. А теперь задание: с помощью карточек покажите
взаимосвязь всего живого в природе.
«Экологический светофор»
Перед вами наборы разноцветных кружков, Цвета соответствуют цветам светофора. И обозначают они то же самое, что и в правилах дорожного движения:
-красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде;
-желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
- зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе.
На мультимедийном экране различные ситуации поведения людей в природе, дети, поднимая соответствующего цвета кружки, показывают, как надо себя вести.
А сейчас мы повторим правила поведения в природе необычным способом – вы будете заканчивать стихотворные строчки.
- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую ...(жечь). - Ать-ать-ать, не будем гнезда ... (разорять). - Оры-оры-оры, не трону ... (мухоморы). - Ой-ой-ой, подкормлю я птиц... (зимой). - Аем-аем-аем, деревья мы ... (сажаем). - Су-су-су, не станем мусорить в ... (лесу). - Омы-омы-омы, очистим ... (водоемы). - Ор-ор-ор, потушу в лесу ...(костер). - Орнем-орнем-орнем, цветок не вырву с ...(корнем). - Эвья-эвья-эвья, нельзя ломать ... (деревья). - Эчь-эчь-эчь, природу будем мы ...(беречь).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в природу. Мы узнали много нового, узнали правила, по которым все мы должны жить, чтобы стать настоящими друзьями природы. И пусть деревья растут, цветы цветут, птицы поют, и все вокруг живет, взаимодействуя друг с другом, радуя нас своим существованием.
Ученик: Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!