Просмотр содержимого документа
«классный час " Твори добро. Поговорим о милосердии."»
Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»
Цели: 1. Познакомит с понятием «милосердие».
2. Воспитать стремление помочь окружающим.
3. Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
4. Воспитывать стремление совершать добрые дела.
Образовательные: учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции и в процессе подготовки и
написании сочинения-миниатюры;
создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе
мыследеятельности детей на уроке.
Воспитательные: воспитывать свободу мышления, учить свободно, без боязни выражать свои
чувства, эмоции, мысли;
воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему.
Развивающие: развивать воображение, монологическую и диалогическую устную речь детей,
расширить представления детей о нравственной стороне окружающей
деятельности, развивать умения выражать свои мысли в процессе написания
сочинения-миниатюры.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
Тип : проблемно-диалогический.
Ход мероприятия.
Организационный момент
Звучит музыка, взяться за руки, улыбнуться.
Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.
(слайд 1)
- Почему стоит многоточие?
- Верно, мысль не окончена.
- Как вы понимаете «милосердие»?
(ты думаешь, что…
Некоторые из вас считают, что…
Другие думают, что…)
Стихотворение
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Милосердие! Сердец доброта!
(Слайд 2)
- Как получилось слово «милосердие»?
- Какая часть слова указывает на его основной смысл?
- Корень слова Милосердия
- Назовите его ( Здесь два корня мил и серд)
- Молодцы! Итак, корень «мил», корень «серд»
- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил» (Слайд 3)
- Назовите слова с корнем «мил» (милый)
- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)
- Значит милый – это приятный?
- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй ,ласковой, нежной)
Ученик: Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы
радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.
- Ребята, назовите еще слово с корне «мил» (милость)
- Что думаете о значении этого слова?
( Помощь, любовь, жалость, добро) (слайд 4)
Задачи:
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался прейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и превел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
- Как вы поступили бы на месте мальчиков?
- Где и как вы проявляете доброту?
Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям.
Ученик: Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
- Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно. (Слайд 5).
- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?
Теперь подберем родственные слова с корнем «серд» (Слайд7)
(Сердце)
- Вот оно какое наше сердце (слайд8)
- Посмотрите, это доброе сердце?
Ученики: - нет, это холодное сердце.
- Давайте вспомним сказку Х. Андерсена «Снежная Королева». (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Каю, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие)
- Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.
(Слайд8)
Сердце болит –
Душа болит-
( Когда нам обидно, когда мы переживаем, когда вы кого-то обижаете. Неужели душа не болит и вам все равно?)
Ученик: Антон Павлович Чехов, обращаясь к молодым, писал: «Пока молоды, сильны и бодры, не
уставайте делать добро!»
Ученик: « Доброе сердце – это сады,
«Добрые слова – это корни,
«Добрые мысли – это цветы,
«Добрые дела – это плоды.»
- Итак, родственные слова к слову «сердце»: сердечная боль, сердечный человек (Слайд 9)
V. Актуализация знаний.
- Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?
- Доброта, жалость, помощь, прощение.
- Скажите, кто может быть милосердным? (человек)
- Встречались ли вам милосердные люди?
- Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С.И.Ожегова
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (Слайд 10)
- Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь)
(Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)
- А можете ли вы милосердные поступки? «Будьте милосердны!» - призывал Иисус в нагорной проповеди.
- учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям. «Нет, не делайте запасов из любви и доброты. И на черный день грядущий не копите милосердья…» - писал поэт Б.Окуджава.
VI. Физминутка
Звучит тихая музыка
- Давайте попробуем растопить ледяное сердце, и наполним его добром (слайд 11)
(Добро всегда побеждает зло)
- Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека. Я дарю каждого из вас в виде сердца, чтобы вы не забывали делать хорошие поступки. И пусть он согревает вас и напоминает о добре, милосердии.