Просмотр содержимого документа
«Классный час "Тепло родного очага"»
Классный час «Тепло родного очага»
Цель классного часа: показать значение семьи, домашнего тепла
Задачи:
формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
продолжить работу по сплочению классного коллектива;
развивать речь, умение рассуждать.
Оборудование: презентация, детские рисунки о семье.
Ход проведения классного часа
1. Организационный момент
-Послушайте отрывок песни и определите, о чём пойдёт речь на классном часе.
(Отрывок из песни «Дом родной» А. Гомон)
Высказывания детей.
2. Сообщение темы классного часа
- Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье.
- А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение? ( Это своя улица, свой город. Место, где человек родился и вырос. Это семья. В доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.)
- Действительно, ребята, дом – это очаг. Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь.
Тема нашего занятия так и звучит «Тепло родного очага»
Учитель: В толковом словаре Ожегова написано (слайд 2), что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего (слайд 2). Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось. А что обозначает это выражение? (Семья)
А что такое семья?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.
Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе (слайд 3). Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.
Рассказ ученика о своей семье (На слайдах фото из семейного альбома ученика)
Учитель: Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье.
Учитель: Русский народ сложил много пословиц о семье.
Пословицы разделены на две части, соедините части правильно (слайд 5).
Когда семья вместе,
так и душа на месте.
В гостях хорошо,
а дома лучше.
Дети не в тягость,
а в радость.
Семья в куче –
не страшна и туча.
Согласье да лад –
в семье клад.
Чем богаты,
тем и рады.
Дом вести –
не рукавом трясти.
Учитель: Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7 (слайд 6).
Какой хороший вечер! Как хорошо быть вместе! С газетой папа дремлет, Готовит мама ужин.
Под крышей пар в кастрюльке Насвистывает песню, А мотылёк прозрачный Под яркой лампой кружит.
Глаза мои закрылись… Раскрыть бы их пошире, Глядеть бы удивлённо, Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез. Лишь мама Посередине мира. И я, уже уснувший, У мамы на коленях.
Учитель: Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?
Работа в парах. У детей на партах листочках листочки со словами.
-Давайте вычеркнем слова, мешающие семье быть благополучной: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок.)
Учитель: У каждого в семье должны быть свои обязанности (слайд 7). А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?
Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.
Учитель: Давайте поиграем в веселую игру – “Распределение обязанностей в семье”.
1 ряд - мамы
2 ряд - папы
3 ряд – дети
Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.
Вопросы для игры:
1) Готовить обед.
2) Отремонтировать утюг.
3) Собирать портфель.
4) Повесить картину на стену.
5) Ухаживать за цветами.
6) Застилать постель.
7) Убирать квартиру.
8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.
9) Сделать покупки в магазине.
10) Починить утюг.
Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной (слайд 8).
Учитель: Рождаясь, человек получает имя (слайд 9). Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.
Дети рассказывают, в честь кого из родственников им было дано имя.
Учитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции (слайд 11).
Давайте поразмышляем о них.
(раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они почитали)
Работа в группах
Текст для 1 группы
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана.
В казане бишпармак кипит
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
Текст для 2группы
Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше?
Текст для 3 группы
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
-Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (ученики читают материал по карточкам):
• собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
• всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• приглашать гостей и собирать застолье;
• собирать и хранить семейные фотографии;
• хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
Работа в парах
Давайте составим«Правила Дружной Семьи».
(Дети в парах выбирают из предложенных вариантов правила семьи).
Каждый имеет свои обязанности, даже младшие;
Каждый делает то, что хочет;
Каждый говорит слова благодарности;
Делает приятные сюрпризы;
Предупреждает друг друга о том, куда пошёл;
Просит для себя самое вкусное;
Грубо разговаривать;
Говорить ласковые слова;
Напоминать маме, какая она красивая;
Когда папа устал, прыгать и кричать;
Вместе гулять;
Уметь отказаться от чего – то
Учитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели.
Учитель: Представьте, что ваш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в вашем классе?
Дети отвечают.
Учитель: Давайте построим дом для вашей семьи (слайд 14). Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).
Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на, записанные на брёвнах.
Дети поочерёдно выходят к доске и размещают «бревна» в виде дома, на которых написаны слова:
ЗАБОТА
УВАЖЕНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ЛЮБОВЬ
РАДОСТЬ
УЮТ
СЧАСТЬЕ
ДРУЖБА
грубость
ТРАДИЦИИ
Учитель: В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.
Учитель: Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом.
- Какой должна быть семья? Я предлагаю вам выбрать одно из слов и прикрепить на доску (Семья: счастливая, дружная, большая, весёлая, трудолюбивая, радостная, обеспеченная, заботливая, любящая детей, уважительно относящаяся к старшим, увлечённая любимым делом, берегущая народные традиции, принимающая активное участие в жизни школы, спортивная, музыкальная, милосердная, здоровая (без вредных привычек).
-Ребята у вас на партах лежат сердечки. Возьмите и напишите на обратной стороне пожелания своим близким людям, своей семье. Эти сердечки вы можете подарить тому, кому оно предназначены.
Притча о дружной семье
Учитель (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом (слайд 15). Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!
Ученик:
Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем!