Просмотр содержимого документа
«Классный час "Разговор о дружбе"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 х.Новоселовка
Открытый классный час
«Разговор о дружбе»
4 класс
Подготовила учитель начальных классов:
А.Е.Мазепина
Цели:
Обсудить с учащимися смысл слова “дружба”, научить различать настоящую дружбу от простого общения.
Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Оборудование: эпиграф, наборы пословиц, выставка книг о дружбе
Предварительная подготовка: выставка рисунков о дружбе, выставка книг о дружбе,
«Дружба – это не только великий дар,
но и великий труд»
1.Приветствие
У-В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.Мы поприветствуем друг друга игрой «Здравствуй, друг!» (работа в паре)
Здравствуй, друг! (рукопожатие)
Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу) Где ты был? (грозят пальчиком) Я скучал! (прикладывают руку к сердцу) Ты пришел! (разводят руки в стороны) Хорошо! (обнимаются)
2. Сообщение темы и цели мероприятия.
У- Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Её труднее найти с годами, но ещё трудней сохранить и поддерживать.
Ребята, вы догадались, что это?
- Дружба.
- Правильно, это дружба.
- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, заниматься спортом, делать уроки вместе, читать новую книгу или посекретничать о чём-то своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
- Наш классный час называется «Разговор о дружбе». Эпиграфом я выбрала замечательные слова, думаю в их истине мы убедимся с вами.
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?
(научится отличать дружбу от зла, понять каким должен быть друг и уметь дружить.)
Работа в группах.
Группа. Кто такой друг? Кого можно назвать другом и почему?
Группа. Кто такой приятель? Кто является приятелем для вас. Приведите примеры.
Группа. Кого можно назвать товарищем? Чем отличается приятель от товарища и друга? Почему вы так думаете?
Давайте подумаем, чем эти слова отличаются друг от друга?
Дружба и приятельские отношения – это одно и то же?
Может ли быть много друзей?
(дети высказывают свои мнения)
В словаре Сергея Ивановича Ожегова «Словарь русского языка» значение этих слов таково:
-Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;
- Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
- Приятель — человек, с которым, состоят в дружеских, коротких отношениях
- Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать. Продолжите их, чтобы получилась полная и правильная пословица:
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Большая заслуга – выручить в беде друга.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Где дружба, там и согласие.
Дерево живёт корнями, а человек – друзьями.
Друзья познаются в беде.
Кто любит лгать, того нельзя другом назвать.
Скажи кто твой друг и я скажу, кто ты.
Без беды друга не узнаешь.
Друга за деньги не купишь.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Старый друг лучше новых двух.
Сам пропадай, а товарищей выручай.
Друга легче потерять, чем найти.
У- Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц?
Вывод: Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно помнить, что человек живёт один раз на земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
- Проанализируем несколько ситуаций.
6.Анализ ситуаций.
Ситуация
группа №1.
Друг напомнил мне вчера
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок.
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда - то,
А теперь представил счёт.
Не, влечёт, меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
-Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему? (ответы).
Ситуация
группа №2
Все живут не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной : « Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день
Будешь ты меня спасать. Дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: « Срочно требуется друг».
- Что героиня этого стихотворения ждёт от дружбы?
-Почему она не может найти друзей?
(ответы)
Ситуация
группа №3
А. Барто “Требуется друг”.
Все живут – не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: – Дружи со мной, Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы, как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: – Но ты учти – Ты во всём должна идти Другу на уступки.
-Да, девочка ищет не друзей. А выгоду для себя: привлечь внимание к себе с помощью чужих заслуг. Стать хорошей ученицей за счёт чужих способностей.
Ситуация №4
Чтение учителя
Валентина Осеева «Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.
Коля спросил у товарища, почему он не ест, Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.
Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.
А Володя ничего не спросил. Он разломил пополам пирожок и протянул товарищу.
·У Почему Витя не завтракал?
· Кто из ребят оказался настоящим другом? Почему вы так думаете?
У-Послушайте мысли вслух («Монолог о дружбе»): Читают дети.
Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен И не может в школу приходить, — Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот. Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью. Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг. Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети Письма детям из другой страны. Дружба — это мир на всей планете Без сирот, без ужасов войны.
7.Игра-тренинг «Сердечное дерево дружбы» Учитель. Посмотрите, какое необычное дерево выросло у нас в классе. сердечное дерево дружбы. Чтобы оно не засохло, нам нужно укрепить его нашими именами, именами ваших друзей. Дети пишут имена друзей на сердечках и прикрепляются к веткам дерева
– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?
- Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
У-О дружбе написано много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей. Работа с выставкой книг
Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
8.Основные законы дружбы.
Читают ученики по очереди.
1. Один за всех и все за одного.
2.Мойте чаще руки.
3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
4. По утрам делайте зрядку.
5. Радуйтесь вместе с друзьями.
6. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
7.Переходи дорогу по пешеходному пешеходу.
8. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
9. Берегите друзей, ведь друга потерять легко
-Вы согласны с этими законами?
- Принимаем?
– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
V. Рассказ детей о своих друзьях.
- А у вас есть друг? Расскажите, какой он? Почему вы считаете его другом?
- Ребята, вы уже четвертый год учимся в одном классе. Вместе считаем, читаем, вместе спорим, иногда договариваемся. Все это время мы учимся многим наукам. Но самая важная из них – это наука дружить. Много лет назад древний философ Сократ сказал: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
- Ребята, а как вы думаете, какие поступки способствуют укреплению дружеских отношений в классе?
( ответы детей).
- Да это – Взаимовыручка
Взаимопонимание
Сочувствие
2) Игра «Рука Дружбы» (Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества).
- А теперь свои ладошки подарите друг другу. Мы все протянули руку дружбы друг другу.
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае особенно проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, взаимовыручка и ответственность.
- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений.
Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
9. Подведение итога классного часа.
Вот и подошёл к концу наш классный час. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: – Ребята, давайте жить дружно! (Песня «Дружба крепкая»)
-Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!
Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни.
Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Приятель — человек, с которым, состоят в дружеских, коротких отношениях.
Будешь ты меня спасать. Дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: « Срочно требуется друг».
Ситуация
группа №3
А. Барто “Требуется друг”.
Все живут – не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: – Дружи со мной, Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы, как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: – Но ты учти – Ты во всём должна идти Другу на уступки.
Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен И не может в школу приходить, — Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот. Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью. Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг. Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети Письма детям из другой страны. Дружба — это мир на всей планете Без сирот, без ужасов войны.
Один за всех и все за одного.
Мойте чаще руки.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
По утрам делайте зрядку.
Радуйтесь вместе с друзьями.
Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
Переходи дорогу по пешеходному пешеходу.
Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.