формирование дружеских отношений в коллективе и с окружающими.
Ход классного часа:
1.Оргмомент.
2.Вступтельная часть.
- Друзья, сейчас я прочту вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чём оно.
Добротой не гордятся, Словно списком заслуг. Доброта-не богатство, А спасательный круг. Доброта ходит тихо, Ни о чем не крича, Она с теми, где лихо, Там, где гаснет свеча. Она там, где устало Чье-то сердце болит, Чья-то вера пропала, А надежда скорбит. Доброта-не реклама, Дивидендов не ждет. Она просто, как мама, И придет, и спасет. Руку нежно положит И заглянет в глаза. И подняться поможет, И минует гроза.
- Так о чём это стихотворение?
-Да, вы правы. В стихотворении говорится о доброте. Тема нашего классного часа: «Поделись своей добротой». (Слайд 1) Сейчас наша задача – понять, почему это важно говорить о добре, доброте и что такое доброта.
-Итак, почему надо говорить о доброте? Какое это качество?
- Доброта - это качество, которое ценилось ещё в давние годы. Если мы вспомним произведения устного народного творчества, то увидим, что в сказках всегда добро побеждает зло, есть много пословиц о добре, да и потом многие выдающиеся люди очень высоко оценивали это качество.
-Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай - ка», а поможет нам в этом «волшебный» сундучок, в котором спрятались сказочные предметы и половинки пословиц. Ваша задача назвать предмет, сказку и добро, которое в ней совершалось, а если вы выбрали пословицу, то её надо произнести полностью.
Пословицы:
Доброе слово лечит, а злое калечит. Доброго чтут, а злого не жалуют. Учись доброму, худое на ум не пойдёт. Добра желаешь, добро и делай. Добро поощряй, а зло порицай. Сделаешь худо, не жди добра. Доброе слово и кошке приятно. Сказки:
Цветок из сказки «Цветик-семицветик»
Волшебная палочка
-Молодцы, вы справились. Так почему надо говорить о доброте? (Доброта – важное качество).
2. Основная часть.
- Как вы думаете, что такое добро, доброта? (Ответы)
У детей на столах цветные прямоугольники.
- Если бы вы были художниками и вам предложили нарисовать доброту, то в какой цвет вы бы её раскрасили? (Мягкие, тёплые тона).
-Давайте сейчас обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова Сергея Ивановича.
Определение читает ученик.
(Слайд 2)
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Что такое добро, доброта мы выяснили с помощью словаря. Теперь давайте посмотрим, из чего она состоит, т.е. попробуем выяснить, что она из себя представляет.
-Сейчас я предлагаю вашему вниманию слайд. Посмотрите и подумайте, что хотели сказать авторы. (Слайд о солнце 3).
- Как вы понимаете высказывание ?
Вывод: Доброта начинается с тебя. Меняйся сам.
- Как меняться? Надо изменить свои мысли.
-Сейчас мы в этом потренируемся.
На доске солнце, дерево, цветок. На них написаны слова: грубость, зависть, ложь, несдержанность, пассивность.
Задание: заменить на противоположные: вежливость, щедрость, правда, сдержанность, активность.
- А сейчас повернитесь друг к другу и скажите что - нибудь хорошее.
-Легко ли это было сделать?
- Помните, как в рассказе В. Осеевой «Бабка» бабка говорила: «Обидеть- что ударить, приласкать – надо слова искать.» (Слайд 4)
(Слайд 5) Омар Хайям
- Какие слова мудрец называл согревающими? (Ответы детей)
(Слайд 6)
1 ученик: Спасибо. За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали сколько раз.
2 ученик: Пожалуйста Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. 3 ученик: Простите Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду И взрослых перебивать, И что обещал – забывать. А если я всё же забуду, - Простите, я больше не буду. 4 ученик: Добрый день - Добрый день! – тебе сказали. - Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты. 5 ученик: Доброго пути Нам желают: «Доброго пути!»- Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. 6 ученик: Здравствуйте - Здравствуйте! – ты скажешь человеку. - Здравствуй! – улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. Учитель: Эти слова всем известны давно, Видишь – они просты и не новы Но я ещё повторю всё равно: - Добрые люди, будьте здоровы!
Вывод: Надо быть вежливым.
- Мы пришли к выводу, что доброта начинается с нас самих. А на кого должны быть направлены её лучи, разобраться поможет сценка.
Автор: Готов для человечества он многое свершить …
Мальчик: Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел,
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор: Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик: Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор: Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик: Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено, Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел ….
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор: В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра ….
Сестренка: Я тоже человечество и мне гулять пора!
- Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
Вывод: Надо помогать тем, кто рядом.
- Можно ли принудить человека быть добрым?
-Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?
-Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
- У Виктора Петровича Астафьева есть замечательный рассказ «Конь с розовой гривой». (Слайд 7) Давайте вспомним, о чём он. (Краткое содержание рассказа)
-Куда собиралась бабушка?
-Что нужно было сделать Вите, её внуку? Для чего?
-Какой вес имел в то время такой пряник? (Слайд 8) (С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его.
- Выполнил ли мальчик поручение бабушки?
-А вот чем заканчивается рассказ, мы сейчас увидим.
Инсценировка отрывка из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Ученик, придерживая одной рукой штаны, прижав другую локтем к глазам, завел: — Я больше… Я больше… Я больше… — и ничего не мог дальше сказать. — Ладно уж, садись трескать! — все еще непримиримо, но уже без грозы, без громов оборвала бабушка. Содрогаясь от все еще не прошедших всхлипов, Витя прилепился к столу, взял со стола краюху и стал есть ее всухомятку. Бабушка одним махом плеснула молоко, со стуком поставила посудину передо ним и подбоченилась: — Брюхо болит, на краюху глядит! Эшь ведь какой смирененькай! Эшь ведь какой тихонькай! И молочка не попросит!.. Витя знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке, сделать чего не по ее усмотрению. Она должна разрядиться и должна высказать все, что у нее на сердце накопилось, душу отвести и успокоить должна. И срамила же его бабушка! И обличала же!
-Ах, ты плут, и на какую «кривую дорожку» твоё плутовство тебя еще уведет, коли ты так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой.
Витя уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…
Потом бабушка устала, выдохлась, а может, и почуяла, что уж того она, лишковато все ж его громила. Было покойно в избе, однако все еще тяжело. Не зная, что делать, как дальше жить, мальчик разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой… Он зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой. — Бери, бери, че смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь баушку… Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и жизнь писателя клонится к закату, а он все не может забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой.
-Почему бабушка купила пряник? (Умела прощать).
Вывод: Умей прощать.
- Многие писатели и поэты касались в своём творчестве темы добра, доброты. Не является исключением Михаил Исаковский. В копилке поэта есть замечательное стихотворение «Вишня». Послушайте его внимательно и подумайте, что хотел сказать автор.
(Слайд 9)
Стихотворение читает ученик.
М.Исаковский
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
- Для чего старик решил посадить вишню у дороги?
-Мечтает ли он при этом о благодарности?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Не требуй платы за сделанное.
- В жизни с нами происходят разные события, мы совершаем поступки, которые влекут за собой разные последствия, порой самые неожиданные.
Маленькая быль о доброте.
Мальчишка был голодный и босой, давно не ел, кружилась голова. В дверь постучав, воды он попросил, но женщина выносит… молока! И тот стакан дал силы снова жить! Поверил он — есть в мире доброта! Минуло много лет… доктором он стал. Вперед его жизнь потихоньку шла. Он на обходе женщину увидел, ту, что дала когда-то молока! Она была больна, причем серьезно, ей срочно операция нужна! Он жизнь ей спас, все силы приложив, живет и побеждает доброта!… Квитанцию к оплате принесли, "Всю жизнь платить!" — подумала тогда, и взяв листок, не верила глазам! Оплачен счет! Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока»!
-Чему учит эта история?
Вывод: Отвечай добром на добро.
- Январь в нашей школе прошёл под девизом «Спешите делать добро». Почему надо спешить делать добро? Ответить на этот вопрос опять поможет рассказ В. Осеевой «Бабка»:
(Слайд 10)
«…Умерла бабка перед маем…
…Борька держал пакет с леденцами и долго вглядывался в бабкины каракули «Внуку моему Борюшке». В букве «ш» было четыре палочки.
«Не научилась!» - подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока…»
-Так почему надо спешить делать добро? (Ответы детей).
(Слайд 11)
Сердца людей - ценней, чем золотые слитки.
Мы все должны друг другом дорожить.
Бывает – от тепла простой улыбки
Стоящий на краю захочет жить…
- Подводя итог, давайте ещё раз вспомним, что же такое доброта?
- Что значит быть добрым человеком?
- Заканчивая, хотелось бы пожелать:
(читают дети)
Добро творить спеши, мой друг, И для друзей и для подруг, Порою им бывает худо, Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать, Спасеньем в жизни может стать, Друг, не жалей огня души, Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело Ты применить сумей умело, Их не жалей любому дать, Добром их души исцелять.
Такая истина бытует: Добра не делай – зла не будет, С обидой в сердце трудно жить, Добром за зло умей платить. Тот, кто добро творить умеет, Зла сотворить уже не смеет, Дари, дружок, добро дари, За все добром благодари.
( Слайд 12) Генри Лонгфелло (американский поэт) говорил так: «Добрые сердца – это сады. Добрые мысли – это корни, добрые слова – это цветы, добрые дела – это фрукты… Позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел.»