– формировать умение определять цель учебной деятельности;
– формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
– формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.
3. Личностные:
– Формировать положительную мотивацию к обучению;
– Формировать умение ценить и принимать базовые ценности («настоящий друг»).
Оборудование: цветок «Дружбы», шаблоны бабочек, карточки, пословицы о дружбе, презентация, рисунки детей, использование детских песен.
Ход классного часа:
Учитель:
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку и отправился к мудрецу. И он спросил у того: Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».
Действительно, все было в руках завистника: оставить бабочку живой или мертвой.
В наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми, дружелюбными.
Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? (дружбе)
Действительно, мы поговорим о дружбе.
Улыбнитесь друг другу. Давайте подарим друг другу хорошее настроение сегодня и будем дарить всегда. У каждого из вас на столе лежат бабочки. Раскрасьте их крылышки так, чтобы их расцветка отражала ваше настроение. Положите их на стол они нам еще пригодятся.
Дети выполняют рисунки.
Учитель:
– Дети, вы видели мультфильм про кота Леопольда?
– Какой он - кот Леопольд? (Добрый).
– Какие слова он говорил постоянно мышатам?
«Давайте жить дружно!»
ТАК же и вы старайтесь работать в команде дружно. А за каждый правильный ответ команда будет получать бабочку.
Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»?
А вот так слово толкуется в словаре ОЖЕГОВА
Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность,
привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей.
– Послушайте стихотворения, которые подготовили ребята.
Они расскажут, что же такое дружба.
Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасёт. С другом – даже злая слабость В миг растает и уйдет. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар!
1 ЗАДАНИЕ: Анализ ситуаций.
– Послушайте ситуации и выскажите свое мнение. Сравните рассказы.
1. Слушание рассказа «Одинаковые».
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
– Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
– Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
– Да, ты стала хуже…
– Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!
– Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что б ы вы сказали Соне?
2. Послушайте рассказ «Друзья» (Инсценирование).
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
– Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем, – сказал Максим.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
– Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
УЧИТЕЛЬ: – Ребята. а кого вы считаете настоящим другом? Есть ли у вас в классе такие друзья?
-А кто самые близкие друзья ваши в семье?
1. Конкурс чтецов.
2.Стих «Подарок»
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка…
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки-
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.
2. Конкурс пословиц о дружбе.
– Попробуем вспомнить пословицы о дружбе.
Игра «Закончи пословицу» (команды по очереди договаривают)
– Видите, ребята, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть
– Ребята, а кто ещё может быть другом? А с кем вы дружите?
А может дружба распасться? А по каким причинам?
Чтение по ролям «Кто кого?».
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили?
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл!
– И я забыл!
Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
ФИЗМИНУТКА
Учитель: Выполняется физминутка «Самолёт».
3. Сказочный конкурс.
Учитель: Друг у человека может быть один – самый близкий, которому доверяешь свои тайны, делишься проблемами, для своих одноклассников, вы должны стать товарищами. Мы должны заступаться за каждого, обязательно выручать из беды, как многие сказочные персонажи в своих сказках выручают друг друга.
Игра «Найди пару – кто с кем дружит».
– У вас в конвертах лежат карточки. на которых записаны имена сказочных героев, составьте пары друзей.
Крокодил Гена Ласточка
Мальвина Семь гномов
Белоснежка Герда
Кай Пятачок
Винни-Пух Буратино
Карлсон Чебурашка
Дюймовочка Малыш
4. Творческое задание.
Составление цветка «Дружбы» из качеств настоящего друга.
УЧИТЕЛЬ – У меня на доске только серединка ромашки, а белых лепестков нет. Они лежат у вас в конвертах. На каждом лепестке записано качество человека, какие из них подходят для настоящего друга.
– В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.
– Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.
– Вам нравится?
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
Игра «Найди сходство»
Задания игрокам: найти сходство с одноклассниками и пригласить в круг ученика на основании этого сходства, повторять нельзя. Например, «Катя, у нас с тобой одинаковые по цвету волосы». Катя выходит в круг и ищет сходство со следующим учеником в классе. Учитель подводит итог: «Как много у нас общего!» Сходство можно найти с любым человеком.
Учитель: – Мудрая Сова хочет дать несколько советов, которые помогут вам общаться с друзьями, взрослыми, со всем живым
Правила дружбы в школе:
– Избегайте ссор;
– Помогайте друг другу;
– Не смеяться друг над другом;
– Уметь прощать и уступать ...
– Не оставляйте друзей в беде.
– Не грубите, не ябедничайте
Игра «Светофор».
– «Зелёный» –«Да», «красный» –«Нет».
1) Здороваться при встрече.
2) Толкнуть и не извиниться.
3) Помочь поднять упавшую вещь.
4) Не встать, обращаясь к учителю.
5) Взять билет в автобусе.
6) Не уступить место в транспорте.
7) Сидеть в шапке за столом.
8) Резать – уродовать стволы деревьев.
9) Ломать ветки деревьев и кустов.
10) После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
Рефлексия.
УЧИТЕЛЬ: – Подарки друзьям разукрашенных бабочек.
Цветок «Дружбы» украшают дети.
– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки?
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?