развитие умения работать с информацией, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения;
развивать коммуникативные качества и навыки сотрудничества в парной работе.
Задачи мероприятия,
направленные на достижение предметных результатов обучения:
раскрыть сущность понятия «доброта»;
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Ожидаемый результат:
понимание значения доброты, доброго поведения человека,
осознание учащимися связи доброты и доброго поступка,
выражение своего понимания к прочитанному и услышанному на занятии.
Оборудование:
толковый словарь С.Ожегова,
Библия,
тексты пословиц на карточках,
таблички с надписями: зависть, грубость, предательство, война, ложь, обман;
чистые листочки;
детали фигур для аппликации; чистый ватман;
чашечные весы,
презентация,
мультфильм про кота Леопольда (фрагмент исполнения песни)
Ход мероприятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие. И начнем мы его со знакомого вам мультфильма (звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты») - слушаем песню и просматриваем фрагмент мультфильма. - Ребята, о каком человеке поет Леопольд? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на мероприятии? ( Да, о доброте и добрых делах.) - А что такое доброта для вас? (Выслушиваются ответы детей.) - Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, мы сегодня и поговорим о доброте.
Объявление темы классного часа (слайд 2).
3. Работа по теме классного часа.
- Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю Сергея Ожегова:
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (слайд 3).
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А. Чепурнов (читает подготовленный ученик).
Давайте поклоняться доброте!
Д авайте с думой жить о доброте :
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
- Ребята, а какого же человека можно называть добрым? (Ответы детей: того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).
– А как вы думаете, что никогда не сделает добрый человек? (Ответы детей)
Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи и т.д.
- Ребята, в какой книге написаны все эти слова? (в Библии, показ книги.)
- А что такое Библия? (Библия – это книга, содержащая мифы христианской религии).
- В библии написаны так же и притчи. Притча – это рассказ с нравоучением. А теперь прослушайте притчу (учитель рассказывает притчу).
Притча о Добре и Зле (слайд 4)
- Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: -А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? - Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? - Доброта – это самое нравственное качество русского народа.
- Ёщё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере библии, притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. И сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание.
«Восстановите пословицы» (работа в парах на карточках) (слайд 5, 6)
1) Жизнь дана на ………………. дела.
2) Мир не без …………… людей.
3) ……….. слово и железные ворота открывает.
4) ……… слово человеку, что дождь в засуху.
- От какого слова произошли все эти слова? (от слова доброта)
- Какая пословица подходит к этой притче. (Ответы детей - первая)
- Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только ваши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом сказочный сундук. Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь (слайды с 7 по 17).
–Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
- Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)
–Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
- Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. ( Дюймовочка)
- Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса - Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
- Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
- Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
- Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева)
- Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)
Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Татошка )
- Чем же отличаются эти добрые сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея Бессмертного? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Физкультминутка - игра «Сказочный герой – добрый и злой»
(учитель называет героя, а ученики выполняют движения - добрый герой – хлопают в ладоши, злой герой – приседают на корточки, руки на пояс).
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло, Кот в сапогах, Царь Салтан, Змей Горыныч, царевна Лебедь, ….)
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать это весы? (Учитель показывает самодельные чашечные весы.) На одну чашу мы положим «Зло» (таблички с надписями:зависть, грубость, предательство, война, ложь, обман, ….)
- А что нужно сделать, чтобы победить зло? (Ответы учащихся)
- Правильно, нужно чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельки положим их на чашу весов с добром.
( Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу «капельку» добра).
- Вот видите, ребята, как можно победить зло.
- Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее дело.
Творческое задание «Доброе дело»
(Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, бабочки, цветы, речка и т.д. )
- Каждый должен рассказать о доброте того, что ему досталось на карточке, не называя его. А вы должны угадать, о ком рассказывают ваши друзья и потом прикрепить к ватману на доске. (Выполняют работу) - Как можно назвать эту картину? Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Ответы детей). (Добрая земля!) Ведь делать добро – это здорово! - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (Ответы детей)
Беседа о вежливых словах.
- Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.
- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
- Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И в России, и в Германии говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
- Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
- Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат (слайд 18)
- Много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
- Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят « Доброе слово и кошке приятно». Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.
4. Подведение итогов.
- Наше занятие подходит к концу.
- Давайте скажем, о чём мы говорили сегодня?
- Что вам понравилось и запомнилось?
- Пригодиться ли это вам в жизни? (Ответы детей)
4. Итоговая рефлексия.
- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, вежливыми, смелыми и трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Спешите делать добро! Делитесь своей добротой с другими! (слайд 19) Сегодня я всех благодарю за доверительный разговор, умные мысли, за творческое отношение к работе (слайд 20).