Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна»
Республики Тыва
Классный час
Тема: Моё здоровье. Лекарства.
проведенного 03.02.2015г.
в 2 классе
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Монгуш Ольга Окпан-ооловна
Аянгаты 2015г.
Цель: формирование понятий о влиянии на организм человека лекарственных препаратов.
Задачи:
Предметно-информационные
- формирование понятий «здоровье» (физическое,психологическое, духовное), «болезней», «защитные барьеры организма», «лекарства», «лечение», «самолечение», «зеленая аптечка»;
- развитие умения поддерживать и сохранять собственное здоровье.
Деятельностно-коммуникативные
- воспитание ответственности за свое поведение,здоровье, за свое будущее.
Ценностно-ориентированные
- развитие мышления речи,познавательных интересов,эмоций и воли.
Форма проведения – общеклассная.
Оборудование- бланк рецепта, аптечка, таблица с травами, картинка с изображением Здоровячка.
Методы-словесный,практический,репродуктивный,дедуктивный.
Ход урока
IОргмомент.
Сегодня у нас необычный урок. Хочу, чтобы вы поздоровались друг с другом. Говорите друг другу – Здравствуй!»-значит желать здоровья.
Здравствуйте! Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем Вас, дорогие наши ученики.
Будем мы сегодня работать под девизом:
« Я здоровье берегу, сам себе и помогу!»
Сейчас мы расслабимся.(релаксация)
Включается музыка Э.Григ «Сольвейн».
- Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес. Полюбуемся белоснежной бахромой деревьев, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты.
Остановимся. А так ли тихо в зимнем лесу? Послушайте как шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
А как пахнет зимний лес? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них.
Вдохните в себя свежесть зимнего утра. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов. Доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 и вы на счет 5- откроете глаза.
- Как ваше самочувствие? (кружок)
IIПодготовка к эффективному восприятию.
Продолжаем изучение курса. Ресурсы здоровья. Тема урока «Лекарства».
Мы поговорим о здоровье, болезнях. Будем учится беречь свое здоровье.
- Что такое здоровье?
(хорошее самочувствие, когда ничего не болит; хорошее настроение).
- – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.Это точная характеристика нашего Здоровья. (ЭмбимаЗдоровячка).
- А как вы понимаете физическое здоровье?
(когда я хорошо себя чувствую, у меня ничего не болит, мне хорошо и радостно).
Физическое здоровье- это состояние вашего тела.
- А как понимается психическое благополучие?
( хорошее настроение; ни с кем не ссорюсь).
Психическое здоровье – уравновешенное, спокойное состояние, нет злости и обиды, на душе комфорт. (Душа поёт).
- Как вы понимаете выражение «духовный мир человека»?
(это его интересы, увлечения, хобби)
физическое
Здоровье психическое
духовное
Нравственные качества человека тоже определяют его здоровье (доброта, сочувствие, понимание, вежливость).
- Что говорит о полном здоровье человека?
( здоровый человек должен здоров физичеки, психически и нравственно).
А. Чехов писал: « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
- Назовите слово, противоположное по смыслу слову « здоровье».?
- Что такое болезнь?
(когда в организме что-то расстраивается).
Болезнь- это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.
- Как ты себя чувствуешь, когда ты болеешь?
( плохо, настроения нет, завидую тем, кто играет…).
Во время болезни страдает и физическое, и психическое, и духовное здоровье. Недаром в народе говорят: «Когда болеешь, и свет не мил».
Физминутка.
Природа поступила мудро. Как только мы заболеваем, в организме загорается «красный цвет»- сигнал опасности. И тут включается весь организм, каждая его клеточка борется с микробами, инфекцией, болезнью. Это работают защитные барьеры организма.
Но организм не всегда в силах справиться с болезнью?
- Что тогда приходит к нам на помощь?
- Какие лекарства вы знаете?
- Где мы их покупаем?
- Какие лекарства мы покупаем без особых сложностей?
(от кашля, от головной боли).
А есть такая группа лекарств, которая продается только по рецептам.
Это сильнодействующие препараты, которые назначаются только врачом и только в особых случаях. Если мы ими неправильно воспользуемся, то нанесем серьезный вред своему здоровью.
Вот такая ситуация:
Мама на работе, ребенок пришёл из школы, у него очень болит голова, его знобит, он чувствует слабость. мальчик вспомнил, что когда его мама болела, она пила таблетки, которые ей помогли. Ребенок достал таблетку из знакомой коробки и выпил её….Что может произойти дальше?
- Как бы вы поступили?
(вызвали врача)
Правильно. Врач –специалист с высшим мед.образованием. Он 6 лет обучался в университете. Он изучил весь организм человека и причины болезней, поэтому он знает, точно, какие лекарства могут помочь в каждой конкретной ситуации.
По окончании учебы каждый врач даетклятву Гиппократа- «не навреди».
Поэтому свое здоровье мы смело доверяем врачу.
- Кто был в кабинете врача?
- Что напоследок вам выписывает врач?
- Что там указывается?
Лекарство - медицинское средство, в нем содержится много разных веществ и мы не знаем, при каких условиях они оказывают лечебное воздействие. Поэтому, чтобы себе не навредить, лекарство нужно принимать по рецепту врача.
Итог надо строго следовать предписанию врача.
IIIЗакрепление.
- Что это? (аптечка)
- У кого дома есть домашняя аптечка?
- Где хранится?
( Аптечка должна находиться в месте, недоступном для детей).
- Как обращаться с домашней аптечкой?
( Осторожно ! Только взрослые могут пользоваться ей. Многие таблетки похожи на витамины, можно их перепутать, съесть и заболеть ).
В классе тоже есть аптечка. Давайте соберём классную аптечку. Подберем такие лекарства, с помощью которых вы окажете первую медицинскую помощь?
Игра (2 ученика выбирают средства)
( йод, зеленка, вата, бинт, лейкопластырь)
- Когда этими средствами, надо пользоваться?
(упал, поранился, ушибся).
Молодцы! Первую помощь оказать сумеем.
Сценка « Доктор Айболит» (см. приложении).
А нашЗдоровячок предлагает свою аптечку.
- Как она называется?
(Зелёная аптечка»)
- А почему она так называется ?
Таблица с лекарственными растениями.
(учитель показывает :
Дети называют, при каких заболеваниях применяются.
- - от заболевание дыхательных путей.
- - от головной боли, успокоительное средство.
- - кожные заболевания, раны, ожоги, (смотри таблицу «Трав»))
Зверобой.
- Волшебная трава из 99 болезней.
- В народной медицине пользовался такой же славой, как женьшень в Китае.
- У животных с белой шерстью, если они съели эту траву, возникают
припухлости, раны, язвы. Значит, он ядовит!
(может поэтому так назвали зверобой)
- Собирай в конце июня в начале июля. В это время концентрация активных веществ в растениях наиболее высока.
- Применяется при лечении ожогов, язв, гайморита, при кашле, отеках, ангине, головной боли.
- Нельзя применять при длительном пребывании на солнце, при гипертонии и повышенной температуре тела.
- Какими советами доктора Айболита вы воспользуетесь, если заболели?
Кроме того, есть еще одно средство, которое снимает головную боль и улучшит ваше самочувствие.Это самомассаж головы:
Подвигайте руками кожу головы вперед-назад, вперед-назад. Если, болит голова, кожа плохо двигается.
Проведение итога урока.
Рефлексия.
- Что мы должны сделать для своего здоровья?
(не болеть, не огорчать родителей, чаще улыбаться, не быть злым и завистливым).
- Какие способы лечения выберете?
( травами, массаж, лекарства)
- Какое сейчас у тебя психическое здоровье?
( хорошее-хлопаем в ладоши; плохое- топаем)
- Что нового узнали?
Спасибо за урок.
Урок хочу, закончить словами мудрецов:
Одному мудрецу задали вопрос:
- Что для человека важнее- богатство или слова?
Он ответил:
- Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля.
А другой мудрец предупредил:
- Мы замечаем, что самое ценное для нас - это здоровье, только тогда,
Когда у нас его уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Я приготовила всем рецепты приготовления настоев, целебных напитков из лекарственных растений.
Научиться с родителями делать точечный самомассаж по схеме, приготовленной мною.
Ценные свойства лекарственных трав вы оцените прямо сейчас.
Я вам предлагаю чай из мелиссы с малиновым вареньем.
Мелисса успокаивает, болеутоляющее средство, снимает усталость.
Приятного аппетита!
Спасибо за урок!