Просмотр содержимого документа
«Классный час на 1 сентября "Моя малая родина"»
Классный час «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Цель: расширение представлений учащихся о малой родине.
Задачи:
способствовать расширению у учащихся понимания значения выражения: малая родина;
способствовать формированию у учащихся чувства уважения, гордости, патриотизма, интереса к истории малой родины, любви к своей стране и малой родине;
содействовать развитию классного коллектива.
развивать у детей речь, желание больше узнавать о своем крае.
Ход занятия
Вступительное слово учителя
Если ты с утра проснулся
И увидел за окном:
Все нарядны и с цветами,
И веселья полон дом;
Если видишь: по дороге
Много школьников идет –
Значит, наступила осень,
Начался учебный год.
- Сегодня большой праздник - День знаний. Дорогие ребята, я рада встрече с вами.
Промчались летние деньки,
За парты вам пора,
Опять вы все - ученики,
Учеба - не игра!
Ребята, я рада вас видеть повзрослевшими. Вы уже в 3 классе. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю больших успехов. Третий класс - достаточно трудный, но все трудности мы вместе непременно преодолеем.
У нас начинается серьезная работа, трудовые будни. И пусть этот учебный год будет для вас добрым, плодотворным, творческим.
- Давайте скажем друг другу самые красивые слова и вспомним о том, как велик и многогранен великий русский язык. Итак, я показываю букву, а вы называете слова на эту букву, которые отвечают на вопросы «какой? какая? какие?».
- Все мальчики в нашем классе самые... (Учитель показывает букву «С». Сильные, симпатичные, справедливые, смешные, спортивные.)
- Все девочки в нашем классе самые... (Учитель показывает букву «К». Красивые, культурные, кокетливые, классные.)
- А уроки самые... (Учитель показывает букву «Д». Длинные, добрые, дружные, доверительные.)
А все ли на месте? Встаньте, для кого ст. Суворовская самая родная? Замечательно, значит, сегодня в классе присутствуют все!
- Сложите из букв слово и вы узнаете , о чём пойдёт разговор на классном часе?
Дети из букв составляют слово РОДИНА
Родина - слова не знаю чудесней,
В нем наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!
- Какое главное слово в этом стихотворении?
- Как называется страна, где мы живём? (Россия)
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом РУСЬ.
Можем ли мы называть Россию своей Родиной? ( Да)
Клип «Наша Родина –Россия»
Учитель:
Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.
Учитель:
Ребята, посмотрите на карту Российской Федерации. Какая у нас большая страна! Но есть в этой большой стране не менее значимый для нас с вами уголок. Это край, в которой мы живём (показ на карте России.) - Ставропольский край -
- Как по другому называют Ставропольский край? (Ставрополье)
-А почему его так называют?
- Можно ли Ставрополье назвать нашей родиной?
Ставрополье - это наша малая родина.
Это необыкновенный, чудесный край. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Ставрополья – жемчужина России – это наша малая Родина. Наш край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивается прекрасная пшеница, и здравницей страны .
Наш классный час посвящён сегодня малой родине. А почему я сказала «малой»?
А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете значение слов « МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»?
Игра с мячом «Родина – это… ».
Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это… ». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
(Ответы детей.)
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
- У слова родина есть родственные слова – род, родился.
- А где вы родились?
Это и есть ваша малая родина.
- Что вы знаете о нашей станице? (рассказы детей)
- Ребята, а кто знает, как возникла наша станица?
Давайте познакомимся с историей нашей малой родины -ст Суворовской.
Слово учителя. (презентация)
Станица Суворовская была основана в 1825 году. Она лежит между рекой Кума и её притоком Дарья. Изначально она называлась Карантинная, так как выполняла функции пограничного санитарно - пропускного поста при перегонке скота в районы КМВ и дальше. Также станица была военным пограничным постом, выполнявшим таможенно - приграничные функции. А первыми жителями её были казаки Хопёрского и Волжского полков.
Станичники прославляли отечество и родную станицу своими подвигами, которые они совершали под руководством Александра Васильевича Суворова
По преданию, великий полководец проходил через Карантийную со своими войсками и воины даже наносили шапками курган, чтобы полководцу лучше была видна дислокация войск, а когда возвращались, отбирали землю назад. Земля тех, кто не вернулся, осталась лежать курганом. Так ли это, достоверно не известно. Но с тех пор этот курган называется Суворов-Курган, а Карантинная – станицей Суворовской. (24 июня 1835 года по желанию казаков командир Кавказского корпуса генерал – адъютант барон Розен отправил в Санкт – Петербург рапорт с просьбой о переименовании Карантинной, и с 20 августа 1835 г она называется станица Суворовская).
Тяжёлым потрясением для станицы были времена революции и Гражданской войны, когда брат воевал с братом, а сын вставал против отца. Самым активным большевиком был Левчишин, раскулачивающий «кулаков» и зажиточных. Левчишин и Ильин были главными инициаторами искоренения казачества в станице.
В здании Районной Энерго Сети Суворовского участка в те времена находилось казачье атаманское правление, в котором большевиками были сожжены казаки - старейшины.
Не все станичники считают его героем. Но он был активистом, творил историю и верил, что живёт и действует для блага человечества. Он был убит жителями станицы, чтившими старинные заповеди и традиции и не смирившимися с новыми порядками. В парке ему стоит памятник, как напоминание о тех тяжёлых для страны временах. Люди приносят к нему цветы, вспоминая всех жертв того времени с обеих сторон.
В 1902 году на месте сгоревшего деревянного храма в центре станицы казаки поставили 5-главый собор в честь иконы Казанской Божьей Матери. Он был красив и величественен, а звон его колоколов разносился по всей округе и, говорят, был слышен в хорошую погоду даже в Ессентуках и Кисловодске.
В тридцатые годы этот собор большевиками был разобран по кирпичикам. Из тех кирпичей были сделаны многие здания, в том числе и школа №20.
На месте храма сейчас стоит поклонный крест, обозначающий святое место, и может быть когда – нибудь опять над станицей засверкают купола восстановленного храма и зазвучат его колокола.
И именно с тех времён самое красивое место отдыха станицы называется «Белая Круча».
Старики говорят, что во время Гражданской войны в тех рощах прятались отряды генерала Андрея Григорьевича Шкуро, «освободителя Ставрополя и губернии от советского ига», как писали о нём в губернских газетах. Вполне вероятно именно с Белой Кручи совершала свои набеги на Ставрополье печально известная своей жестокостью «Волчья сотня» генерала.
Но когда отвесный берег реки Кума освещается в этом месте Солнцем, он становится белоснежным. Таким образом, причин, почему кручу называют Белой, как минимум, две.
А ещё, старики говорят, что роща у Белой кручи полита кровью белогвардейцев, так как там был сильный бой красных и белых, и белые были разбиты.
Великая Отечественная также не прошла мимо станицы Суворовской. Во время оккупации жителям пришлось нелегко. Были жертвы, были и свои герои. Пионеры ХХ века равнялись на них, а их отряды носили звания пионеров и комсомольцев – героев, погибших в Великую Отечественную войну. Одной из них была комсомолка Шура Ткаченко, жительница Суворовской, работавшая во время оккупации в подполье и замученная гитлеровцами.
В память обо всех павших в центральном парке над всей станицей стоит мемориал с вечным огнём, где увековечены все имена погибших жителей станицы. К нему приезжают молодожёны, выпускники приходят встречать рассвет и положить цветы
Недалеко от стадиона «Дарья» находится памятник – самолёт, увековечивший подвиг летчиков, погибших в воздушном бою над станицей в годы Великой Отечественной войны.
Многие Суворовцы награждены орденами и медалями..
И сейчас Суворовская живет полной жизнью. Она – одна из самых крупных и благоустроенных станиц в крае. Жители станицы не только работают, но и активно отдыхают.
Конечно, это не вся история нашей станицы. Это только малая толика того, что она пережила
Закончить путешествие по истории малой родины я хочу стихотворением Ивана Вараввы:
Шумят , шумят желтеющие нивы ,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.
Творческая работа
Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, краю , станице , школе?
Напишите свои пожелания на листе бумаги и опустите в « Ящик пожеланий».
Задание по выбору:
а)Вырезать рисунки (голуби, облака, цветы).
б)Обвести свои ладошки на лист бумаги, вырезать рисунок.
На доске оформляется композиция: земной шар с выделенной на нем территорией России. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю. Вокруг голуби и цветы.)
- Что символизирует получившийся рисунок?
Подведение итогов.
- Говорят: “Где родился, там и пригодился”.
У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ. Ребята, любите свою станицу, в которой вы живёте, продолжайте её лучшие традиции, не забывайте о людях, которые вошли в её историю.
Рефлексия.
- Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала?