Просмотр содержимого документа
«Классный час "Эти дети хотят, чтобы их понимали"»
Классный час по нравственному направлению к Всемирному дню инвалида
Тема. «Эти дети хотят, чтобы их понимали».
Цель: Формировать представление об «особом ребёнке» и толерантному отношению к людям инвалидам.
Задачи: ознакомить с понятиями «милосердие», «инвалид»; учить контролировать собственными эмоциями;
развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, здоровье окружающих и умение воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Оборудование: нарисованные части тела человека; сигнальные карточки «цветик-семицветик»; конверты с лепестками «цветика- семицветика»; картинка мальчика-инвалида и девочки; маленькие зеркальца; рабочие листы.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей классного часа.
Ребята, тему сегодняшнего классного часа мы узнаем, когда выполним задание.
(на доску прикрепляются нарисованные части человеческого тепа- две головы,
две пары рук, два туловища, три ноги.)
- Что прикреплено к доске? (Части человеческого тела.)
- Давайте, соединим их и посмотрим, что у нас получится. (Класс делится на 2 группы, обучающиеся каждой группы выходят к доске и собирают из деталей фигуру человека.).
- Ребята первой группы, у вас получился здоровый человек? (Да).
- Почему? (Все части тела человека на своих местах).
- А у ребят второй группы, здоровый человек? (Нет).
- Почему? (Не хватает ноги).
- Можно ли этого человека назвать полноценным (здоровым)? (Мнения детей.)
- А как можно его назвать? (Мнения детей.)
- Прочитайте определение, написанное на доске из Толкового словаря Д.Н. Ушакова.
Инвалид (франц.) — человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости. (Дети читают.)
- Итак, о ком мы будем говорил, сегодня на классном часе? (Об инвалидах.)
- Какие бывают инвалиды? (зрение, слух, физические увечья, ДЦП, заболевания различных органов – например, астма…)
- Таких людей в обществе ещё иногда называют люди с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) или люди с ограниченными физическими возможностями.
3. Беседа по теме классного часа.
- Тема нашего классного часа: «Эти дети хотят, чтобы их понимали». Как вы понимаете эти слова? (Мнения детей.)
- Давайтевыполним следующее задание на рабочих листах.
В нашем классе появилась девочка – инвалид. Я стараюсь её не замечать.
Если ребёнок – инвалид просит меня поиграть с ним, то я охотно соглашусь.
Я не буду совместно выполнять трудное задание с мальчиком – инвалидом. Попрошу дать мне в помощники другого ребёнка.
Зелёная карточка – «верно»
Жёлтая карточка - «почти верно»
Красная карточка – «неверно»
- Приятно, что у нас в классе есть дети, которые проявляют большую толерантность по отношению к инвалидам. Но оказалось также, что у нас есть ребята не понимающие таких детей. Хочется надеяться, что после нашего классного часа у них изменится отношение к инвалидам.
- Бывают случаи, когда детям кажется, что они толерантны и терпимы по отношению к окружающим, что они готовы ради этого на великие подвиги. Но на самом деле все оказывается как в стихотворении А. Барто «О человечестве». Послушаем отрывок. (Читает подготовленный ученик)
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
Правильно рассуждает мальчик о своем дедушке-инвалиде? (Мнения детей.)
- Можно ли так сказать инвалид — не человечество? Разве он не относится к людям? (Мнения детей.)
- Поднимите руку, кто считает, что инвалиды такие же люди, как и мы с вами, но с некоторыми особенностями. (Мнения детей.)
- Давайтевыполним следующее задание на рабочих листах. Нарисуйте смайлик, который будет обозначать выражение вашего лица при встрече с ребенком-инвалидом. (Мнение детей.)
- Ребята, если при встрече с инвалидом у вас будет спокойное выражение лица, то это значит, что вы понимаете его проблемы и относитесь к нему толерантно.
- Прочитайте следующий текст в рабочих листах и выполните задания к нему.
Ты воспринимаешь мир целиком. Глаза видят цвет земляники, нос чувствует приятный запах, а язык чувствует сладкий вкус. Ты можешь двигаться как угодно: бегать, прыгать, кататься на велосипеде, плавать, танцевать.Но не всем людям повезло так, как тебе. Некоторые рождаются слепыми, другие не могут ходить, третьи - слышать и говорить.
- Задумывались ли вы когда-нибудь, как тяжело таким людям ходить, общаться?
К сожалению, есть люди, которые смеются над инвалидами, показывают на них пальцем, дразнят их.
Игра «Белая ворона»
(Ребята становятся спиной в круг к центру. Каждому прикрепляется листочек бумаги разных цветов и только один белый. Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя. После того, как все группы сформировались, учитель подходят и берёт за руку одинокого «белого». Спрашиваю его, что он чувствует:
- Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?
- Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?
- Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?
Спрашиваем ребят из других групп:
- Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли «похожих» и сформировали группу?
- Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?
- Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?
— Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?
Ответы детей:
Нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто отвергнут, кто остался один, кому плохо.
Физкультминутка:
-Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой снимите с крючка и откройте ранец. Достаньте линейку. Удобно ли вам было выполнять мои команды?
- А теперь встаньте около своих парт и очень аккуратно, не мешая друг другу, попытайтесь присесть на одной ноге. Расскажите, легко ли вы выполнили это задание?
- Теперь попросите соседа по парте помочь вам присесть на одной ноге. Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?
-Какой из этого можно сделать вывод? (инвалидам необходимо помогать).
- Ребята люди с физическими недостатками такие же, как и вы. Они также любят читать, петь, ходить в гости, есть конфеты. На них не надо показывать пальцем, смотреть в упор, разглядывать их. Относитесь к ним с уважением. Если глухой человек может читать по губам, не кричите. Повернитесь лицом к нему, говорите медленно и отчетливо произносите слова. Если вы видите слепого, стоящего на перекрестке, предложите ему помощь.
- Послушайте заметку из газеты «Здоровье» и закончите ее, выбрав в рабочих листах с помощью галочки верный, по-вашему, мнению, вывод.
Недавно мы вернулись с экскурсии по Голландии. Нас удивило там то, что в воскресный день в детском парке мы встретили очень много детей-инвалидов. Они играли вместе с обычными детьми, смеялись, ели мороженое. Все вокруг относились к ним как к обычным ребятам, но сразу очень вежливо и быстро предлагали им свою помощь; если в этом была необходимость. В нашем городе такого не встретишь, потому что...
1. У нас нет детей-инвалидов.
2. К сожалению, у нас не такие толерантные дети, как в Голландии.
(Мнения детей.)
Да, ребята, у нас очень много детей-инвалидов, которые с удовольствием поиграли бы со своими сверстниками. Но чаще всего они сидят дома, потому что их проблемы непонятны окружающим. А теперь послушайте посмотрите отрывок из мультфильма по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик».
Беседа после просмотра.
- Почему мальчик, сидящий на скамейке, отказался бегать с Женей?
(Потому что он передвигается с помощью костылей).
- И что же загадала Женя на последнем лепестке?
И именно это желание принесло Жене настоящую радость!
Ей открылась главная тайна: человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Работа в группах.
На парте лежат листочки цветика-семицветика. Запишите на них, какими качествами должен обладать человек, который стремится не только быть толерантным по отношению к людям инвалидам, но и хочет оказать им помощь? (Доброта, отзывчивость, сострадание, сердечность, понимание, уважение, вежливость).
- Давайте создадим волшебный сад из этих добрых пожеланий и пожелаем всем крепкого здоровья и счастья! (прикрепляем цветки к доске).
- Я думаю, то, что вы все на цветках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на уроке, не прошло для вас даром.
Подведение итогов урока.
-Почему тема нашего сегодняшнего классного часа звучала так: «Они хотят, чтобы их понимали»?
(Ответы детей).
— Пусть всегда в ваших сердцах живут любовь, терпение, прощение и это поможет вам научиться жить на земле, как люди.