Цель: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества;понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.
1. Вступительное слово.
1. Слово учителя.
-Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о …….
Отгадать о чем, нам поможет ребус:
Правильно, это семья – слово знакомое каждому из нас.
- А как Вы понимаете это слово «семья»?
-Слово одно, а семьи такие разные.
Государство состоит из миллионов семей. Семья – это родные, близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Если взять отдельную семью, то её можно сравнить с государством: есть его глава – папа, реже мама, министр финансов – мама, заместители, помощники – дедушка, бабушка. И, конечно, есть народ – весёлый, озорной, непоседливый – дети.
2. 1 чтец.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
2 чтец.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
3. - Я расскажу вам одну древнюю притчу (рассказ с поучительным смыслом):
«Однажды молодые рыбёшки, живущие в реке, спросили у старой рыбы, знает ли она, что такое вода. Старая рыба ответила: «Я не знаю, что такое вода, но, когда нас вытащат из неё, мы поймём истину (правду)»
Беседа по рассказанному:
- Чем была вода для её обитателей? (домом)
- Кто подразумевается под образом старой рыбы и рыбёшек? (взрослые и дети)
- Как понимаете слова старой рыбы?
-Если вам доводилось хоть ненадолго покидать свой дом, вспомните, как тосковали вы о нем и о своих домашних и как хотелось поскорее вернуться в родные стены.
-Ведь семья-это островок понимания, любви, тепла и надежности. Здесь ты черпаешь силы, обретаешь уверенность, перенимаешь опыт, разрешаешь сомнения, находишь прощение своих ошибок…
4.Учитель.
- Каждая семья имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые составляют нравственную ценность человека и должны воспитываться в семье.
К доске я приглашаю 4 человека. Перед вами разноцветные лепестки, на обороте которых написаны качества. Выберите и прикрепите нужные лепестки к серединке цветка.
Прочитайте, что написано на лепестках.
(доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)
Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета?
(на них написано: зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).
Вот, ребята, у нас получился цветик-семицветик, совсем как в волшебной сказке. Я желаю вам, чтобы эти качества сопутствовали вам на протяжении всей жизни.
5. Учитель. В каждой семье существуют традиции – семейный отдых на море или в горах, совместное украшение новогодней ёлки, празднование дней рождения, посещение музеев, театров, занятия спортом.
Я прошу вас, ребята, рассказать о традициях вашей семьи.
(- рассказы учащихся)
6. Учитель. Ребята. Ваши родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры, конечно, имеют какое-нибудь хобби, любимое занятие: коллекционирование марок, значков, открыток, вышивка, вязание, бисероплетение, рисование, пение, игра в шашки, шахматы. Расскажите об увлечениях вашей семьи.
(рассказы учащихся)
7. Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь,конечно, мамы.
8. 3 чтец.
Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю,
Наверно, за то,
Что дышу и мечтаю,
И радуюсь солнцу,
И светлому дню –
За это тебя я,
Родная, люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг…
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.
4 чтец.
У мамы – работа.
У папы – работа,
У них для меня
Остаётся суббота,
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда,
Усадит, накормит:
- Да ты не спеши,
- Ну что там стряслось у тебя, расскажи.
Нам хорошо вот так – вдвоём…
Без бабушки – какой же дом?
5 чтец.
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте её:
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит бельё?
Кто дом поутру прибирает,
Разводит большой самовар?
Кто с младшей сестрёнкой играет
И водит её на бульвар?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком написала стихи?
11.Учитель. Человек устроен так, что в самом начале жизни он нуждается в помощи: его растят родители, дедушки и бабушки. К старости человек становится слабым и беспомощным, ему снова нужна помощь, теперь уже людей молодых. Бабушки и дедушки ваши прожили долгую жизнь, к их советам нужно прислушиваться, уважать мнение людей старшего возраста, заботиться о них. Нельзя бросать стариков на произвол судьбы, оставлять в домах престарелых и социальных палатах. Каждый человек должен помнить о том, что когда-нибудь и он состарится, и собственные дети отнесутся к нему так же, как он к своим родителям.
12. А теперь, ребята, заполните анкеты, которые лежат перед вами. Можно не подписывать.
За каждый ответ «да» вы получаете 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов.
Анкета.
1. Уверен ли ты, что у тебя с родителями взаимопонимание?
2. Спрашиваешь ли ты совета у родителей?
3. Знают ли родители твоих друзей?
4. Помогаешь ли ты по дому?
5. Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?
6. Обсуждаете ли вы с родителями книги, фильмы, телепередачи?
7. Бываете ли вместе в театре, на выставках, концертах?
8. Участвуете ли вы с родителями в совместных походах, прогулках?
9. Любишь ли ты своё свободное время проводить дома?
10. Интересуешься ли ты работой своих родителей?
Результаты анкетирования мы будем обсуждать с вашими родителями, разумеется, не называя ваших фамилий.
-Ребята, вы, любите загадки? А давайте попробуем отгадать такие:
У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Восемь)
Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)
У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)
Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой. (бабушки)
Четырёхколёсный "зверь"
В гараже у нас теперь.
От колёс клубится пыль -
Едет наш. (автомобиль)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый. (дед)
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке. (бусы)
Острый нос, стальное ушко,
В ушке - ниточка-подружка.
Сшить обновки помогла
Нашей бабушке … (игла)
Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки. (суп)
Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь. (пирог)
Полосатый зверь у мамы
Блюдце выпросит сметаны.
И, поев ее немножко,
Замурлычет наша. (кошка)
Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье
Ароматное. (варенье)
Что за шелковая лента
Под воротничком надета?
Говорит всем папа «здравствуй»,
Чуть поправив модный (галстук)
Папин номер наберем,
Трубку к уху поднесем.
С папой свяжет быстро он –
Наш мобильный. (телефон)
У него большая пряжка,
Ну, а сам он худ, бедняжка.
Носит папа целый день
Жесткий кожаный … (ремень)
5. Заключительное слово.
-Ребята, наш классный час заканчивается. Что нового вы узнали сегодня, чему научились?
Мне хочется пожелать вам, чтобы добрая улыбка стала спутником каждой семьи и дружба поселилась вашей семье навечно.
6 чтец.
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
- Сегодня мы много нового и полезного узнали о ваших семьях.
Берегите свою семью, слушайтесь родителей, уважайте бабушек и дедушек.
Ведь даже рыба понимает, что ей без воды жить невозможно.
- И закончим наш классный час такими словами:
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
Семья-это словно маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.
Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сделаем так, чтобы и у нас в классе было всем тепло, уютно и радостно.
-Сфотографируемся!? (снимок на память)