Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Да здравствует вежливость и доброта!»
Учитель:Уважаемые гости, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О каких?
Ученик Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам!
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Послушайте всем известную песенку и спойте вместе.
Песня « Если добрый ты»
Учитель:Чему учит нас эта песня? (Доброте).
Тема нашего классного часа «Да здравствует вежливость и доброта!"». Не только о доброте и о вежливости пойдет сегодня у нас разговор. А что такое вежливость?
Уч. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Вспомним правила вежливости:
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид
2.Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
3. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
4. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Учитель: Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми были действия, то вы поднимите зеленый круг, а если нет, то – красный. (Детям раздаются круги красного и зеленого цвета).
Поздороваться при встрече… (вежливо).
Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
Помочь подняться, поднять упавшую вещь… (вежливо).
Не встать, обращаясь к учителю… (невежливо).
Взять билет в трамвае… (вежливо).
Не уступить место пожилому… (невежливо).
Учитель: А теперь послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.
Уч. Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.
(Ребята отвечают).
Учитель: Правильно. С учителем не поздоровался, с ребятами тоже. Никого в школе не заметил, только о кино не забыл. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в школу нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.
Послушайте еще один вопрос-задачу:
Уч. По улице шел старичок, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости
согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шел
мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень
рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу
подобрел.
Учитель: Что же такое мальчик сказал ему? ( Извините, пожалуйста).
Уч.По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5
предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала.
- У вас книга упала! - закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? - удивился тот.
- Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет –
итого 5 вещей, а теперь осталось четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом
поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил.
- О каких правилах говорил старичок? (Извините, у Вас упала книга. Разрешите, пожалуйста,
я подниму ее.)
Учитель: Как вы поступите?
Во время урока со стола учителя падает ручка или карандаш.
(Если учитель не заметил этого, или у него нет времени ее поднять, нельзя самому вставать с места для того, чтобы помочь учителю).
Как тогда поступить? Вам же очень хочется помочь учителю! И это правильное ЖЕЛАНИЕ!!!
(Поднять руку, спросить разрешение о помощи, поднять, сказать: «Возьмите, пожалуйста!»)
- А если у тебя самого что-то упало с парты во время урока, как ты поступишь?
Учитель: А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.
Уч. Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.
- Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?
Уч.Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.
- Каким будет настроение у Игоря?
- Почему?
Уч.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
- Он допустил 4 ошибки. Назовите их. Исправьте его. (1 – крикнул, 2 – не сказал «Извините», 3 – не сказал «Не подскажете», 4 – правильно говорить не « сколько часов», а «сколько времени?»)
Уч.Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе меня один мальчишка зовет Галька.
- А как ты его зовешь? – спросила мама.
- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Галя? (Ответы детей)
Учитель: А сейчас группа учащихся исполнит частушки.
1. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны,
Запевайте, не зевайте,
Выходите плясуны.
2. Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
3. Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
4. В поезд входят три юнната,
«Ух, народу сколько тут.
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут».
5. Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать.
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
6. А наш Ваня ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
7. Вася очень умный парень,
Может всё он смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Учитель: Вот такие случаи происходят с детьми. А у вас так бывает?
Учитель. А сейчас группа учащихся покажет инсценировку по стихотворению А. Барто«Ку-ку». Прежде, чем мы увидим ее, ответьте на вопрос: «Все ли наши школьники научились точно приходить на урок?»
Действующие лица: Сережа, его одноклассники-8-10 человек.
1-й ученик. Уже конец урока, уже десятый час,
Открылась дверь широко – вошел Сережа в класс.
(В класс входит Сережа)
2-й ученик. Почему же, отчего же опоздал на час Сережа?
Сережа. Мы в трамвае ехали – собаку переехали,
от испуга бледная собака лает, бедная,
и вокруг все бледные, и все рыдают бедные.
Но я рукою твердой беру иголок дюжину
и пришиваю морду и хвост туда, где нужно.
Собака, оживая, встает из-под трамвая,
встает из-под трамвая.
«Привет, - говорит, - жива я».
3-й ученик. Он расскажет сто историй.
4-й ученик. Он найдет пятьсот причин. (Передразнивая Сережу)
Я, во-первых, болен корью.
1-й ученик. Во-вторых, я зуб лечил.
2-й ученик. В-третьих, умер я, ребята. (Все хохочут).
3-й ученик. А в-четвертых, вру не я:
У меня во рту запрятан аппаратик для вранья.
Я не врать бы очень рад – врет проклятый аппарат.
(Все смеются. Сережа сидит за партой, что-то быстро пишет в тетради. Группа школьников выходит на авансцену. Они озабочены.)
4-й ученик. Как Сережу отучать?
1-й ученик. Приложить ко рту печать?
2-й ученик. Ключ приделать к языку?
3-й ученик. Нет, кричать ему: «Ку-ку!»
Все (обрадованно). Ку-ку! Ку-ку!
Сережа (встает). Была в трамвае давка, я кролика везу.
Я сижу на лавке, а он сидит внизу.
Ехали мы, ехали… Охали мы, эхали…
Наконец приехали – я и двадцать кроликов…
Все. Сколько?
Сережа. Я и двадцать кроликов!.. Я сел у площади Свердлова,
он один был, честное слово;
пока доехал до вокзала,
их гораздо больше стало.
Поглядел я под скамейку,
вижу целую семейку;
друг на друга все похожи,
все с хвостами на боку…
4-й ученик. Ой, ку-ку, ку-ку!..
Сережа (горячо). Я не мог явиться к сроку:
я удил в реке сороку,
Помогал я рыбаку…
Все (со зрителями). Ой, ку-ку, ку-ку!
Сережа (отчаянно). У меня живет жирафа,
я кормил ее со шкафа,
Прыгал прямо к потолку…
Все (со зрителями). Ой, ку-ку, ку-ку!
Сережа (кричит). Что придрались к пустяку?
(Сдаваясь, тихо). Ну, проспал я на боку…
Все. Ах, вот это не «ку-ку!».
Учитель. Какую же ошибку допустил Сережа? А как правильно вести себя, если вы опоздали на урок? (Ответы детей)
Учитель. А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).
"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь ...(пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините, пожалуйста).
- Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»
1. Растает ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
3. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы (спасибо).
4. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
6. И во Франции и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю
Учитель: А сейчас послушаем сказку о том, что вежливость может помочь и даже спасти от опасности.
Мексиканская сказка «Вежливый кролик».
Жил - был Кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды кролик шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, на солнце надвинулись тучи, и полил дождь. На его пути была огромная пещера, в которой Кролик решил укрыться от дождя. Но он не знал, что в этой пещере живет старая ядовитая змея. Она редко выползала из нее, потому что не любила солнце, свет, зелень. Красоту вокруг. Кролик не сразу вошел в пещеру. Он вежливо спросил:
-Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать под вашими сводами дождь?
Услышав голос Кролика, змея радостно ответила:
- Заходи. Кролик!
От голоса змеи Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:
-Простите, я не знал, что здесь занято, и что здесь кто-то живет, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить, и со всех ног бросился бежать домой.
Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:
- Ох, уж эти вежливые кролики.
Учитель: Понравилась сказка? А вас когда-нибудь выручала вежливость?
Скажите, вежливый человек может быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
Песня «Ежели вы вежливы»
Учитель: Что такое доброта? «Добро»… - что скрыто за этим словом, какой тайник человеческой
души открывается этим ключом?
Доброта - это лекарство от многих болезней, и, прежде всего от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.
Добро начинается с любви ко всему живому.
Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
Учитель. В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н.Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле.
Сказка «Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня», на что Волк ответил: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там наверху - все играете и прыгаете». Белка сказала: « Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк отпустил ее, белка ушла на дерево и оттуда сказала:
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
Учитель. Какова главная мысль? ( Хорошо тому, у кого доброе сердце).
Песня «Неприятность эту мы переживем»
Учитель. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и даже прекрасной.
Ученик: Добрым быть совсем,
Совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель. Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных да и самой природы.
Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше.
Заканчивая наш утренник, я уверена, что в ваших сердечках добра стало немного больше. Вы станете бережнее относиться не только к близким, но и ко всему живому. Вы не станете равнодушными к чужой беде.
Учитель: О каких важных качествах человека мы сегодня говорили? Что для себя взяли?
Изменится ли ваше отношение к окружающим?
А теперь произнесём такую клятву.
Клянёмся вежливыми быть,
Всегда «Спасибо» говорить,
«Добрый день», и «До свидания»,
Нет в мире лучше звания.
Клянёмся добрыми мы быть,
И лень, и грубость позабыть.
Клянёмся добрыми мы быть,
В борьбе со злом добро дарить.
Невеж разить мечом волшебным,
И строгим словом и целебным.
Клянёмся добрыми мы быть.
И завершить наш утренник хотелось бы следующими строками: