Классный час о ВОВ иеё героях.Посвещён семядисяти пятилетию победы над фашисткими акккупантами.В доступной форме учитель и подготовленные дети рассказывают о подвигах и героях на войне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных нижегородцами в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
развитие у школьников чувства патриотизма и гордости за свой город и родной край
формирование у обучающихся российской гражданской идентичности
духовно-нравственных ценностей на основе знаменательных событий многовековой истории Нижнего Новгорода, ратного подвига, трудовых и духовных свершений нижегородцев в прошлом и настоящем.
воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, к ветеранам.
Оборудование:мультимедийная презентация «Чтобы помнили», газеты детей,выставка книг о войне, музыкальное сопровождение: фонограмма пения птиц «Священная война», «Вставай, страна огромная», «Поклонимся великим тем годам», «Журавли», голос Левитана: « От Советского Информбюро..», «Хронометр» , «Риорита», «День Победы».
Ход классного часа
Звучит фонограмма пения птиц.
Учитель: Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг …
Звучит фонограмма – голос Левитана: « От Советского Информбюро..», затем «Вставай, страна огромная».
Учитель:22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
Немецкие фашисты думали, что с их сильной армией, которая завоевала много стран, они смогут завоевать и нашу страну всего за несколько месяцев. Но у них ничего не вышло, потому что родину нашу защитили ваши прадедушки и прабабушки.
Все сильные и здоровые мужчина отправились на фронт – воевать.
Учащаяся: Ах, война, что ты сделала, подлая, Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. И ушли за солдатом солдат. Б.Окуджава
Учащийся: Весь народ поднялся на защиту Отечества, и поэтому война получила название Отечественной. Великая Отечественная война (1941 - 1945г.), продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.
Учащаяся: Нижний Новгород не носит гордых званий ни города-героя, ни города воинской славы. Но горьковчане внесли немалую лепту в Победу в Великой Отечественной войне. На фронтах сражались более 800 тысяч горьковчан, свыше 350 тысяч из них не вернулись домой. Почти за четыре военных года в Горьковской области было сформировано 56 соединений и частей Красной армии, только в ноябре 1941 года было сформировано 72 отряда народного ополчения, участвующих в Битве под Москвой.
Учитель: Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают)
Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку бойцы. Изрезано рваными ранами тело бойца, но не сломлен дух русский.
Учащаяся:(В форме медсестры). Миленький, ну потерпи! Потерпи! Сейчас будет легче. Сейчас, сейчас… Больно, да? Ну, ты же солдат! Крепись, боец! Война слабых не любит! Я тебя дотащу, обязательно вытащу тебя из боя. Ты не смотри, что я маленькая. Я сильная. Я и не таких вытаскивала. И где же вас таких здоровенных берут. Господи! Больно? .. Потерпи! Немножко осталось. Ты только не умирай. Слышишь! Не смей!... Господи! Боже мой! Помоги нам выстоять!
Учитель. О каком подвиге рассказала в своем монологе Даша? Что вы можете сказать о подвигах этих юных девушек? Особо хочется сказать о медицинских сёстрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.
Учащийся в солдатской пилотке читает стихотворение И.Уткина «Сестра».
Когда, упав на поле боя, и не в стихах, а наяву, Я вдруг увидел над собою живого взгляда синеву, Когда склонилась надо мною страданья моего сестра, Боль сразу стала не такою: не так сильна, не так остра. Меня как будто оросили живой и мертвою водой. Как будто надо мной Россия склонилась русой головой.
Учащийся:Вспомним их поименно... Горем вспомним своим! Это нужно не мертвым Это нужно живым!
Учитель: Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?
Дети: В знании имен и подвигов героев, в увековечивании памяти в названиях улиц, в работе по благоустройству памятников, в книгах, кинофильмах.
Нам с вами Победу принесли ваши прабабушки и прадедушки. Давайте послушаем рассказ о них.
Рассказы ребят.
Учитель: Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в это и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо – чудо воскрешения.
Учащаяся: (В образе солдатской матери.)
Сыночек мой, кровиночка, украден ты войной, Листочек мой, травиночка, как пусто мне одной. Прокаркала вороною беда, как в страшном сне. Бумагой похоронною она пришла ко мне. Я ворога проклятого отчаянно кляла. Глаза свои проплакала – и всё тебя ждала. Придёшь походкой лёгонькой, шинелька нараспах. Живой придёшь, целёхонький, с улыбкой на губах. Придёшь, огнём целованный, с наградой боевой, Пускай и забинтованный, а всё-таки живой. Сыночек мой, кровиночка, прошло так много лет. Листочек мой, травиночка, тебя всё нет и нет.
М. Пляцковский.
Звучит «Поклонимся великим тем годам»
Учитель. Вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы.
Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смертельной атаке?
Что помогало этим людям в решительный момент?
Обязательна ли для героя физическая сила?
Как вы понимаете выражения «моральная сила», «сила духа», «моральная победа»?
Учитель: Выберите из определений наиболее подходящие к слову война по вашему мнению? Почему?
Чем Великая Отечественная война отличалась от других войн?
Когда началась Великая Отечественная война?
Кто начал эту войну?
Кто первым принял удар на себя?
Чьи силы были значительно мощнее?
Почему наше государство смогло одержать победу над врагом?
(ответы детей)
Учитель: Вечно будет жить в наших сердцах память о наших близких , отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей.
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. Весь народ поднялся на защиту Родины. (Слайд № ) Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. В тылу, там, куда не добрался враг, все работали, чтобы помочь фронтовикам. Даже дети помогали в больницах, на заводах или выступали перед фронтовиками, чтобы их отвлечь и порадовать.
Учащийся:Завод «Красное Сормово» является одним из старейших судостроительных предприятий своей отрасли — он был основан еще в середине 19 века. В годы Великой Отечественной войны основной продукцией его стали танки Т-34 и подводные лодки. Всего за годы войны завод «Красное Сормово» дал фронту более 12 тыс. боевых машин. Важным и весомым вкладом в дело создания оружия победы в годы войны, было строительство на заводе «Красное Сормово» подводных лодок малого водоизмещения серии «С» для Балтийского и северного театра военных действий. Первая подводная лодка «комсомолец» была построена еще в 1930 году. А за 1941-45 гг. сормовичи выпустили более полусотни лодок-малюток. На базе завода формировались и отравлялись на фронт танковые части и бригады. Создавалось народное ополчение, отряды самообороны, санитарные дружины, отряды по восстановлению военных объектов, пострадавших от налетов вражеской авиации. На заводе проводились ударные вахты, появилось движение фронтовых бригад, работавших по 14 - 16 часов в сутки. Уже впервые дни войны конкретным выражением творческой инициативы горьковчан явилось движение двухсотников: «работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». Учащийся:Большой вклад не только в дело победы, но и в развитие артиллерии в целом внес выдающийся советский конструктор Василий Грабин, который прибыл в Горький в 1933 году и настоял, чтобы при заводе № 92 (ныне всем известный Нижегородский машиностроительный завод) было создано конструкторское бюро. Добиваться этого пришлось с большим трудом. Вместе с командой молодых конструкторов бюро Грабина продолжило разработку новых перспективных образцов пушек.
Под руководством Грабина был разработан метод скоростного проектирования, который давал возможность создавать новые пушки в течение месяцев и даже недель от начала работ до образцов для испытаний. Все это позволяло в кратчайшие сроки ставить пушки на валовое производство с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат.
Память Василия Грабина машиностроительный завод чтит и сегодня. Завершено строительство мемориального комплекса, посвященного ветеранам Великой Отечественной войны.
Учащаяся: Помните! Через века, через года – Помните! О тех, Кто уже не придёт никогда, - помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, Горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
(Р.Рождественский)
Учитель: 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов! Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость, труд…
Цветами встречали воинов – победителей, цветами венчали могилы тех, кто не дожил до Победы. Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.
Учащаяся: (в пилотке.)
В девятый день ликующего мая, Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края! Мир победил! Окончена война! Победа! Во имя Отчизны – Победа! Во имя живущих – Победа! Во имя грядущих – Победа!
А.Карнаухов.
Звучит фонограмма музыки военных лет «Риорита».
Учитель: Майский день сорок пятого. Знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели, танцевали прямо на улицах. Да, то майское утро было проникнуто ликованием. Это был праздник всего народа, всего человечества и праздник каждого человека. Праздник со слезами на глазах. Люди остро чувствовали потерю близких и родных, тех, кто умирал под фашистскими пулями и снарядами, пытками в концлагерях, в блокадном голоде, в сожжённых деревнях. Их убила война… Если мы посвятим каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 26 миллионов минут, это почти 50 лет поминальных мгновений тишины. Мы живём в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются, то там, то тут взрывы. Не всегда спокойно и на Российской земле. Именно сейчас необходимо заново переосмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Ученик:Тихо, ребята, минутой молчанья Память героев почтим, И их голоса когда-то звучали, По утрам они солнце встречали, Сверстники наши почти. Среди нас нет тех, Кто ушёл на фронт и не вернулся. Вспомним через века, через года, О тех, кто уже не придёт никогда. Вспомним!
(Минута молчания.) Звучит метроном
Учащийся:Скоро будет 75 лет ,как окончилась Великая Отечественная война.Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут как реки. Но как скалы стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она - молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода. Поэтому мы должны помнить о прошлом и благодарить старшее поколение за Великую Победу. Она оплачена миллионами жизней, слезами родных и близких. Спасибо павшим и живым. Спасибо и низкий поклон всем нашим ветеранам, труженикам тыла. С Праздником! С праздником 9 Мая! Счастья, здоровья, благополучия! Спасибо за мирное небо над нашими головами!
Учитель: Давайте сделаем голубя – птицу мира и подарим их ветеранам .
(Дети вырезают голубя из бумаги и складывают по инструкции)
Учитель: Трудно найти семью, которую бы не обожгла горем война. Мы обязаны помнить об этих страшных событиях истории. Помнить и не допустить новой трагедии! Низкий поклон вам, дорогие ветераны, за ваше мужество, за вашу стойкость, за нашу Победу. Всех поздравляем с праздником Победы! Мирного неба и добра всем!
Звучит песня День Победы
ЛИТЕРАТУРА:
Книга памяти Нижний Новгород. Т I: Автозаводский, Канавинский, Ленинский, Московский районы. – Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1994 г.
Книга памяти Нижний Новгород. Т II: Нижегородский, Приокский, Советский, Сормовский районы. – Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1994 г.
Горьковская область в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: история и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 6-7 апреля 2005 г. Часть II / Сост. А.П. Арефьев, А.А.Кулаков, Г.В Серебрянская. – Н. Новгород: Комитет по делам архивов Нижегородской области, 2005 г.
Памятники Великой Отечественной войны, их охрана и использование в военно-патриотическом воспитании трудящихся. Тезисы к научно-практической конференции. / Под редакцией И. А. Кирьянова // г. Горький, 1984 г.,
Сборник мероприятий ко дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. – изд.2-е, испр./авт.-сост. М. В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2016 г.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М., - 2010 г.