Классный час: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Классный час: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Классный час проведён во 2 классе.Были применены элементы коллективно-творческого воспитания, здоровьесберегающие технологии, работа в парах. Использовались самостоятельно разработанные презентации учащихся о своих питомцах.В ходе беседы ребята опирались на жизненный опыт, использовали метод наблюдения, обобщения. диалога.Учитывались возрастные особенности детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час: «Мы в ответе за тех, кого приручили»»
Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Молодежный
Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Классный час:
«Мы в ответе за тех,
кого приручили»
Провела:
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ п.Молодёжный Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Скакалина Н.Д.
октябрь 2015
Педагогическая цель: Создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с общечеловеческими ценностями.
Задачи:
Предметные:
- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с общечеловеческими ценностями;
- способствовать развитию у учащихся эстетических и духовно – нравственных способностей;
- способствовать формированию в сознании детей понятия «милосердие»;
- содействовать расширению знаний школьников о милосердии и о его роли в жизни каждого человека;
- содействовать воспитанию у детей любви и сострадания к животным.
Личностные УУД: способствовать формированию внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебно-творческую задачу; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные: содействовать развитию умения осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; использовать символы для решения творческих задач и представления их результатов; осуществлять синтез (целое из частей).
Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; владеть монологической и диалогической формами речи; использовать в общении правила вежливости.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- аудио – магнитофон;
- диск с фонограммами.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на классном часе присутствуют гости.
Каждый день – всегда, везде.
На классном часе и в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Создание проблемной ситуации. Введение в тему занятия.
- Однажды учительница спросила у своих учеников: «Ребята, как вы думаете, кто больше всего нуждается в вашей защите?» Дети дали самые разнообразные ответы. Предположите, что сказали ученики?
- Вы все правы. Но дети, подумав, решили, что самый правильный ответ дал только один мальчик. Как вы думаете, какой ответ он дал?
(Подсказка: самый беззащитный тот, кого именно вы сможете защитить, кто не сможет без вас обойтись).
1 куплет песни «Мы в ответе за тех, кого приручили».
- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего занятия. (Ответы детей).
(Слайд 1)
III. - Тема нашего занятия «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Сегодня мы постараемся разобраться в смысле этих важных слов.
Ребята, а как вы думаете, что значит «приручить»? (Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя).
Слайд 2 Приручить – сделать ручным, послушным. (Словарь С.И.Ожегова).
- Что значит «в ответе»? (Ответы детей)
-Кто отвечает за вас?
Правильно, родители. – Что они делают?
А есть, ли кто-то за кого отвечаете вы? (домашние питомцы)
Для того чтобы заботиться о тех, кого мы приручили, нужно хорошо их знать. Зачем? (Версии детей).
- Вывод: Животные не обладают речью, и мы должны научиться их понимать для того, чтобы хорошо заботиться о них и не принести им вред.
- А хорошо ли вы знаете тех животных, которых приручили люди? Сейчас мы это проверим. Отгадайте загадки.
Не человек, а говорит. (попугай)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (собака)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (хомяк)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)
- Молодцы! Все загадки отгадали.
Очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда на душе плохо, или у человека плохое настроение, достаточно в течение 10 -15 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится.
Вот и на нашей выставке рисунков ваши питомцы.
Слайд 3
IV. О кошке
- Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать: «Эта Земля моя».
- Сегодня мы поговорим только о некоторых животных, которые находятся совсем рядом, в одной квартире или во дворе рядом с человеком.
- А у кого из вас есть домашние питомцы? Как они появились?
- А как вы к ним относитесь?
- Но, к сожалению, не все дети поступают, так как вы.
Кошки и собаки живут рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор они остаются существами во многом таинственными.
Например, в Древнем Египте кошек боготворили, оказывали всякие почести. Смертная казнь грозила тому, кто специально убьёт хотя бы одного из священных стражей «хлебных амбаров. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если же кошка умирала своей смертью, её оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей!
В Древней Руси «хозяйственные» качества кошек впервые оценили церковнослужители. Они – то и поставили кошку под защиту церковного закона, стали заводить для охраны хлебных амбаров
В древнерусском судебнике XVI века есть упоминание о том, что за украденную кошку или собаку устанавливался штраф, в размере трёх гривен. Много это или мало? Судите сами: кошка стоила столько, сколько бык или вол. Но относились к кошкам и собакам все по-разному. Кто-то их любил, а кто-то боялся и прогонял, считал их ведьмами.
Кошка не богиня, но и не ведьма. Это обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами. У кошек очень тонкий слух. Они слышат даже самый маленький шорох, который производят мыши и тотчас настораживаются. Кошки очень чистоплотные и часто умываются. А знаете почему? Они вылизывают не столько грязь, сколько … собственный запах.
Ходят они бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазают ловко, умеют прыгать с высоты. Сейчас Вова расскажет о своей любимице.
V. Просмотр презентации « Моя кошка» Золотарёв Вова
VI. Литературные произведения о животных.
- О животных написано много литературных произведений.
- Ребята, как можно назвать данный поступок девочки? (Сострадание, доброта, милосердие).
Слайд 4 - А как вы понимаете слово – милосердие?
Словарь (Милосердие – любовь к людям, животным, к растениям, ко всему, что нас окружает).
Послушайте стихотворение “Милосердие”:
Маленький мальчик стоял у витрины И по слогам объявленье читал. В нём сообщал продавец магазина, Что он забавных котят продавал. Мальчик несмело вошёл и с порога Скромно спросил, сколько стоят они. Цену узнав, прошептал: “Это много...”, Ручки засунув в карманы свои, Он потихоньку извлёк всё, что было. Да, это мало, хоть долго копил. Детское сердце невольно заныло ... С горечью в голосе он попросил:
“Дяденька, можно хотя бы глазочком Только на ваших котят посмотреть. Были бы деньги, купил бы я точно, Но накопить мне никак не успеть”. И продавец не спеша открывает Крышку в огромной коробке, и вот Восемь котят из неё выбегают, Ну, а девятый за ними ползёт, Хочет успеть за друзьями своими, Но не угнаться за ними ему. А всё потому лишь, что ножки больные, Так он родился ... себе на беду. Мальчика словно водой окатили, Глазки свои отвести он не смел, Даже сказать что-то был он не в силах, Лишь на хромого котёнка смотрел. Но через силу, с огромным волненьем, Еле, чуть слышно он вдруг проронил: “Были бы деньги, то я, без сомненья, Котёнка хромого у вас бы купил”. А продавец посмотрев с изумленьем, Грустно ответил, кивнув на него: “Знаешь, котёнок больной, к сожаленью, Родился таким, не излечишь его. Но, если ты хочешь, котёнка хромого Можешь себе и без денег забрать. Никто и копейки не даст за такого, Я и не думал его продавать”. Мальчик ответил серьёзно и строго: “Деньги у мамы могу я занять, Я заплачу за котёнка хромого, Чем же он хуже здоровых котят? Стоит он так же, как стоят другие, Полную цену я вам заплачу, Будем с ним жить мы, как братья родные, Сильно котёнка купить я хочу!” Это сказав, он неловко нагнулся И под штанину зачем-то полез. Взглянув на него, продавец ужаснулся: Вместо ноги он увидел протез ... Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу... Всё стало ясно теперь продавцу. Мальчика крепко обнять захотелось, Он протянул свои руки мальцу. “Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы? Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных, Добрых хозяев, таких же, как ты!”
- О чем стихотворение? - Кто проявил милосердие?
- Нельзя причинять даже самого маленького страдания всему живому. Мы осуждаем тех бессердечных людей, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. Проявляйте, ребята, участие к животным, подкармливайте их, помогайте им выжить.
Песня о милосердии
С нами рядом живут не только кошки, но и другие животные. Послушайте рассказ о хомячке.
Презентация о хомячке Кальченко Марина.
Слайд 5
Никакое другое животное на земном шаре не пользуется таким уважением, дружбой и любовью со стороны человека, какие заслужила себе собака.
Собака – одно из первых животных, которых приручил человек. Она многие века постоянно шла рядом с человеком, и за «долгий срок жизни около человека … приобрела нечто от человеческой души».
«Трудно найти животное, в большей степени умеющее выражать свои чувства, чем собака. Радость, грусть, благодарность и даже угрызения совести – всё можно прочесть в её глазах. Мы, люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Может быть, это правда. Но взгляните в собачьи глаза! Вы увидите в них то же, что и в человеческих. В сущности, у собак определённо есть то, что мы называем душой».
Слайд 6 Стихотворение о собаке.
Вы смотрели бездомной собаке в глаза? Вы когда нибудь видели столько печали? Две дорожки от глаз "протоптала" слеза. Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили: "Мы в ответе за тех..." Или может Вы просто про это забыли , Когда Вам надоело и после игры. Вы за ней двери дома закрыли?
А она до сих пор верит людям и ждет, Хоть сомненья давно её гложут, Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ! И на голову руку положит...
Рассказы детей о своей собаке.
Слайд 7 Физминутка
VII. Крылатые фразы о животных. Работа в парах.
- Помимо литературных произведений народ сочинил много пословиц, поговорок и крылатых выражений о животных. Это говорит о том, что люди ценили их, заботились о них, считали их своими помощниками и друзьями.
- Сейчас мы будем работать в парах.
Слайд 8 Крылатое выражение о животных. Задача : объяснить её значение.
1. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. (Значение - что сказано, то сказано. Если уж кто-либо проговорился о том чего не нужно было, то этого не исправить).
2. Не всякая собака кусает, которая лает. (Не всегда в действительности опасно то, что имеет грозный вид, явно, демонстративно угрожает).
3. Медведь на ухо наступил.(Значение - так говорят про человека без музыкального слуха).
4. Как с гуся вода. (Перья гуся покрыты жиром, поэтому, когда он выходит из воды, вода просто скатывается с гуся, а он, как будто бы и не был в воде. Так и выражение имеет в виду ситуацию, когда на человека не производит что-либо впечатление).
5. Как рыба в воде. (Значение - в своей сфере, непринужденно).
Слайд 9
- Молодцы, а я знаю еще такое выражение «Живут как кошка с собакой». Как вы понимаете это выражение?
- Ребята, в природе так принято, что кошка с собакой не дружат друг с другом, но, как мы знаем, из каждого правила есть исключения, и я хочу вам это доказать.
- Посмотрите, даже кошка с собакой могут жить в мире и дружбе. А мы, люди, порой об этом забываем: не замечаем чужой беды, проходим мимо бездомных животных. Некоторые собаки и кошки могут стать настоящим примером дружбы и взаимопонимания для нас, людей.
Прежде чем заводить домашнее животное, лучше сто раз подумайте о том, хотите ли вы брать на себя ответственность за него. Если мы будем думать, прежде чем делать, зла станет меньше.
Слайд 10
VIII. «О чём попросила бы кошка или собака, если бы умела говорить?»
(Учащиеся зачитывают)
« Они бы попросили дом и любящих хозяев».
«Бездомные собаки и кошки хотели бы, чтобы их взяли с холодной улицы домой и хорошо покормили»
«Породистые собаки попросили бы хозяина отвезти на выставку»
«Чтобы погладили ласковой рукой, поиграли с ней»
«Она попросила бы у людей доброго хорошего хозяина (друга)».
«Чтобы её чаще выводили погулять на улицу и играли с ней»
IX. Исполнение песни «Не дразните собак»
- Ребята, какая из ранее разученных нами песен подходит к теме нашего занятия? («Не дразните собак»). Давайте ее исполним.
X. Итог занятия. Мне хочется ещё раз зачитать слова Антуана де Сент-Экзюпери
Слайд 11 «Не забывайте, вы всегда в ответе за тех, кого приручили»
И в вашей заботе и защите нуждаются не только домашние питомцы, но и другие животные. Зимой в вашей помощи нуждаются птицы, которым ты можешь соорудить кормушку, покормить, нужна помощь и другим животным.