Назипова Г.Ф.
Тема: Каждый человек уникален.
Цель : формирование установки на преодоление школьных трудностей и способности получения удовлетворения от процесса познания; формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи: помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость; обучить способам разрешения конфликтов; развивать креативные способности; формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения.
Этапы занятия | Содержательный материал |
| Учитель | Ученики |
Мотивация на учебную деятельность | На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось. | Ученики показывают салфетки |
Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Инструкция для вас была одинаковой, почему же мы получили разный результат? Как вы думаете? | Мы все разные, по-разному складывали, отрывали. |
Конечно, мы все разные, непохожие друг на друга, но все по–своему интересны и неповторимы. Каждый человек уникален. | |
Понимание значения «уникальность» | Что может быть уникального в человеке? | Способности, характер, возможности… |
Что в мире еще может быть уникальным? | Здания, ювелирные украшения, костюмы (у «звезд»), в общем, разные предметы |
Знаете ли вы какие-нибудь уникальные предметы? | Ответы обучающихся |
Посмотрите, например, вот эти шахматы. Они выполнены из очень дорогого материала. Они очень красивы, единственный экземпляр, поэтому они будет продаваться на аукционе. Слайд 2 | |
Можем ли мы сказать, что они уникальны? | Да, конечно. Они редкие, единственные, будут только у одного человека. |
Эксклюзивный набор Калверт точно воссоздает все пропорции старинных шахмат из Англии, которые созданы в 19 веке Д. Калвертом . Слайд 3 | |
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? | Каждый человек уникален |
Что же это такое уникальность человека? | Неповторимость, такой, какого больше нет в природе |
Да, действительно, если говорить простыми словами, то уникальный – это означает единственный в своем роде, неповторимый. | |
Уникальность человека проявляется уже с рождения. В чем? | (Обучающиеся на этот вопрос не смогли ответить) |
| Это его внешний вид! Он уникален! Посмотрите, какие мы внешне разные. И даже, если рождаются близнецы – родители их отличают и не путают. Почему? | Они отличаются характером и все равно чуть внешностью. |
Конечно, подлинный смысл уникальности проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в его внутреннем духовном мире, в особенном способе его жизни, в манере поведения, в способностях, в талантах человека. | |
Выявление уникальности каждого человека в обществе и учеников в классе | Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет. Как вы считаете, что может объединять нас с вами? | Учеба, мы все пришли в 1 класс учиться, теперь мы уже во 3 классе |
Мы провели исследования и составили портрет нашего класса. | |
Нам 173 года У нас 32 глаза. У нас 16 носов, 32 уха. У нас 8 родных братьев и 8 сестёр. У нас много домашних животных: 12 кошек, 1 собачек, 3 попугая, 1 хомяк, 2 черепахи, 2 морская свинка, 6 рыбок. Наши увлечения: футбол, плавание, гимнастика, компьютерные игры, чтение книг, музыка, танцы, лыжи, коньки, рисование, шахматы, шитье, вышивание, каратэ, велосипеды, вязание, ролики. | |
Вместе мы третий год, но всех объединяет главное – дружба. Давайте вместе споём песню о дружбе. | Караоке «Настоящий друг» |
| Почему люди дружат? | Дружат, потому что им приятно и интересно проводить время друг с другом. |
Какие качества им помогают дружить и сохранить дружбу? | Доброжелательность, доверие, ответственность, доброта… |
Какие качества наоборот будут мешать дружить? | Злость, жадность, недоброжелательность… |
Изображена ваза с фруктами. Напишите на фруктах, какие качества вам нравятся в человеке, а какие нет. | Дети самостоятельно работают на листочках. |
Посмотрите в записи соседа, похожи ли ваши записи? | Нет, они разные |
Почему? | Потому что мы все разные |
Это значит и характеры людей разные и уникальные, и этим мы особенные. | |
Скажите, кому понравилось, как девочки исполнили песню? | Всем |
Можем ли мы голоса девочек назвать уникальными? | Конечно |
Ведь Азалия занимает места в конкурсах с разными песнями. Значит, ее голос признают очаровательным и уникальным. У Милены много достижений в этой области. | |
Индивидуальность в детских произведениях. | А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки. Вы должны сказать название этой сказки. http://www.youtube.com/watch?v=X6wpnHunB00 | Просмотр отрывка из сказки (на птичьем дворе) |
Из какой сказки этот отрывок? | |
Почему птицы с птичьего двора не любили гадкого утенка? | Гадкого утенка не любили за то, что он не был похож на остальных, за то, что он был другой! |
Какое обидное слово услышали? | Урод |
Он действительно был таким? | Нет |
А почему так его назвали? | Просто он был не похож на других. |
А в жизни с человеком такая ситуация может произойти? | Конечно |
Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. И это страшно. Необходимо быть друг к другу терпимее и добрее! Нужно уметь принимать человека таким, какой он есть. | |
По какой причине в классе ребята могут не захотеть общаться с одноклассником? | Если тот задиристый, жадный, высокомерный, неопрятный… |
Может ли быть в человеке только плохое? | Нет |
Недостатки есть в каждом человеке, просто у одного их больше, у другого меньше, у одного незначительные, у другого значительные. Но хорошее можно найти в каждом человеке. | |
Хорошо, когда человек, ребенок общительный, умеет и знает многое. Тогда с ним легко и интересно общаться. | |
Игра «Смекалистый» (на выявление у детей способностей) | Поиграем в игру «Кто самый смекалистый» | По считалке выбираем троих ребят, кто быстрее всех ответит на вопросы. |
Помещение, в котором учатся читать, писать, считать. Он поймал золотую рыбку. Как называется пакет для письма. Школьный футляр для ручек и карандашей. Друг крокодила Гены. Сколько цветов у российского флага? Место, где растет много деревьев? Цветок, на котором гадают. Внучка деда мороза? Столица России? Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь странный, смешной поступок? Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых, порядочных людей? Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного человека? | школа старик конверт пенал Чебурашка три лес ромашка Снегурочка Москва номер пример замкнутый |
Инсценирование экспромтом сказки «Котенок» (выявление у детей артистических способностей) | Котенок. Слайд 13 Сегодня котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Недолго думая, котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на крыльцо. Тут его поджидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил собаку по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство котенка с улицей. | Дети очень хорошо и интересно показали экспромтом сказку «Котенок» в главной роли была Филиппова Валерия – девочка очень артистичная и эмоциональная. На небольшие роли (листок бумаги, солнце, ветер) были приглашены застенчивые дети, которым очень сложно на уроке выйти и перед всем классом прочитать стихотворение, рассказать правило и т. д. |
| Понравилось выступление ребят? | Конечно, понравилось. Было очень смешно. |
Ставили ли мы когда-нибудь сценки экспромтом? | Нет, это оказалось еще интереснее, чем когда учишь слова и заранее репетируешь. |
А если бы роли распределили среди других детей, сказка такая же получилась бы? | Нет, ребята играли бы по другому, мимика, жесты по описанию были бы похожи, а в общем сказка получилась бы или более интересной, или менее интересной. |
Почему она была бы другой? | Так как артисты были бы другие и играли бы роли иначе. |
Конечно, мы не можем сказать, была бы сказка интересней или наоборот, но что она была бы другой - это точно. | |
Итог занятия | Полезно ли было для вас это занятие? | Конечно |
Зачем нам предложили такую тему? | Для того, чтобы каждый человек не забывал о том, что он такой на Земле один. Сам себя берег и заботился о себе, не обижал себя сам и не давал в обиду другим. |
Когда говорят, что каждый человек должен себя любить – это не значит, что учат быть эгоистами, это значит надо воспитывать в себе самоуважение. | |
Я желаю вам счастливой Жизни, всегда быть уникальными и неповторимыми. Говорите чаще своим родным и близким «Я тебя люблю!» и тогда в вашем сердце будет всегда жить радость!! Слайд 14 | |